Блики

Григорий Спичак
Как всегда на 9 мая - поехал в родной город. На кладбище. Четыре-пять квадратных метров земли, где похоронены дедушка с бабушкой и отец. Помолился. Убрался на могилах, положил поминальные галеты у памятников (знаю, что неправильно, но пусть - не язычество это.Это символическая совместная трапеза. В их жизни с 1941 года мало потом оставалось совместных трапез).
 Собрался уходить, а память прямо голосом отца выбросила его частый упрек:"Что? И минутку не посидишь?". И я присел. Не думал ни о чем...
 По могилам прыгал блик от стекла моИХ часов... ИХ часов... часов.... "Вот лежат на этом клочке земли первопричины меня, - размышлял я, - И день сегодня, 9 мая, самый главный день в их судьбе, развернувшейся от этого дня (и 22 июня 1941-го, конечно) по совершенно другим маршрутам на Земле. А земля обычная. И сосны обычные. И рядом лежит обычный народ, который тоже первопричина того, что мы тут есть..." КЛАД...КЛАДбище...
Я почему-то ясно себе представил, как они будут вставать в Судный День.Вопрос на том суде от Судьи будет об этих поворотах - 22 июня, 9 мая, ...Где был? Что делал? ", может, наоборот - думал я, - Может, это от лукавого? Это здесь, на земле мы меркой "побед" и "поражений" меряем и даты назначаем, а там другой спрос будет". И вопрос. Например, спросит Бог у моего отца "Ваня, а как ты думаешь - где больше душа повредилась? Тогда, когда ты мертвых замороженных детей из колодца под Смоленском доставал или когда с соседом-туркменом из-за сена подрался уже в 70-х?. Тебе то сено практически ничего не решало, а у туркмена для козы только сено. У него и не было никого больше, кроме козы, собачки и кота. Впрочем, туркмен тот тоже ещё тот "подарочек" был - легко хватался за косу да за ножи. "Но не о сене речь, Ваня, - скажет Бог, - А о душе... Она ж попаляется гневом... Ты ж из принципа на ножи лез, а не из-за сена... "
... Херня какая-то вот в голову лезет. О Страшном Суде, о клочках земли с выкошенным сеном в середине 70-х.И земля и сено то сейчас в посёлке и районе моём никому и на фиг не нужны, потому что нет коз, и мало кто держит кроликов.И земли той гуляет впустую побольше, чем четыре-пять квадратных метров. Нет там первопричины ничего.Пусто..." Первопричина в душе...
 Батя сберег душу, Надеюсь, что и дед с бабушкой тоже. Сквозь войну, сквозь голод, сквозь клочки земли со спорным сеном. Тут и "вечные огни" ещё не вечные, и "день победы" - ещё не день победы. Добрый ответ на Страшнем Судище станет нашим Днем Победы...
... Я уходил. Кричали вороны и чирикали какие-то птички. Ну, вороны-то галеты высмотрели, им другого не надо. Я что-то высмотрел тоже.В блике по могилам от стекла часов моих... их...