Я приготовил себе обед и уже собирался сесть за стол, когда включился домофон.
— Кто?
— Дедушка, это я, Виталик!
Младший внук, четвероклассник. Сегодня у нас что? Среда. По средам у него шесть уроков, заканчиваются без десяти два. Сейчас четверть третьего, стало быть, он ко мне сразу со школы.
— Ты как, по делу, или просто навестить?
— И навестить, и по делу.
— Пообедаешь со мной?
— Вообще-то я в школе перекусил, и мама дома оставила…
— Да или нет?
Доза воспитания. Микродоза. Сомнения мужчина должен преодолевать внутри себя, а наружу выдавать готовое решение.
— Буду! А что?
— Суп с фрикадельками, блинчики с творогом. На третье сам выбирай: компот, чай с лимоном.
— А можно чай с клубничным вареньем? С бабушкиным.
Бабушка в последний год своей жизни наготовила солений-варений на несколько лет вперёд, словно чувствовала… Уже полтора года едим, а ещё до половины не добрались. Вот такую оставила о себе память. Ощутимую, материальную, вкусную…
— Сейчас посмотрю… да, есть одна баночка. Остальные на даче, надо будет привезти.
— У папы через неделю полёты заканчиваются, он приедет, и я попрошу.
— Попроси. Так какое у тебя дело, дружок?
— Двойку получил…
— Оп-па! Давно такого не было! И по какому предмету?
— По русскому языку.
— В диктанте ошибок нагородил?
— Не… по русскому устному.
— Погоди, что-то не пойму. Ты разучился разговаривать на родном языке?
— Не разучился. Наоборот. Придумал новые слова, которые Людмиле Петровне не понравились.
— Неприличные?
— Вроде нет, нормальные.
— Рассказывай подробно.
— Ну, прозвенел звонок, учительница объявила: «Конец урока!» А я добавил: «Лошадец!» Она подозвала меня к своему столу и потребовала объяснений. Я сказал, что слово «конец» происходит от слова «конь», а конь — это лошадь, только мужчина, лошадиный мужчина. Людмила Петровна ответила, что всё это глупости, и что так новые слова не образуются. Она ещё много чего наговорила, а в конце спросила: «Понятно?» А я возьми и скажи: «Лошадятно!» Тут она совсем рассердилась, назвала меня неисправимым и поставила двойку в дневник. Вот она, смотри!
— Красивая!
— Кто красивая? Людмила Петровна?
— Двойка в дневнике красивая! У твоей учительницы хороший почерк.
— Лучше бы она что-нибудь другое написала, пусть даже плохим почерком, — проворчал разобиженный двоечник.
— Ты ей объяснил, откуда взялось это твоё «лошадятно»?
— Не успел! Она меня прогнала и ничего не захотела слушать!
— Тогда мне объясни!
— Ну, значит, «понятно» — от слова «пони». А пони — это тоже лошадь, только маленькая… Деда, вот ты улыбаешься, и она могла бы улыбаться, а не сердиться! Я же ничего плохого не сказал. У меня ещё много всяких таких слов. Которые вообще нелошадятно откуда взялись.
— Э-э! Ты, вижу, совсем увлёкся! Надо говорить «Непонятно»! Так каких это слов у тебя так много?
— Например, «заслониться». Это что, спрятаться за слона? А почему не за бегемота? Получится слово «забегемотиться». Чем плохо? Даже красивее!
— Есть слово «щит». От него произошли такие слова, как «защита», «защититься». Которых хватает на все случаи жизни. Зачем придумывать что-то ещё, что не даёт ничего нового, а только понапрасну забивает голову?
— Это, конечно, верно… Но вот слово «самолёт»: разве он летает сам по себе? Ему нужны и двигатели, и горючее, и приборы, и пилоты со штурманами. А внизу, на земле, — огромные аэродромы, диспетчеры, радиомаяки… Это мне папа рассказывал. Как без всего этого самолёт мог бы летать? Сам!
* * *
В классный журнал двойку из дневника Людмила Петровна переносить не стала. Виталик закончил четверть с отличной оценкой по русскому языку.
Рига, 2019 г.