О тоталитаризме и социальной справедливости

Аникеев Александр Борисович
     Государство с одной разрешённой партией, которая жёстко предотвращает любое инакомыслие и предельно централизирует жизнь общества, принято называть тоталитарным. Такое государство искореняет всякую организованную оппозицию себе, запрещает всякую критику в адрес своей идеологии и политики,  блокирует умственное и нравственное развитие своих граждан. Но блокирует это развитие не во всех отношениях, а в самых важных для совершенствования человека и общества — в творческом отношении для самореализации. Что же касается других видов развития, то они допускаются и даже поощряются, если не противоречат господствующей идеологии и текущей политике тоталитарной партии такого государства.

     Запрет на всякую частную хозяйственную деятельность тянет за собою запрет и на свободу мыслить творчески.  Но может ли это быть эффективным, если за людьми будет признано право соглашаться или не соглашаться с этим запретом и публично доказывать его вредность? В защите от свободной критики будет нуждаться вся идеология такого государства и вся его политика.


     Однако развитие всех вторичных видов общественной жизни, не основанное на правильных фундаментальных идеях и потому лишённое правильного направления, обречено на неполноценность или даже на губительность для человека и общества. Люди в большинстве своём только подсознательно реагируют на все процессе в обществе и часто не способны действовать адекватно сложившейся ситуации.  В таких условиях каждый будет делать только то, что ему выгодно и удобно по его убеждениям и такова природа человека…

    Но вот что самое интересное: якобы антикапиталистическое тоталитарное государство с государственной собственностью на средства производства выстроено на товарном производстве и по сути само является капиталистическим и потому не может блокировать капиталистический негатив из сознания своих граждан, а потому является капиталистическим. Именно поэтому не могут развиваться даже те зачатки социализации общества, которыми обладали некогда их предки в своих общинах. Эти зачатки, при всей их неразвитости, всё-таки связывали людей идейно и нравственно, позволяли им понимать, сочувствовать и помогать друг другу не только на бытовом, но и на социально-экономическом  уровне.

    Государственный капитализм, якобы направленный на пользу всему народу, не может  связывать людей не только для того, чтобы они могли победить капитализм, но и способствует ещё большему сползанию людей в беспросветный индивидуализм. А индивидуализм невозможен без эгоизма, который делает людей неспособными думать о других членах общества.

    Вытравливая из людей эти зачатки, тоталитарное государственно-капиталистическое общество разъединяло их внутренне и подготавливало тем самым свою собственную гибель в будущем. Оно обеспечивало почти полное и окончательное торжество капитализма после своей гибели.

     Вот какую ценнейшую услугу оказал товарищ Ленин хозяевам капиталистической системы. Он, во-первых, замаскировал их господствующее положение в системе капитализма или, по меньшей мере, позволил им затеряться среди множества мелких её организаторов. И дезориентировал тем самым противников капитализма по части понимания ими не толькр Маркса, но и самой действительной природы капитализма. И, во-вторых, он демонизировал всякую частную собственность, предопределив тем самым её запрет со всеми вытекающими отсюда последствиями.  Вот почему памятник Карлу Марксу в России сносят, а в Германии ставят…
 
     А какую пользу частная собственность может принести, если будет не господствовать над государственной собственностью, а дополнять её?

     Выше было сказано о том, что произойдёт с государством, если оно запрещает частную собственность. Следовательно, она является одним из условий, предохраняющих социалистическое государство от превращения в государство тоталитарное. А в чём конкретнее эта её роль?

     Начнём с того, что без государственной идеологии любое государство обречено на загнивание и, в конечном итоге, на распад. С утратой государственной идеологии подавляющее большинство населения утрачивает организующие его ориентиры и нормы жизни. Оно граждански слепнет и рассыпается на не связанные между собою сообщества. А вслед за этим гражданским ослеплением начинается всё больший нравственный и духовный упадок.

     Причём вместе с разобщением населения начинается раздрай среди самих представителей государства, его функционеров. Вместо того чтобы служить своему народу и государству и в этом служении обретать своё достоинство, они обворовывают свой народ и государство и тем предопределяют его гибель в будущем. Гибель, которая скажется на судьбе их собственных потомков.

     Вот почему так понятно стремление истинных государственных мужей утвердить в стране здравую государственную идеологию и объединить под её властью по возможности всех для утверждения большинством населения новых, более  справедливых законов.

     Но как быть с теми, для кого они неприемлемы? Закон суров, но это закон! Но закон хорош только тогда, когда за такой закон абсолютное большинство населения, а как это возможно в тоталитарном государстве, основанном на страхе за нарушение именно буржуазных законов? Когда все партии отличные от курса правящей тоталитарной запрещены или их создание присекается в зародыше?

     Значит, необходим какой-то разумный компромисс между стремлением одних утвердить государственную идеологию в стране и стремлением других утвердить право граждан на несогласие с господствующей государственной идеологией и пока ничего лучше партийного парламентаризма не придумано.

     Этот компромисс должен быть гарантирован не только соответствующей статьёй конституции страны, потому что конституции слишком часто лишь декларируют закон и он живёт лишь на бумаге. А раз законы не работают, то нужна более весомая гарантия и такой гарантией должна быть хотя бы законодательная власть объединённого народа! Ведь у народа может быть только законодательная, ибо ни исполнительной, ни судебно правоой власти у народа быть не может...

     Правильно организованная социально-экономическая система должна быть гарантией того, что государство не воспользуется своей силой для подавления свободы мысли в стране. А не воспользуется оно своей силой потому, что при законной мелкой и средней частной собственности новый социально-экономический закон никому не позволит быть обездоленным.  Но мелкая и средняя частная собственность не должна стать опорой и убежищем для антинародной, эксплуататорской деятельности, а любые попытки к такой деятельности станут сигналом опасности для трудящегося населения всей страны.

     К сказанному можно добавить, что наличие здорового творческого инакомыслия направленного на улучшение жизни трудящегося и нетрудоспособного населения, пусть даже в виде политической оппозиции, это условие здоровья и совершенствования государственной идеологии и самого государства

     Ведь всякая правильная мысль развивается в борьбе с мыслями ложными и противоречащими здравому смыслу. Если правильная мысль побеждает, но её носителей нет у власти, то все противоречащие ей мысли будут вне закона! Они будут оказывать дурную услугу самой победившей мысли, ибо её носители успокаиваются на своей правильности и перестают самосовершенствоваться, а впадая в самодовольство становятся не способными замечать элементы истины.

     Но совершенствование государственной системы зависит не только от уровня состязания политических партий в борьбе за власть, оно зависит также от уровня сознания всего народа страны. Именно поэтому разносторонне образованное население является залогом его социальной стабильности и социального развития. Чем выше уровень образования населения в стране, тем больше надежды на то, что правильные мысли восторжествуют в самом государстве.

     В ходе истории развития человечества представители правящих классов всегда убедительно доказали свою способность использовать самые высокие идеалы в своих корыстных интересах. И народы, оставаясь в своём подавляющем большинстве малоразвитыми в умственном и нравственном отношении, оказывались часто не способными в этом помешать правящим классам.

     Вот почему, чтобы не повторять преступных ошибок прошлого, руководители любого государства должны осознать свою ответственность за постоянное повышение уровня жизни своего народа. Причём нравственный, общественно-политического уровень развития должен быть не ниже  научно-технического уровня, ибо именно эти уровни определяют основы жизни как отдельного человека, так и всего общества.

     А для того, чтобы соблазны власти не затмевали этой обязанности руководителей государства, об этом должно быть прописано в конституции страны. Население должно учиться со школьной скамьи тому, что до тех пор, пока оно будет оставаться неразвитым в нравственном и умственном отношении, его участь мало будет отличаться от участи рабочего скота, а будущее его потомков будет ещё хуже, чем его настоящее, потому что способы эксплуатации людей совершенствуются в ходе истории и будут продолжать совершенствоваться, как и социальные законы при определённых условиях.

     Эта мысль о необходимости повышения образования народа окажется посторонней для него мыслью, если будет насаждаться в нём только сверху, а не развиваться в нём самостоятельно. Необходимо сочетание идей, идущих сверху вниз, с идеями, идущими снизу вверх. В этом случае будет происходить действительное совершенствование идей того и другого рода. Будет происходить их свободное взаимопроникновение, образование и постоянное совершенствование общенациональной идеологии с отбраковкой всего ложного, что может мешать развитию государства и его населения.

     Если же правильные идеи и нормы жизни будут усваиваться народом пассивно, то это будет не совершенствование его сознания, а имитация его совершенствования. Это будет фактически его программирование. А тех, кого программируют, могут и перепрограммировать. Как это и случилось с советским народом, которого перепрограммировали всего лишь за несколько лет перед тем, как уничтожить Советское государство.

     Вот почему нужна самостоятельная мысль каждого человека, проверяющая ценность высших идей и участвующая в их развитии. А самостоятельной мысли не может быть без её свободы и её участия в созидании общих идей. Но опорой и убежищем для свободы мысли человека в социалистическом государстве как раз и является правильно организованная социально-экономическая жизнь населения страны!


     Итак, вот первая польза, которую получит социалистическое государство от частной собственности, если частные владельцы средств производства распорядится ею, обеспечивая каждого своего работника социально-бытовыми условиями жизни согласно Закона! Такое государство предохранит себя тем самым от превращения в тоталитарное государство со всеми катастрофическими последствиями, которые с ним связаны.

     Этой пользы вполне достаточно для того, чтобы признать такие  социально-экономические взаимоотношения в обществе социалистическими.

     Вторая польза от частной собственности будет заключаться в том, что она разгрузит государство от множества мелких и средних по своей значимости хозяйственных, бытовых и культурных забот, которые в масштабе страны при неукоснительном соблюдении закона не позволит обогащаться одним за счёт нищеты других, ибо с правом на труд социализм  каждому гарантирует право на жизнь достойно труда от его количества и квалификации.

     В этом случае государство должно быть сосредоточено на главных общегосударственных проблемах, требующих от управленческого аппарата неукоснительного соблюдения законности и безопасности государства, а не возлагать их на парикмахерских, на ремонт одежды и на других необходимые, но маломасштабные дела. Со своими делами которые частные предприниматели справляются, как правило, намного успешнее государства. Успешнее потому, что им на местах виднее все местные особенности и нужды, учесть которые (а удовлетворить тем более) не может никакой Госплан. Даже в том случае, если его оснастить самыми совершенными компьютерами, ибо компьютеры управляются людьми, а передоверять их меньшинству власть имущих над большинством людей лишено смысла.

     Но дело не только в этом. Ещё важнее то обстоятельство, что стремление подчинить своему господству всё народное хозяйство вплоть до мелочей ведёт к такому разбуханию управленческого аппарата, которое делает невозможным качественный контроль за ним и позволяет армии управленцев, от самых мелких до самых крупных использовать своё служебное положение в своекорыстных целях. Т.е. вступать в сделки между собой по принципу «ты – мне, я - тебе».

     И с этой преступной практикой государство не в силах справиться, такак организация любой системы контроля ведёт не столько к пресечению преступлений, сколько к втягиванию в них самих контролирующих. Чем больше контролёров, тем больше среда, доступная распространению в ней эгоистической плесени, которая пронизывает государство чем дальше тем больше. А честным людям нечего бояться учёта и контроля, да и не они определяют негативные процессы в обществе, а противники гуманизма, равноправия и социальной справедливости, то есть социализма.

     Казалось бы, помочь государству в этом деле способен лишь беспощадный террор по отношению к преступникам, а преступниками могут быть только те, кто нарушает закон.

     В борьбе за власть и за лучшие условия жизни эгоисты в обличии социалистов неизбежно разделятся на враждующие группировки и направят свой террор не только на действительных и мнимых преступников, но и друг на друга. А найти состав преступления у кого угодно (у своих же противников тем более) они сумеют. И что получится в результате?

     А в результате получится такой кошмар, что выбраться из него захотят со временем если не сами его организаторы, то их наследники. Но выбраться из него они смогут только в такое «общество», устройство которого как раз и обрекает его на всё большее внутренне гниение. Всеобъемлющий террор, следовательно, не спасение от эгоистической плесени, а поэтому такое «лекарство» может быть хуже самой болезни.

     Полноценный контроль за управленческим аппаратом, как в области государственного хозяйства, так и в области частного хозяйства, возможен лишь в том случае, если он будет исходить не только сверху, т.е. от руководителей государства, но и снизу, т.е. от подавляющего большинства самого народа. Но может ли это большинство действительно контролировать порядок в хозяйственной жизни страны, если оно неграмотно в социально-политическом отношении и, что не менее важно, практически безвластно, т. е. подчинено полностью руководителям государства и зависимым от них инстанциям?

     И в этом вопросе мы опять возвращаемся к тому, что было уже сказано ранее, но в более общем виде. А именно: без развития народа в нравственном и умственном отношении его контроль за хозяйством в социалистическом государстве невозможен. А это значит, что и полноценный государственный контроль за хозяйством страны невозможен тоже. Условием же развития народа в нравственном и умственном отношении является достаточная степень свободы мысли и творчества в стране. А эта свобода мысли как раз и невозможна без её защиты и поддержки со стороны частного сектора в общенародном хозяйстве.
 
      Итак, государство, централизующее полностью своё хозяйство в своих руках порождает в нём питательную среду для возникновения и размножения своих собственных могильщиков. Они возникают и размножаются в лице эгоистов самого разного рода и калибра, от самых умеренных до самых неумеренных и от вполне сознательных до бессознательных, если нет сдерживающих мотивов. Лишённые высших целей и интересов, без которых здоровое государство невозможно, все они работают, сознавая или не сознавая это, на его разрушение.

     Социализм не отталкивает от себя представителей мелкого и среднего капитала, а привлекает их к себе, разъясняя им две важные истины и примером здесь могут быть все социально развитые страны. Во-первых, ту истину, что капитализм был создан мировым банковским капиталом, разрушающим все традиционные человеческие ценности и превращающим жизнь человеческую в безумную гонку за личным материальным успехом по капиталу, а не по труду.

      И, во-вторых, ту истину, что всякому добросовестному предпринимателю попросту выгоднее  жить в обществе нравственном и под его контролем, нежели под контролем врагов человечества. Создание же нравственного общества и нравственного государства как раз и есть цель социалистического общества, то есть общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости,  которое пора научиться отличать от подделок, выдающих себя за такое общество.

     Природа частного предпринимательства выше и противоречивее капиталистического общества, ибо  оно может служить как добру, так и злу, но при социалистических законах она не может служить злу по определению социалистической законности.  А это зависит не столько от личной предрасположенности частного предпринимателя, сколько от состояния общества. Будет общество высоконравственным – и частное предпринимательство будет служить в нём добру. А будет общество безнравственным, то не только частное предпринимательство будет служить в нём злу, но и государственный сектор хозяйства будет разъедаться личным и клановым эгоизмом.

     А для того, чтобы общество совершенствовалось, необходимо совершенствование самой системы государства, самой организованной его части. Будет такое совершенствование – будет и совершенствование всего общества, а вместе с ним и совершенствование представителей всех частей системы такого государства. Эта система будет тем чище и светлее, чем чище и светлее будут все члены общества.

     Когда за равное рабочее время в общественно необходимом труде каждый будет иметь относительно равные нормы общественно необходимых норм потребления, имея зарплату по квалификации труда, то у каждого будет формироваться и соответствующее духовное мировоззрение! Каждый будет видеть смысл своей деятельности не только в своём личном и семейном материальном благополучии, но и в служении своему обществу и своему  народу. И каждый в этом своём служении обществу обретёт высшую для себя награду.

     В подкрепление сказанного можно добавить, что совершенствование общества невозможно без некоторой аскетизации жизни всех его членов ради свободной и разумной аскетизации всего общества ради достижения некоторых его достижений, например ради освоения ближнего и дальнего космоса. Но это тоже должен решать сам народ этого общества, а не кучка его избранников, ибо делаться всё это будет трудом этого народа.


     Если капитализм раздувает ложные потребности всех членов общества и делает его тем самым не способным к высшей духовной жизни, то здоровое общество будет учить каждого человека ограничивать свои низшие потребности до разумной их нормы. Чтобы он сохранял свои силы и своё  время для овладения духовным богатством, которое, в отличие от богатства материального, действительно обогащает человека знаниями ради благородного творчества, которое есть условие единства человека с природой и с другими людьми, что является одним из условий здорового общества.

     В развитом социалистическом обществе личное и семейное материальное благополучие станет попросту необходимым для развития всего общества. Зачем навешивать на себя драгоценности и копить их в своей семье, если это форма той древней дикости, когда язычники красовались кольцами в своих ушах, носах и прочих местах ради того, чтобы выделиться внешне, а не умом, из среды себе подобных?

     А если это так, то и частное предприятие в развитом социалистическом обществе будет служить не личному и семейному материальному обогащению его владельца, а той же самой цели, которой служит любое государственное предприятие — морально-нравственному здоровью и интеллектуально-духовному развитию всех членов общества!. Цели у всех станут общими, а разница между ними будет лишь в способах и целях служения обществу.

     Это разделение видов служения общему делу будет в чём-то подобно тому разделению на мужской и женский труд, которое было некогда в традиционной крестьянской семье, когда учитывались особенности мужского и женского организма. Мужчины выполняли физически более тяжёлую работу (пахота, покосы, скирдование и т.д.), женщины – более посильную для них, но не менее важную и трудную работу (уход за детьми, домашние заботы и т.д.), и такое разделение труда было разумным.

     Таким же разумным должно стать и разделение сфер приложения сил в социалистическом государстве между разными секторами в службе своему народу и отечеству, между государственными секторами хозяйственной деятельности разных служб своему отечеству, когда каждый для всех и все для каждого на своём рабочем месте и никаких незаслуженных льгот и привилегий в потреблении необходимых каждому средств для полноценной и творческой жизни.

     А в заключение можно сказать, что борьба с эгоизмом, с этой глубинной причиной всех грехов и преступлений, в том числе и борьба с пагубным использованием морфиеподобных веществ, если будут какие-либо поощрения со стороны окружающих, если каждый не будет знать, что его успешная жизнь зависит от этих окружающих его людей, как и их жизнь от их добросовестности и духовности, вообще не имеет смысла!

     Если каждый будет знать, что высшие идеалы и нормы жизни достигаются только каждодневным трудом своих мышц, души и сердца, имеют своим источником веру в то, что КАЖДЫЙ  может стать тем, что делает Человека совершенным как в нравственном, так и в умственном отношении. Если человек верит в это, то его жизнь приобретает высший смысл, что не уничтожается даже его физической смертью, ибо он продолжает жить в сердцах миллионов людей, которые продолжают его дело или пользуются его опытом и знаниями.

     Непонимание людьми важности вопроса ответственности каждого перед обществом было и остаётся главной причиной разложения и распада любой крупной государственной системы.

     Но это слишком большая тема, не коснуться которой нельзя по причине её важности, а раскрыть в нескольких словах невозможно по причине её сложности и глобальности.



     Мне пишут, что я мечтатель, что такой России никогда не будет и она вырождается.

     Но это зависит от самого народа России.

     Русского государства, возможно, никогда не будет, а Россия и русский язык ещё столетия будут жить и здравствовать, меняясь и развиваясь как и всё на этой земле.

     Но если большинство российского народ решит, что российское государство должно быть социалистическим и объединится для этого, то такое государство БУДЕТ!