Эволюция искусства. Этюды. Часть-2

Кабаков-Кабацкий
               

Венеция.




После завтрака мы отправились на экскурсию во дворец Дожей.
Дворец прямоугольной формы, на трёх высоких этажах с большим внутренним двором, дальний конец которого упирается в боковую стену Собора Святого Марка.
Кажется, сделан дворец в восточном, мавританском стиле, с широкими мраморными лестницами и высокими, инкрустированными разного рода украшениями, потолками.
Дворец выстроен в одиннадцатом веке, но после большого пожара, был почти сразу восстановлен. Первый дож Республики Венеция, избран в девятом веке и с той поры, их сменилось несколько десятков.
В тринадцатом веке, Венеция стала коммуной и управлялась Советом. Но видимо «коммунальщики» не справлялись с управлением и потому, город вскоре стал вновь республикой во главе с Дожем и разного рода вспомогательными Советами.
Такая своеобразная торговая «советская республика», продержалась почти до конца восемнадцатого века.
Дож был в этой республике, как президент и верховный судья, одновременно. Помимо Совета, состоящего из десяти человек, в городе были и Цензоры, которые следили за соблюдением законов и сохраняли чистоту нравов, в том числе в печатной продукции.
После избрания, Дожи руководили городом до конца жизни и жили во дворце вместе с семейством.
Довольно часто, во дворце случались пожары — ведь тогда обогревались каминами и топили дровами. Но каждый раз, дворец восстанавливался и становился краше прежнего - республика Венеция была одним из самых богатых и сильных средневековых государств и потому, сокровища стекались сюда со всего света...
Дворец и сегодня украшен знаменитыми полотнами итальянских художников: Тициана, Тьеполо, Тинторетто, Веронезе, Беллини и многих других известных живописцев. Видно было, что искусство всемерно поддерживаемое богатством, процветало в республике с давних пор.
В те времена, основными сюжетами картин, были история христианства и войны, а в скульптурах - разного рода аллегории и мифические сюжеты.
Была во дворце и тюрьма, а какое то время, даже две — на чердаке и в подвале. Эти помещения производят, отчасти по контрасту, самое мрачное впечатление. Узкие каменные угрюмые мешки без воздуха с толстыми решетками, справиться с которыми были неспособны и мифические гиганты.
Спали «зэки» на нарах и изредка выходили на прогулку в узкий дворик-колодец.
Здесь же, во дворце, существует так называемых «Мост вздохов», по которому приговорённых к смерти вели на казнь. Название понятно - как тут не вздыхать если знаешь, что совершаешь последние в жизни шаги...
Об этом дворце можно писать бесконечно и наша экскурсия длилась три с половиной часа. Громадные залы заседаний и собраний в нём сменялись разного рода комнатами приёмов и личными покоями Дожей. И всё это украшено картинами, скульптурами и замечательными потолками, о которых надо как-то особо рассказывать...
Вышли из дворца на белый свет ошеломлённые всем увиденным и изрядно уставшими. Пошли на набережную, где дул прохладный ветерок с воды и отдохнув немного в городском саду, возвратились, теперь уже в музей аббата Карера, который жил здесь около двухсот лет назад и оставил городу замечательную коллекцию картин, скульптур, монет и разного рода достопримечательностей.
Этот музей один из лучших в «музейном городе» Венеции и соседствует ещё с музеем археологии и музеем истории города.
При входе во дворец Дожей, мы купили такой общий билет, по которому могли ходить бесплатно ещё в несколько музеев. Это было совсем недорого, но для «музейщиков», таких как мы — очень удобно...
Все музеи расположены в бывших дворцах знати и представляют из себя шедевры архитектуры. Не исключением был и музей Карера.
Большая мраморная лестница вела на второй этаж громадного здания, протянувшегося на сотни метров в сторону «Гранд-канале».
И вновь, мы увидели картины знаменитых итальянцев, скульптуры восхитительного Кановы, который, как оказалось, в жизни был толстым и некрасивым.
Может быть поэтому, все его модели так ангельски стройны и легки, а их лица красивы и значительны. В этом случае, талант ваятеля соединился с талантом романтическим и мечтательным.
Может быть поэтому, мы по-прежнему очарованы творениями мастера, который жил и работал около двух столетий назад. Трудно представить себе теперешних скульпторов, так нежно и чисто работающих с мрамором…
Из музея Карера, перешли в музей археологической скульптуры и тут наше воображение поразили бюсты исполненные около двух тысяч лет назад и больше.
Там были все знаменитые портреты императоров, которые я знал из учебников истории Древнего Рима. Был там и бюст Марка Аврелия, императора - философа, труды которого я читал незадолго до приезда в Венецию.
Его грустные размышления о тщете жизни и неизбежности смерти навеяли на меня тоску, и я, приглядываясь к бюсту, невольно отмечал черты грусти и даже страдания в трагическом выражении на лице этого императора-пессимиста...
В музее истории Венеции, было много морских карт и я вспомнил, что в периоды расцвета, Венеция становилась торговой империей и её власть, а точнее власть её денег распространялась на пол мира…


Назавтра, мы отправились в базилику Святого Марка, билеты в которую заказали ещё из Лондона, по интернету. И правильно сделали, потому что когда мы в десять часов утра, пришли на площадь, очередь в собор уже растянулась на сотню метров.
Вход в собор бесплатный, но летом попасть туда без длинных очередей очень трудно, потому что посмотреть это религиозное «чудо света», стремятся все те, кто приезжает сюда отдохнуть и полюбоваться красотами Венеции, - города на воде — единственного в своём роде...
Уже при входе, увидев всю красоту внутреннего убранства, невольно охватывает изумление и преклонение перед гением религиозного человека. Пять огромных куполов и всё пространство храма украшено древними золотыми мозаиками, наполненными драматическими сюжетами из Нового и Ветхого Заветов.
Всё это создано руками первоклассных художников, скульпторов, архитекторов и осенено образом незабвенного Иисуса Христа, чьё имя получила название древняя европейская цивилизация, существующая и по сию пору.
Этот храм собрал и показал всему миру основу того культурного феномена, который историки назвали Ренессансом и расцвет которого, пришелся на конец Средневековья.
Этот ансамбль созданный людьми того времени, является воплощением мощи и совершенства человеческого духа, стремившегося возвеличить Создателя, Мессию и святость христианских подвижников, воплощавших в себе Новый Завет.
Этот храм называют ещё храмом тысячи колонн. И действительно, колонны разных форм и размеров, созданы из разных материалов и разными мастерами, на протяжении многих веков трудами скульпторов и каменщиков, художников и камнерезов. Есть колонны полностью покрытые резьбой и скульптурными горельефами. Есть высокие прочные колонны из гранита, мрамора и алебастра.
И всё это, долгие столетия поддерживает громадные пространства «молельного» дома. Интерьеры этого громадного храма, неоднократно горели на протяжении почти тысячелетия существования и их приходилось каждый раз восстанавливать и украшать заново...
Удивляют не только мозаики, растянувшиеся по потолкам и стенам, но и мозаичные мраморные и каменные полы, покрытые чудесными рисунками и монограммами. Здесь чувствуется влияние разнообразных культур и художественных направлений, существовавших в мире в те давние времена, и доступные венецианским купцам.
Начиная с одиннадцатого века, согласно принятому в Венеции закону, каждый корабль возвращавшийся из дальнего плавания, обязан бы преподнести богатый подарок Базилике Святого Марка и таким образом в храме накопились большие и блестящие сокровища - отражение культур и религий всего средневекового мира.
Об этом храме, можно говорить бесконечно. Но я стараюсь передать только часть тех впечатлений и эмоций, которые вызвали у меня свидание с этим мировым чудом - сосредоточением средневекового искусства и религиозного экстаза...



Свнт – Микеле.


На обратном пути в Венецию, мы заплыли на остров Сант-Микеле, где расположено венецианское кладбище. Это кладбище, рядом с монастырём Сант-Микеле, поражает своей запущенностью, гремящими в знойном сухом воздухе однообразными песнями цикад и странными стенками, в которые вставляют останки умерших взрослых и детей, как ящики в книжные шкафы - такова современная местная традиция захоронения умерших.
Есть там и православное кладбище, на котором похоронены Дягилев и Стравинский, а на евангелическом — Бродский и Эзра Паунд.
Но это кладбище, странным образом напомнило мне запущенные российские захоронения, где сломанные плиты надгробий и выгоревшая серого цвета трава, ассоциируется с социальными катастрофами: революциями и контрреволюциями.
Кладбища эти запущены, забыты родственниками похороненных здесь, в отличии от той же Франции, где кладбища напоминают кукольные города, или кладбища в Англии, которые всегда осенены кладбищенскими деревьями и где пахнет густыми ароматами хвойных деревьев.
Такие ухоженные захоронения, говорят об уважении живых и живущих ныне к тем, кто умер давно или совсем недавно...
На фоне неухоженности и даже разорения, царящего кругом, порадовали зелёной травкой и недавно высаженными деревьями могилы Стравинского, Дягилева, Эзры Паунда и Бродского. Видно было, что многие поклонники этих умерших гениев, бывают на кладбище и среди них, есть люди, которые за этими могилами ухаживают .
Сам я, поклонник поэтического дара Эзры Паунда и вспоминая его трагическую жизнь, полную заблуждений и наказаний за них, я умилялся ухоженностью этой могилы и думал, что это крошечное воздаяние поэту, за все тревоги и тяготы его трагической жизни. Как впрочем и у Бродского.
Оба, пытались найти жизненное счастье вне родины и оба умерли одинокими и разочарованными.
Дела не меняет то, что один стал политическим преступником – Эзра Паунд, а второй – Иосиф Бродский - лауреатом Нобелевской премии. В личной жизни, внешнее признание, только поощряет внутреннее одиночество!
Мне кажется, что уехав из России, Бродский потерял покой и смысл человеческого существования и его последнее прибежище, в далёкой от России Венеции, только подчёркивают, весь трагизм и безбытность его нелёгкого существования...
Судьба Дягилева, тоже полна драматизма. После оглушительного, скандального успеха «русских сезонов» в Париже, великий антрепренёр кажется немного потерялся в плеске бравурных оркестров и шипении пенящегося в праздничных бокалах, шампанского - продолжать обычную жизнь, ему было трудно.
А тут ещё, в России неожиданно грянула революция!
Всё это сделало Дягилева невольным путешественником и наверное очень несчастным человеком. Хотя – как говорят - «мёртвые сраму не имут», и может быть совсем не важно для умирающего или уже умершего человека, где и как он будет похоронен.
Но могила на чужбине, всегда вызывает у меня невольную грусть и сочувствие!


Назавтра, жарким днём, мы пошли во дворец-музей Резонико, наполненный живописью и реставрированными картинами старых мастеров. Эти картины, сверкают восстановленными яркими красками и производят очень сильное впечатление.
В большинстве музеев, мы, по сути видим картины - «мумии», - засохшие и выцветшие следы былого великолепия..
После этого музея, мы проплыв несколько остановок на «трамвайчике, высадились у Академии художеств, расположенной в переделанной под галерею, старой красивой церкви.
Здесь, в экспозиции, вначале стоят старинные иконы, вполне сравнимые с греко-русскими иконами на досках, очень тонкого, лёгкого письма и в большинстве, представлены мастерами тринадцатого-четырнадцатого веков.
По странной, для меня православного, католической традиции, на этих иконах в основном, в качестве главного действующего лица, изображена Богоматерь - Дева Мария, либо ещё один «второстепенный» персонаж Нового Завета — архангел Гавриил, благословляющий, часто «средних лет женщину» на рождение Исуса Христа.
Хотя в Библии говорится, что Дева Мария, была совсем юной девушкой, когда родила Спасителя. Также, много сюжетов с Девой Марией, держащей на руках младенца Иисуса.
Но самого Иисуса, уже в его взрослом виде на иконах почему-то почти нет...
Потом уже, в следующих залах, моё внимание привлекли большие картины, изображающие крестные муки Христа, в окружении разбойников и учеников. Разбойники, в отличии от Иисуса Христа, не прибиты гвоздями к Т-образному кресту, а привязан за локтевые сгибы, верёвками...
Мне вспомнились все богословские трактаты, в которых историки пытались выяснить, как был распят Спаситель, кокой формы был деревянный крест, и как выглядела сцена этой мучительной казни. Сюжеты этих картин, во многом отражают ту точку зрения, которая в те времена была популярной.
Мне кажется, корни этой традиции, в «очеловечевании» Нового Завета, отражающей тенденцию урезания, усреднения, «подчистки» революционных Заветов самого Иисуса из Назарета и выдвигание на первый план, вполне второстепенных персонажей.
В этом, случае, для меня видна работа «человеческого, слишком человеческого» предания, которая приглушала революционность учения Иисуса, на протяжении всего времени развития христианства.
Ведь в Евангелиях, роль Богоматери, иногда подаётся почти в негативном свете. И слова Иисуса «Кто матерь моя и кто братья мои...?», обращённые к ученикам, показывают его отношение к своим родственникам. Как мне видится, для Иисуса из Назарета, его братьями и сёстрами были его духовные последователи - «рабы и даже мытари», но не родственники...
Надо отметить, что культ Богоматери был утверждён на одном из соборов, уже только в пятом веке. Ещё во времена Иоанна Златоуста, многие его последователи, относились к Деве Марии, как к обычной женщине и только в католичестве, со временем богословы стали утверждать, что она тоже была рождена непорочным зачатием.
Это нагромождение «святости», там где она вовсе не нужна, создавала разного рода побочные христианские культы и даже секты, оставляя в стороне подлинное значение слов и дел Иисуса Христа в Писании, и даже его мучительную смерть, во имя спасения человечества от грехов...
Глядя на этот набор сюжетов в картинах итальянцев, я лучше начинаю понимать протестантов, совершивших Реформацию, в надежде возвратиться к Писанию, освобождённому от привычного для средневекового феодализма толкования Нового Завета, вполне в традициях Ветхого Завета...
Старые художники, часто пишут распятого Иисуса в окружении разбойников. Но так ли близки были Иисусу из Назарета на Голгофе, разбойники и в идейном и в физическом смысле.
Всё-таки, главная трагедия всего произошедшего на Голгофе — это казнь Сына Божиего, воплощенного в человеке Иисусе Христе. Разбойник, который попадёт в рай — это линия всё-таки боковая и не имеющая большого значения деталь в Евангелиях...
Но возвратимся в Венецию...
В Академии, много картин Тьеполо, Беллини, Тинторетто, Веронезе и других, знаменитых и не очень, итальянских художников, писавших громадные картины, в основном на библейские сюжеты. Несколько картин посвящено Святому Георгию, убивающему дракона, причём дракон на всех картинах, напоминает детёныша бронтозавра - «небольшой такой».
Есть большая картина, которая иллюстрирует кражу в Александрии тела Святого Марка, который выглядит вполне, как совсем недавно умерший.
И к тому же, несмотря на то, что дело происходит в Венеции, рядом с телом Святого Марка, стоит огромный верблюд, видимо должный напомнить, что святой был привезён из Александрии, то есть из Африки...
Размышляя над увиденным, я подумал, что в Италии, и в Венеции в частности, вслед за периодом икон, последовал Ренессанс, который возродил, утраченное в тёмное Средневековье, искусство древней Греции и Древнего Рима.
Однако в России, техника живописи, осталась ещё несколько столетий на уровне иконографии и живопись, как таковая, возродилась уже в восемнадцатом веке и расцвела в девятнадцатом, уже будучи совершенно светской.
На мой взгляд, эта «задержка» в культурном развитии России обусловлена самодержавием и крепостничеством, которые и «заморозили» все искусства на долгие столетия, а в живописи - на стадии освоения писания икон.
В это же время, в Италии развивались и набирали силу города — республики, в которых искусство, приобретало всё более светский характер, при покровительство богатых граждан этих городов — государств...

                Май 2019 года. Лондон. Владимир Кабаков



…Посмотрел, как в Питере, дети играют в детских комнатах, которые созданы в нескольких районах города: посещение этих детских «клубов» для малышей, впечатляет.
Тут есть всё, и мини горки с ямой для пластмассовых шаров, и физкультурные тренажёры и игрушечное пианино, на котором бренчать дети ещё не достигшие двухлетнего возраста. Тут есть велосипеды, правда пока трёхколёсные и даже кухня, а туалеты размерами рассчитанные на детей. Стены расписаны картинками, а мамы приводящие детей в этот клуб сидят отдельно от детей и имеют возможность пообщаться и просто поболтать «за жизнь». И всё это бесплатно – вот что самое главное.
Такого я нигде не видел, в том числе в самых продвинутых и богатых странах, а если они есть, то платные. Нечто подобное я видел в супермаркетах в Европе и в Китае. Но ведь туда люди приходят за покупками и такие площадки для детей входят в стоимость товаров и продуктов.
И глядя на это великолепие – другого слова не нахожу, я подумал, что в России, до сих пор сильны традиции оставшиеся ещё со времён Союза. То есть в душах людей сохранилось то хорошее, что было при советском социализме.
…Будучи в Иркутске прошлым летом, я был удивлён размахом праздника, который проходил на одной из центральных площадей города. Это был день Бурятии и на прилегающих к крытому спортивному комплексу площадках, буряты установили традиционные юрты, в которых показывали предметы народного творчества и даже бесплатно угощали национальными блюдами. Буряты, как гости и хозяева праздника были в национальных одеждах, а в зале стадиона проходили концерты бурятских самодеятельных и профессиональных артистов.
И уходя с праздника многие шли в расположенный рядом «Околоток» - реставрированный уголок старого Иркутска, где стояли деревянные дома и в них разместились магазинчики, кафе, рестораны и книжный магазин, где есть отдел букинистической книги. Рекомендую погулять по «Околотку, если будете в Иркутске…
 Этот весёлый многолюдный праздник тоже поразил меня, замечательной организацией и дружелюбием. Интересная деталь – совсем не видно было пьяных и было много семей с детьми разного возраста. И естественно было много молодёжи…
Вот таких примеров возрождения России, после долгого обморока в котором пребывала страна во времена правления русских либералов, олигархов и бандитов, на самом деле очень много в стране. Просто надо уметь увидеть хорошее, но этим умением обладают сегодня немногие из тех кто работает в СМИ, пишет книги, ставит постановки в театрах и делает российское кино. Неумение, а часто и нежелание видеть хорошее, в среде российских образованцев породило жанр «эстетизированной чернухи», особо популярной в либеральной тусовке, может быть потому что эта чернуха о российской жизни хорошо продаётся на Западе. Именно этим в основном и объясняется её популярность в самой России!
 Все положительные черты новой России, почему то мало заметны на фоне тотального критиканства российской жизни и государственных чиновников. А люди, критикующие Россию изнутри, часто говорят о нынешней реальности более зло и презрительно, чем даже недруги России на Западе…
Психологически это вполне объяснимо, потому что быть положительно настроенными гражданами своей страны намного труднее, чем быть негативистом и критиканствовать по поводу и без повода всё и вся.
Часто такие критиканы откровенно злорадствуют, издеваясь над проблемами и жертвами неустроенности жизни и даже катастроф! Психологически это объяснимо - привлекательность зла давно известна, как известно и то, что «ломать не строить». Разрушение не требует каких-то душевных и физических сил, тогда как строительство нового требует от всех граждан страны и особенно от чиновников и богачей упорства и самоотверженности! Вспоминается японский афоризм: «Чтобы соблюдать порядок внутри и вовне нашей личности, надо приложить много душевных усилий».
 Особенно изощряются в шельмовании и откровенном презрении к всему происходящему в стране люди из «либеральных» СМИ, которым всё в России плохо и всё не так. Например главный рупор западников и доморощенных либералов – «Эхо Москвы», откровенно поливает грязью всё что происходит в России, смешивая и проблемы существуют в любой стране, и то хорошее, что происходит в России.
Не видеть это хорошее, перемены к лучшему происходящие в стране ежедневно, могут либо дураки, либо провокаторы, для которых целью жизни стало критиканство России и возвеличивание и мифотворчество о Западе. Они, не скрываясь, называют простых россиян «совками», причисляя себя к избранным, к элите, к креативному классу.
Я уже неоднократно писал, что от просмотра таких видеороликов в интернете, слушания и чтения выступлений клиентов «Эха…», у меня невольно возникает рвотный рефлекс. Неужели эти социальные идиоты не понимают, что даже в благополучной Англии, где я живу пару десятков лет, есть проблемы, вызывающие озабоченность и даже страх у жителей Альбиона, о которых российские прозападники слыхом не слыхивали, в силу их провинциального, одностороннего сознания.
 Например в благообразном Лондоне, чуть ли не каждый день юные горожане из пригородов режут друг друга и убивают только потому, что жестокость стала нормой для многих для таких социальных изгоев. Дело доходило до того, что на входе в некоторые школы устанавливали металлоискатели, чтобы вылавливать ножи, которые уважающие себя уличные хулиганы носят в карманах.
Или другой пример, когда этнические банды в провинциальных городках, состоящие уже из взрослых преступников, насилуют и заставляют заниматься проституцией девушек из местных семей. А власти закрывают на это глаза, боясь прослыть расистами и ретроградами…
 В Америке ещё хуже – в тюрьмах сидят более двух миллионов человек и среди заключённых большая часть - негры или латиноамериканцы! Я уже не говорю, про чуть ли не ежедневные расстрелы, происходящие на улицах и площадях, в ночных клубах и даже в школах. Иначе говоря, в каждой, даже самой богатой и благоустроенной стране, есть свои проблемы, которые иногда трудно сравнивать с теми, которые существуют в России…
Но вот недавняя статистика из американского «рая»:

«…Невозможно пройти мимо такого социального явления, как ошеломляющий рост числа бездомных, создающего серьезный контраст с парадной витриной американского «экономического чуда». По данным министерства жилищного строительства и городского развития США, за одну январскую ночь 2018 года в США было зафиксировано 552 тысячи 830 бездомных. 14% (или 78 тысяч 676 человек) от всех бездомных страны в настоящее время находятся в Нью-Йорке – это новый абсолютный рекорд в истории США. Согласно докладу Национальной коалиции бездомных, в феврале 2019 года в нью-йоркских приютах в среднем ночевали 63 тысячи 615 мужчин, женщин и детей, что также является еще одним печальным «рекордом». В 2018 году в нью-йоркских ночлежках было зафиксировано 133 тысячи 284 уникальных человека, что на 61% больше, чем в 2002 году. Если так выглядит «экономическое восстановление», то что ожидает страну в период следующей рецессии?..»
«…Недавнее совместное исследование ряда правозащитных организаций установило, что в последние пять лет смертность бездомных в Лос-Анджелесе выросла на 76%. Люди буквально приходят в «город Ангелов» и умирают сотнями и тысячами в год на улицах, в парках, на железнодорожных путях, скамейках автобусных остановок и тротуарах. Особенно тревожит тот факт, что в округе растет число молодых бездомных: за пять лет смертность среди взрослых в возрасте до 45 лет выросла более чем в два раза…»                Из статьи на сайте «Взгляд» за 7.05. 2019 года  «Улицы мегаполисов США становятся витриной социального распада» .
               
…И вот на такие факты, российские элитарии из провинциальной либеральной тусовки, никогда не жившие на Западе долго, стараются не обращать внимания, если вообще о них знают…
Я был несколько раз в Америке и путешествовал там, и кое что из увиденного поразило меня до глубины души. Такого количества неадекватных людей, я больше нигде не видел. И на фоне богатства, существующего рядом с откровенной нищетой, эти люди производят тягостное впечатление. Об этом я рассказал в дневниках своих путешествий…
В России, ещё Достоевский писал о тогдашних российских либералах-западниках, ненавидящих всё русское и даже климат, преклоняясь перед всем «европейским», совсем не зная и не понимая подлинного европеизма, цивилизационной базой которого было и есть христианство…
Нечто подобное происходит и сегодня, в среде российских образованцев, преклоняющихся перед западными мифами о безбедной жизни, наподобие того, как индейцы восторгались бусами привезёнными колонизаторами.
…Отдельно хочется упомянуть и суровом климате России, который совсем не похож на мягкий климат Европы и Америки. Но именно российский суровый климат, невольно воспитывает в русских людях выносливость и способность переносить трагические испытания. В войнах против европейских тиранов, начиная с Наполеона и кончая Гитлером, перед которыми Европа раболепно преклонила колени, Россия доказала свою жизнеспособность и мужество русского человека, чем и спасла Европу от унизительного рабства этим тиранам!   
 Я писал неоднократно и о том, что с лёгкой руки провинциальных, романтических «подростков», часто с бородами, в России развились настроения самоуничижения и обожания западных мифов о всеобщем преуспеянии и цивилизационном отставании России.
Поэтому и сегодня, история России со времён её образования, и особенно история двадцатого века, история Революции и Великой Отечественной войны старательно переписывается руками таких «западнистов», превращая драму истории, в грязный пасквиль на Россию, в угоду заказчикам с Запада.
А в силу того, что нынешние российские СМИ в основном принадлежат образованцам, пусть и служащих в государственных учреждениях, в силу того, что образованный класс сегодня представлен в основном русофобами, отравление такой ложью уродует души простых русских людей, заставляя их ненавидеть свою страну, свою родину!
 Но как же может существовать страна, где народ не уважает свою историю, где продажность и предательство нарядившись в одежды искателей правды, становится нравственной нормой среди самого богатого и образованного слоя русского общества?!
Сегодня, именно российские образованцы становятся тем вирусом самоуничижения и самопредательства, которым всё больше заражаются и рядовые обыватели. Неверие во власть, презрительное отношение к силовикам – к милиции-полиции и ФСБ, приводят к моральному релятивизму, от которого страдают и законопослушность, и самоуважение власти, но и самоидентификация российского народа!
…Подводя итоги вышесказанного, хочу предупредить, что критика действительных проблем, в среде российских образованцев превращается в в критиканство, которое шельмует и презирает всё российское. И такого рода критиканы разлагают самоидентификацию русского, российского народа, что чревато социальными катастрофами наподобие той, которая случилась тридцать лет назад, из-за которой развалился Советский Союз, бывший долгое время после Великой Отечественной войны супер державой…
Об этой трагедии распада Союза, надо знать и помнить всем россиянам и прежде всего тем из образованцев, кто живя в России и зарабатывает иудины денежки на клевете и критиканстве неидеальной России, стараясь всячески опорочить «эту страну».
Поэтому, очень важно понимать различия между критиками недостатков и проблем страны, и критиканством ненавистников России, разлагающих единство не только русского народа, но вносящих рознь в российское общество. Это способствует росту национализма в республиках представляющих союз всех народов и национальностей, населяющих современную Россию!
 Самое неприятное в критиканстве то, что ненавистники России называющие себя элитой, «представляют» Россию за рубежом и с их слов, ненавистники уже из-за рубежа, создают всяческие трудности развитию страны, вставляют палки в колеса и каждое лыко в строку, уверяя западного обывателя в том, что раз наветы звучат из уст людей называющей себя «русской оппозицией», значит Россию надо преследовать, вводить санкции и готовится к войне!
 Остаётся добавить, что я не призываю к закрытию оппозиционного «Эха Москвы» и подобных «либеральных» СМИ, но я хочу, чтобы россияне не верили критиканам из этих рупоров русофобии, всё чаще по риторике напоминающих неофашистов из Прибалтики и Украины, играющих роль защитников свободы слова и прав человека! 
Очень важно, чтобы большинство русских людей видели не только недостатки в действиях власти, но понимали груз её ответственности, лежащий на плечах принимающих решения, и по достоинства умели ценить те перемены, которые происходят и происходили в России за последние двадцать лет!

                Май 2019 года. Лондон. Владимир Кабаков.



Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal