Лешка, два нога!

Алексей Тиханов
С Праздником! С Народной Победой в Великой Отечественной Войне 1941 - 45 гг.

    Помню, в детстве, я был так счастлив, когда устав носится по деревенским улочкам, забегал в сени, черпал из ведра колодезную воду  алюминиевой кружкой, и потихоньку шёл в избу. Там,на диване, сняв протез, спал мой дед, Пётр. Тихо колыхался маятник в ходиках, на военных фотографиях на стене играл весёлый солнечный зайчик.

   Деревянная, обтянутая кожей, с множеством ремешков, нога всегда привлекала меня. Мне хотелось поиграть с ней, завязать-развязать ремни, покататься как на игрушечном коне.

   - Вот я тебе задам! Ремнём- то! Лешка, два нога! - дед хитро щурил глаза, подсмеивался надо мной.

   " Два нога" - была его постоянная присказка, в которой был сокровенный смысл. Пётр Яковлевич  поднимал культяпу, и я, пораженный обрубком ноги, сросшимися шрамами на ней, похожим на таинственный пупок, сигал обратно во двор. Садился на велосипед и несся между деревянных заборов, не видных за цветущими садами...

  Другого своего деда, Федора Михайловича, по материнской линии, я живым не видел. Он умер, спустя несколько дней после моего рождения, дождался-таки внука.

 О войне не было принято много говорить, разглагольствовать, обходились скупыми фразами :" Отстояли, отвоевали, оберегли..."

  Мне хотелось узнать больше, особенно о судьбе Надежды Кононовны Тяпкиной, которая не дала мне пропасть в тяжелые 90-е гг.

 Сохранились фотографии, но настоящей истории, как познакомились мои предки я не знал, и много фантазировал.

  Пока моя крестная не просветила меня в этом вопросе:

   "Лёша здравствуй. Пишу тебе подлинную историю знакомства бабушки и дедушки.
  Федор Михайлович осенью 1944 года шёл к себе домой в Краснослободск, его комиссовали в связи с осколочным ранением головы.

    Проходя через село Малый Азясь (это в ковылкинском р- не) увидел очень красивую девушку,
как ты уже сам понял - это и была твоя бабушка Надежда Кононовна.

  Парень тоже был необычной красоты: высокий , черноволосый, кудрявый, - и звали его Федор.

  В него невозможно было не влюбиться...

Они познакомились, и полюбили друг друга.

  Через 2 дня поженились.  Федор так и не дошёл до дома...

   Приехали в село Троицк к бабушкиным родителям, и сыграли свадьбу".

 Спасибо Вам, дедушки и бабушки, низкий поклон, ветераны!

   Сегодня, 9 мая, несмотря на неимоверную жару, школьники в белых одеждах собрались на Парад Победы, многие возложат цветы на мемориальном кладбище, так есть - и так будет!
 Но всё меньше остаётся в живых ветеранов...
 
  Верба, которую я освещал в Успенской церкви, дала корни, потянулся к свету зелёный росток... Корни тянулись к земле, и я высадил маленький росток, пусть живёт!

   Соловей, рассыпавший свои  трели в прохладе начинающегося дня, устал от полуденной жары, прячась в зелени старых яблонь.  Вишни нарядились в белые цветы, как невесты. Запах сирени с чем можно сравнить? Хотелось дышать глубоко, свободно...

 По пути я повстречал бабушку с соседнего двора.  С клюшкой она тихонько шла домой.

 - С  Праздником, - я посмотрел в ее больные  слезящиеся глаза, подбородок дрожал, с трудом она вспоминала, кто я.

- И тебя, -  старушка была ребёнком, когда началась война. Что может быть страшнее детства  без детства?
Бабушка с соседнего двора не была на войне, и мы не были, - нам досталось Мирное Небо! Ветеранов в живых осталось мало, но вечно жива Память о них...

  Что ты знаешь о войне, -  кроме книг, фильмов, современности, - в которой стал Победителем советский народ?

 Ничего... И слава Богу!

На фотографии - бабушка, Надежда Кононовна ( в платке), её сетра Мария, и их мужья Федор и Анатолий (в бескозырке).

Про малыша не знаю...