Знаем. Пережили

Лидия Нилова
Всю неделю ночами смотрю фильмы о войне. Сильнейшие белорусские (хотя бы Элема Климова " Иди и смотри" - сердце остановится), старые, новые сильные с хорошими актерами. А фильм "Помни имя свое"...

Мы были в Аушвице (Освенцим), в Бухенвальде, Равенсбрюке, Саласпилсе, Маутхаузене, Бергене, во многих лагерях смерти Беларуси и местах массовых расстрелов, ездили и с с внуком. Рассматривали в местных музеях страшные фотографии, видели печи и горы детской обуви. Были на мемориале "Красный Берег" на месте лагеря для несовершеннолетних. Волосы дыбом.
А Бабий Яр...

Можно забыть?

Мы играли в войнушку, послевоенные дети, не опаленные, но еще видевшие мужчин с фибровыми чемоданами в телогрейках или старых шинелях, возвращавшихся "из командировок". ОТТУДА. После страшной войны. За что? А за то, что был в плену. Предатель по определению. Ну и что, что бежал.
За то, что спас своих мальчишек, нарушив приказ. За то, что дал в морду особисту.За то, что не донёс на товарища.
За то, что сказал правду.

Вернулся солдат домой. ОТТУДА. А квартирка уже занята! Прытким толстым особистом с такой же толстой дурой в бигуди и халате. И спят они на твоей дубовой кровати и едят с фарфорового сервиза  серебряными ложками - вилками твоей бабушки.
А твоя нежная филармоническая жена гниет на лесоповале.

Знаем. Пережили.