Бабушкино лакомство

Нина Салина
           Все бабушки, навещая своих внуков, стараются купить им всякие вкусняшки. Порадовать, увидеть у них в глазах восторг, и самим умиляться, глядя на их неподдельную и искреннюю радость. Вот и я не была исключением. Традиционно я покупала внуку шоколадку, и ещё какие-нибудь вкусности. Зайдя в супермаркет, я купила шоколадку и ходила по залу, глядя на полки, и смотрела, что бы ещё прикупить, такого, что бы его порадовать. Взгляд мой упал на полку, где лежали пряники. Я подошла к этой полке, ведь это было лакомство из моего детства. И так захотелось купить их, потому что сама давно не покупала, и не ела пряники. На полке лежало несколько сортов, и я стала их рассматривать. Тут были воронежские, пряники с начинкой, мятные и ещё какие то. Они были не похожи на пряники из моего детства. Те были тёмные, из ржаной муки, покрытые глазурью. И всё равно для нас ребятишек, они были пределом мечтаний.

          После войны, все продукты продавали по карточкам, и родители на карточки покупали крупу, муку и другие продукты для еды, не до пряников было. Семьям, у которых отцы погибли на войне, или пропали без вести, раз в год на праздник седьмое ноября, давали бесплатно подарок. Его выдавали один на всю семью, не зависимо от того, сколько в семье было ребятишек. Как мы ребятишки, ждали этот праздник! Подарок, не ахти какой по современным меркам. Но для нас это была радость. Конфеты в основном карамельки, печенюшки, пряники, петушок на палочке, яблоко или мандаринка, вот, пожалуй, и всё содержание подарка. Помню, как завидовали мне соседские ребятишки, которые росли в многодетной семье. А я была одна, и весь подарок был мой. А им этот подарок приходиться делить на всех.

            Я взяла с полки воронежские пряники. Подкупив ещё кое, что я поехала к дочери. Внук, как всегда был рад моему приезду, и с нетерпением ребёнка, ждал, что же бабуля привезла в этот раз? Отдав шоколадку, я сказала: «А ещё я купила лакомство из моего детства. Вкуснее и лучше у нас не было ничего». – И я достала пакет с пряниками и положила его на стол. – «Пряники» - разочарованно протянул внучек. – «Да, пряники. Это было самое вкусное лакомство, когда я была маленькой». – Он недоверчиво посмотрел на меня. – «Современных детей, этим не удивишь сейчас» - сказала дочь. Я кивнула головой. – «А вот из-за этих пряников, меня чуть не растоптали и не покалечили в детстве. – «Как это?» - удивилась дочь. И я рассказала им свою историю.

            В стране, только, что отменили карточную систему. Теперь всё можно было купить в магазине, но за всем были огромные очереди. Их занимали даже с вечера. Было много спекулянтов, которые покупали товар, а потом перепродавали его втридорога. С ними боролась милиция, но не всегда успешно. Как правило, магазины вели торговлю через окошко, а весь народ стоял на улице. Что там творилось! Кто-то лез без очереди, кто-то нахально вставал в очередь к знакомым. Стоял гвалт и сплошной ор. Мы ребятишки, тоже крутились возле магазинов. И вот однажды «выбросили» в продажу пряники. Для спекулянтов это был ходовой товар. Купив пряники, они потом продавали их поштучно.

            Меня окликнула наша соседка по бараку Семаниха. – «Вот хорошо, что я тебя встретила»- сказала она. – «Моя очередь недалеко. Я скажу, что ты моя внучка, и мы на двоих купим пряники. Ты ведь хочешь пряник?» Я кивнула головой. – «Говори всем, что я твоя бабушка. Поняла?» Соседка Семаниха, была ещё та спекулянтка. Вечно что-то покупала, потом продавала на толкучке.  И если кому то нужно было что-то продать, шли к ней. Она скупала всё, называя низкую цену, а продавала по своей цене. Тем и жила. По молодости она отсидела срок в тюрьме за спекуляцию, но выйдя из тюрьмы, не бросила своего ремесла. Только стала опытней и осторожней.

            Когда мы подошли и стали вставать в свою очередь, толпа загудела.-«Не было у неё никакой внучки. Она взяла чужого ребёнка. Не давайте ей!» – «Как это не давать?» - возмутилась Семаниха. – «Бегает егоза, не стоится ей на месте. Насилу нашла» - сердито говорила Семаниха, глядя на меня. Я подтвердила, что она моя бабушка. Ближе к окошку, где продавец отвешивал товар, было столпотворение. Орали, лезли по головам, отталкивая друг, друга. Меня совсем затискали, и сжали так, что я закричала от боли. Потом я споткнулась и упала. Кто-то наступал мне на руку и ногу. Я уже просто орала. Но меня никто не слышал. Толпа, лезла, как стадо разъяренных быков. Всю эту вакханалию, увидел один мужик. Не знаю, толи он проходил мимо или очередник, какой. Он был здоровым дядькой. В один миг он расшвырял всех вокруг меня, схватил за руку и выдернул из толпы. У меня носом текла кровь. Он вынес меня на тротуар. Продавец, видя всё это, крикнула: «Чей это ребёнок?» - «Моя  внучка» - сказала Семаниха. Та отвесила ей два килограмма пряников без очереди. Семаниха подошла ко мне. Мужчина сердито смотрел на неё, и отругал Семаниху за меня. Та взяла меня за руку и отвела за угол магазина. Осмотрев меня, она сказала   «Ничего, ничего всё цело». Посмотрев на мой расквашенный нос, заявила  - « Всё до свадьбы заживёт!»  И дала мне один пряник.
Подбежали ребятишки и жалостливо смотрели на меня. Самая старшая из нас Шурка сказала: Дура ты, из-за одного пряника тебя чуть не убили. Кому ты помогла? Спекулянтке этой, Семанихе?» - Колька презрительно посмотрел на меня и сказал: «А вот я с тобой делиться не буду. Раз у тебя есть целый пряник». Колькина мать работала в магазине уборщицей. Пряники поступали в магазин в больших фанерных ящиках, выстланных бумагой. Иногда там, среди бумаг мог затеряться пряник, либо часть его, а так же крошки от глазури. Мать Кольки тщательно вытрясала всё это, и ссыпала в бумажный кулёк. Всё это лакомство отдавала сыну. А уж он иногда, делился этим с нами.

            Узнав об этом происшествии, мать ахнула. Несколько раз осматривала меня, спрашивала, не болит ли, что у меня. Но кроме синяков, слава богу, ничего не было. Отругав меня, она пошла к Семанихе и отругала её. – «Да уж» - произнесла дочь и посмотрела на сына. Внук жалостливо смотрел на меня. Потом мы пили чай с пряниками и он тоже ел их за обе щёки. А когда внук подрос, то пряники стал называть  « Бабушкино лакомство».