До и после Победы - воспоминания отца о войне

Александр Зинковский
ПРЕДИСЛОВИЕ:

Мой отец, Борис Дмитриевич Зинковский, фронтовик и полковник в отставке, передал мне в наследие свои военные мемуары. Я по возможности разместил  их в периодической печати, а также здесь на сайте. А сегодня, в честь очередного Дня Победы, я публикую их заключительную часть для того, чтобы все, кто хотел бы эти мемуары прочесть, но не имел такой возможности (просто не знал о них), эту возможность получили.



Воспоминания Отца о войне. Часть 6. Победа и после
Александр Зинковский


После этой командировки я уже не попал в свою роту, а был назначен командиром взвода  управления при штабе одного из батальонов нашей бригады.  Я к тому времени был уже старшим лейтенантом. Под моей командой находились радисты, телефонисты и связные.  В частях бригады шла подготовка к весеннему наступлению, которое началось в мае 1944 г. Наша бригада осуществляла инженерное обеспечение  наступления войск фронта на г. Ригу.

Границу Латвии наш батальон пересек в г. Резекне в конце мая 1944 г. На подступах к Риге меня отозвали с фронта  и направили в Западно-сибирское  военное училище (г. Тюмень) на должность преподавателя  инженерного дела, чтобы я передавал курсантам полученный на войне опыт. В наших войсках к тому времени  имелись огромные потери в личном составе, особенно недоставало хорошо подготовленных офицеров. Мой фронтовой опыт был нужен стране.

Я тогда привез с фронта корпус немецкой противотанковой мины и  взрыватель к ней,  а также две разновидности немецких противопехотных мин и несколько взрывателей к ним.  В мастерских училища из них сделали хорошие наглядные пособия в виде разрезных макетов. До этого обучение велось только по плакатам...

9 мая 1945 г. Великая Отечественная война закончилась нашей полной Победой! Радости не было предела… Страна готовилась к мирной жизни. Надо было восстанавливать разрушенные  войной народное хозяйство и промышленный потенциал. Многие военнослужащие собирались демобилизовываться, но я  твердо решил остаться в рядах Советской Армии. 

В этом же году поступил сразу на второй курс Военно-инженерной академии, окончил ее в 1949 году  и получил назначение в ЦНИИ (военно-инженерный) им. Д.М. Карбышева. Еще на третьем курсе  академии  мне присвоили  звание капитан, а по окончанию академии – майор.  В ЦНИИ занимал должность старшего научного сотрудника. В 1954 году  мне было присвоено звание подполковника.

В 1970 году был уволен в отставку по выслуге лет с правом ношения военной формы.  Работу продолжал в том же самом институте но уже гражданским научным сотрудником. В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию и стал кандидатом технических наук.В ЦНИИ им. Д.М. Карбышева я принимал непосредственное участие  в создании современных инженерных средств,  боевой и транспортной техники.

В течение 10 лет был научным руководителем проекта по созданию путепрокладочной  и универсальной аварийно-спасательной машины для работы  в условиях массовых завалов, разрушений и радиоактивного заражения местности в результате применения атомного оружия. Конструкция этой снабженной мощнейшим манипулятором и другими инструментами, бронированной машины по моему предложению и под моим научным руководством была разработана  ОКБ  инженерных войск в 1959 г., а опытный образец был изготовлен в 1960 году. После войсковых испытаний новая машина  была принята на вооружение инженерных войск и пошла в серийное производство. Позднее  она была принята также и на оснащение подразделений ГО и МЧС.

Эта универсальная инженерная машина применялась на учениях войск, во время ликвидации последствий землетрясений, аварии на Чернобыльской АС, разрушений от взрывов фугасов и бытового газа. Данная разработка, ее авторы, а также изготовители представлялись к государственной премии, ее показывали по телевидению, о ней писали в военных журналах. Моя диссертация также была посвящена этой новой машине.
 
В 2000 г., приказом ВГК ВС РФ от 27.04.2000 г., мне было присвоено звание - ПОЛКОВНИК.

НАГРАЖДЕН:
1. Орденом Отечественной Войны 2-й степени   
2. Двумя орденами Красная Звезда
3. Медалью за победу над Германией в ВОВ  1941-1945 гг.
4. Медалью «За безупречную службу» 1-й степени (б/н).
5. Медалью «За боевые заслуги».
6. Медалью Жукова.
7. Медалью «Ветеран вооруженных сил СССР».
8. Медалью «Ветеран труда».
9. Бронзовой медалью ВДНХ СССР.
10. Медалью «60 лет Курской битвы».
11. Девятью юбилейными медалями.



Предыдущая часть http://www.proza.ru/2014/02/15/1947

НАЧАЛО http://www.proza.ru/2014/02/09/220