Об изнанке войны!

Еркин Сарсенбаев
В нашем советском детстве, на улицах еще можно было увидеть ветеранов-инвалидов, которые передвигались по городу на дощечках с колесиками (инвалидных колясок тогда не было) и отталкивавшиеся от земли двумя деревяшками.
Ветераны-инвалиды были особой кастой среди прошедших войну. На празднование 9 мая они ходили редко. И вот почему!
Я раза два ходил с дедом и бабушкой (труженик тыла) на 9 мая. И когда в шутку кто-то из офицеров-ветеранов приказал всем строиться в шеренгу то я стал последним. И такой весь радостный что я стою крайним левофланговым среди дедушек-ветеранов я посмотрел влево и оказалось что рядом со мной расположился инвалид без ног, на деревянной дощечке с колесиками. До этого он одиноко сидел, не общаясь с другими. Да и как с ним общаться, если он ниже тебя ростом и чтобы услышать его в почтенном возрасте надо нагибаться вниз. Вот он и понимая это не стремился к близкому общению. Но когда всем сказали строиться, то и он встал в строй. Крайним левофланговым. Был он еще не стар - около 60. Орденов не имел, видно отвоевался еще в первом бою.
Вот мы с ним и стояли пока делали перекличку. А когда стали расходиться то уходя со старшими я обернулся на него. А он мне улыбнулся. Ободряюще!
Запомнил я эту улыбку. Не шла она у меня из головы. Я ведь военным всегда хотел быть. А тут оказывается ладно умрешь от пули. Ладно даже пытки можно вытерпеть. Плюнешь в рожу и тебя пристрелят от злости. А если вот так тебе руки или ноги оторвет. И кому ты тогда нужен? А ведь еще были "самовары". У них вообще рук-ног не было. Просто туловище с обрубками рук и ног. Попадешь под близкий разрыв и тебя военный хирург обкорнает всего. Да еще без морфия.
Но нашему поколению повезло. Мы не воевали. За нас вот такие инвалиды навоевались. А потом настрадались в мирное время. И если есть переселения душ, то я надеюсь им в следующих жизнях будет обеспечена хорошая жизнь.