Куда там!

Виктор Болгов -Железногорский
КУДА ТАМ!
(Весенняя прогулка с пёсиком Филей по пригородному лесу)

     Наш сибирский город Железногорск - небольшой , однако имеет два стратегически важных для страны производства, созданную ещё в годы СССР развитую инфраструктуру, свой театр, свое большое рукотворное озеро и рядом с озером, на приподнятом берегу, в сосновом бору, огороженный красивой оградой парк культуры и отдыха, имени .С.М..Кирова. - с кольцом обозрения, качелями-каруселями, фонтаном, недавно появившимися скульптурами, (в советское время скульптур было в три раза больше, но уже в восьмидесятые годы их все зачем-то убрали) Из новых построек, на высоком берегу Голубого озера. выделяется белоснежная беседка (её парку подарил один из миллионеров, занявшихся благотворительностью) Благодарность этому доброму человеку, как меценату, от благодарных горожан,  но может ещё найдутся меценаты? - потому как, раньше  беседок было три. А ещё были: мастерски сделанные из дерева: большая летняя эстрада, (снесли), лыжная база (сожгли)...  И многое ещё, чего не стало в нулевые годы. Но дух у народа не сломить и культуру у него не отнимешь приоритетом денег. Уже по этому, городские поэты , каждое лето 6 июня собирались на скамейке боковой аллеи парка, а теперь  в этой новенькой  беседке, читать стихи нашего Всё, а именно Александра Сергеевича Пушкина. Собираемся этим летом сходить на лодочную станцию, взять в прокат лодки или катамараны "водные велосипеды", и покататься на них вдоволь. Да никак не соберёмся.Вряд ли нас отпугивает завышенная стоимость билетов,но будто бы иссяк тот интерес к катанию на лодках по озеру, что был лет сорок назад.
     Лодочная станция и яхт клуб , хотя и находятся на прежнем месте,  на выделяющемся мысу озера, но уже не те, какими были раньше - половина пирсов сгнила и обрушилось. Количество лодок в трое уменьшилось.  И двухэтажный , популярный у народа в советские годы, клуб"Спутник" в начале парка, стоит заколоченный в аварийном, заброшенном состоянии, как бы  символизируя общий упадок экономики в нынешнем РФ.
     Но не всё так плохо, есть  ещё в парке  старая  танцплощадка, куда я на танцульки в молодые годы бегал. и новый КТЗ (концертно-танцевальный зал), где у моего сына  проходил выпускной школьный бал. А ещё есть  стадион "Труд" и  по  разным берегам озера три песчаных пляжа с грибками , лавочками, кабинками раздевалок - всё сделано просто и надолго, по советским еще стандартам.

     Лес, по которому я с с моим пёсиком Филей часто гуляю, как бы примыкает к парку и является лесопарковой зоной отдыха горожан. Гуляем мы с Филей по лесным дорожкам усыпанным сосновыми шишками, иглами и прошлогодней сухой листвой от берёз, и замечаем вдоль дорожки то там-то здесь валяющиеся пустые бутылки из под пива. Опять намусорили отдыхающие!. Мы с Филей не мусорим, певчие птицы в лесу не мусорят и вороны и коршуны парящие в небе над леском не мусорят. Это всё оставили люди- неряшливые и беспечные горожане.
     Мимо нас проезжают группы беззаботных велосипедистов, рядом по асфальтовой дорожке катают коляски с младенцами молодые мамы. А мы с Филей уже старые. Велосипедов и колясок у нас нет. Сворачиваем в сторону, на узкую тропку, чуть завидев незнакомых нам больших собак на поводке и без, с хозяевами и хозяйками. Тропок в лесу много - есть куда свернуть и отойти на безопасное место от греха подальше. Филя, пёсик умный, и  дурной одновременно, считая, что охраняет меня -  сам кидается на псов в три-четыре раза больше себя:  и на догов, и на боксёров и на овчарок...  Бесстрашный, задиристый, пока от кого -нибудь  из них хорошей трёпки не получит. Вот и отвожу в сторону. Мелких собачек мы не боимся, и они нас тоже. Мы же с Филей добрые.. .
     А птичьи голоса в лесу на все голоса разливаются. Травка на глазах зеленеет. На солнечных пригорках брусника появилась, первые весенние цветы: "мать и мачиха", "пострелы" и "медуницы - начинают распускать свои желтоватые и синие цветки. На одном из цветков я заметил шмеля - трудится "трудяга", не обращая на нас внимания. И вдруг промелькнула первая, случайно появившаяся на солнечный свет, бабочка "глазатка", выделяясь красными с пятнышками крылышками над почерневшими кучками ещё лежащего в затенённых местах, не до конца растаявшего снега, что зимой образовывал большие сугробы. Совсем недавно снега в парке было по-пояс. По замёрзшему льду озера бегали лыжники. А на стадионе был залит лёд и  образован каток. Когда-то катался и я там и сына учил стоять на коньках. А ныне всё растаяло, не считая почерневшие кучки талого снега,  да по ночам, когда температура опускается до -2,  замерзают, покрываются тонкой, ледяной корочкой, талые лужицы...  но день другой  -  и там будет сухо.

     Филе бабочка не интересна, он весь в поиске каких-то косточек. И ведь находит шалопай где-то закопанные "схроны" других собак Откапывает и, как совсем не кормленный, жадно грызёт с громким хрустом: "хыр-хыр- хрясь-хрясь...".- "Тьфу ты!.. Выплюнь, дурень!... Нельзя!.." -  Куда там! Отбежит в сторону и принюхивается к собачьим экскрементам, а то и лизать с жадностью начнёт, как какой-то деликатес,  с опаской  и шальной хитрецой поглядывая  на меня. Не всегда уследишь. В общем ему ни до меня, ни до бабочки, в это время, дела нет. Мы для него как бы уже не существуем. За то мне очень даже приятно, и радостно любоваться на лёгкокрылое создание с нескрываемым удивлением. Пока бабочка не упорхнула куда по своим насекомым делам.
     - "Ну что, догрыз?" - оборачиваюсь я к Филе - "пошли гулять . дальше". Гуляем мы по пригородному, в основном сосновому, с примесью берёз леску, вдоль восточного побережья озера.
     Мой рыжий, лопоухий пёс, скорее всего "двортерьер", но окрасом и всеми повадками походит на "корги". Есть такая английская порода собачек, мини овчарок, Любимцев самой королевы Великобритании!  Вот я и говорю, всем интересующимся породой моего Фили , что он почти чистый "корги -кардиган". Породистый пёс королевских кровей!..  - "Да вы поглядите только на его хитрую , рыжую, с белой звёздочкой на лбу, ухмыляющуюся рожицу, он же сам принц, если не король!". -  Шучу я, поглаживая его за  чуть приподнятым во внимательном слушании ухом, что Филе особенно нравится.
.
     Филя живёт со мной уже третий год, после того дня, как сын Михаил, недавно женившийся, мне его передал. Филе летом исполнится 9 лет! Немолодой уже. А я ещё старше.
     Со стороны озера запахло костром и Филя потянул меня туда, видимо учуяв запах чего-то съестного. День клонится к вечеру. Смеркается. В сумерках костров в леске немного - один-два. Днём было больше. Над озером костерки жжёт гуляющая по вечерам молодёжь (благо погода тёплая) , , играют на гитарах, распивают пиво. От туда звучат музыка, смех. А в сырой низине, прячась в густой чёрной поросли оголённых стволов черёмух. свой костерок жгут городские бомжи. Их там собралось целая группа. И сидят там они тихо, почти незаметно.
     Мы с Филей обходим это место - зачем людям мешать. И вообще - нагулялись, пора домой. Я по дороге набиваю, прихваченные с собой, два пустых пластиковых пакета пустыми бутылками и по дороге, дойдя до больших контейнеров для мусора, опускаю их в почти полный контейнер.
     Да, бросают и не мало. Честно признаться - я не один  с Филей в этом пригородном леске  убираюсь.  Иногда там целые рейды  молодёжи, субботники устраивают,  с мешками ходят и вычищают лесок. Но другие, несознательные молодые люди, всё равно бросают: пустые бутылки,  пластиковые  пакеты, банки и пр мусор.  Если его не убирать - ступить будет некуда. А так: трава зелёная, цветы всё лето и  даже грибы попадаются: маслята, рыжики,  свинушки, сухой и чёрный груздь...
     А на месте скрытного нахождения бомжей, много тряпья и изношенной, брошенной ими одежды валяется. Сюрреалистическая картина маслом получится! Если всё увиденное здесь изобразить на холсте. Рядом с романтикой молодёжи и  с  красотами  природы соседствует безобразное наплевательское отношение ко всему..
     Самое же ужасное, что к этому свинству постепенно  привыкаешь. И  как бы не замечаешь. Но я пока ещё вижу, замечаю, бурчу поднос и нет-нет прибираю. Хотя полностью лес всё равно не прибрать. Увы и ах,  это  есть действительность нашего нынешнего времени. Так вот неделю назад прошёл через сырую низинку бомжатника и на толстой сосне  увидел недавно прибитую лакированную на металле  траурную фотографию совсем юной девушки, и искусственный веночек сверху приделан.

   -"Господи! - ёкнуло сердце - неужто в этом месте её молодой жизни лишили?!" Всматриваюсь в лицо - простенькое такое, кокетливо улыбающееся. Имя запомнил Юлия а фамилия на Ш кажется... Через неделю этой фотографии на сосне уже не было, кто-то снял.
     Что там было на самом деле, может в шутку кто фотографию к сосне прибил, а если нет?..  И тишина в городе, точно ничего не произошло. Всё так же по асфальтовой дорожке через лесок к ближайшему спорткомплексу "Юность" ,гуляют молодые мамы с детскими колясками, катаются туда-сюда велосипедисты, птички щебечут, цветут разнообразные лесные  и полевые цветы. Полная идиллия!..  И тут рядом, такое!... Даже холодком могильным повеяло, но вскоре прошло.
     А жизнь, тем временем идёт своим чередом. Рядом с этим местом,  метрах в пятидесяти, шумит оживлённый проспект и находится ограда центрального городского рынка.
     Рано утром, у меня опять прогулка с Филей по тому же лесу.И опять я беру два пластиковых пакета.. Никаких костров уже нет, и злых больших собак ещё  никто из горожан не выгуливает. -"Благодать! "
     Над нами спланировал кричащий плачущим детским голосом коршун, но разглядев, кто мы, и что совсем не по его хищным когтям - взмахнул широкими крыльями и скрылся за стволами сосен. Но при приближении коршунов я всё же опасаюсь за Филю. Он у меня не очень большой, скорее - маленький.
     За время нашего отсутствия в лесу прибавилось пустых бутылок... Я, привычным движением, расправляю и раскрываю, сложенный вчетверо пластиковый пакет. А мой пёсик Филя, в поисках зарытых другими собаками косточек, привычно рыщет поодаль, принюхивается к прелым, сбитым в мягковатый дёрн листьям. Нельзя! Стой! Это бяка! Выплюни!.. Куда там!