Увлечение и раболепие, как ценность и антиценность

Эльдар Шарбатов
Увлечение, как ценность личности

Данная ценность, связана с межличностными отношениями; в сфере искусства именно она предполагает открытость в выражении чувств.Понятие раскрыто на основе соотношения психических процессов личности в рамках аксиологической психологии [3, с. 114-118].

В личных отношениях представители искусства ценят прежде всего возможность изучения индивидуальных культурных особенностей партнёров (и косвенно самих себя), поэтому длительные отношения у них возможны только с другими творческими личностями, которые постоянно развиваются и меняются душой. Привязанность же по отношению к ним вызывает только раздражение и отторжение, т.к. их приоритетом является творческий рост, а не семейные узы. От культурных наработок они также способны отречься, если наработки больше не способствуют их развитию.

Раболепие, как антиценность

Конформисты же, критично примеряя этот идеал к своей рутине, ищут в ней только минусы. Так, соответствующей антиценностью в сфере искусства является раболепие [4, с. 399-405]. Само стремление к развитию и открытому выражению чувств противоречит консервативной модели личных отношений, на первое место ставящей выбор семьи и общности, нормы поведения в семье и строящей чувственные взаимоотношения только в соответствии с ними. Конформистам не свойственно придерживаться такой модели отношений, но доставляет удовольствие угнетение чужого выбора и самовыражения. Таким образом, самые талантливые авторы и чувственные произведения искусства вызывают острую неприязнь и возмущения у представителей антикультуры.

Особенность антикультуры в сфере искусства

Конфликт ценностных убеждений может проявляться в отношении тематики произведений или выражаемых автором чувств. Чем вникать в многогранное по сюжету, или чувственному наполнению произведение, конформисту проще в грубой форме потребовать, чтобы сам автор творил примитивно, или разъяснял ему смысл в ответ на унижения. Конечно, эти антикультурные мотивы прикрываются рациональной пуристической, или материалистической логикой, уместной в других, социальных сферах, но в корне противоречащей творческим ценностям. Именно такой подход выдаёт представителей антикультуры в сфере искусства.

Логично, что такая атмосфера действительно ведёт к планомерному регрессу культуры и искусства: популярностью пользуются либо карьеристы, которые не работают над самовыражением, а значит и не чувствительны к оскорблениям, либо, непосредственно конформисты, неудовлетворённые личной жизнью критики, чья репутация построена на «профессиональном» оскорблении талантливых авторов.