Самая читающая нация или как меня снимали в кино

Джейк Нооле
Самая читающая нация в мире или как меня снимали в кино.

Не устаю удивляться сегодняшней системе образования, точнее, ее печальными последствиями и результатами, в связи с чем вспомнился эпизод из собственного детства.

На улице Горького, рядом с магазином спорттоваров "Динамо", была детская библиотека. При ней читальный зал, где можно было брать те книги, что не давали на дом. И читать их, естественно, только в зале. Я был записан в нескольких библиотеках, но в эту ходил чаще всего, возможно потому, что была рядом с домом. Засиживался допоздна, сбегаю поем и сразу обратно. Здорово, особенно зимой: тепло, тихо, и никто не мешает в который раз переживать приключения со своими героями разных историй. Хотя народу было много и свободные места почти всегда редкость. Мальчишки и девчонки разного возраста.
Мы действительно много читали. Например, в школе. У родителей некоторых учеников дома были целые библиотеки и дети приносили, иногда, что-нибудь: Майн Рида, Купера, Лондона, Свифта, Дюма. И мы становились в очередь. И читальные залы, в этой ситуации, были отличным выходом. Кстати, дополнительное чтение на лето никто не воспринимал, как посягательство на личный отдых. Книжки проглатывались так быстро, что их даже не хватало. Ребенок, читающий сто страниц в час - нормальное явление в мое время. Учителя могло удивить сочинение на треть тетрадки, а летопись объемом в тетрадь - обычная история. Сколько их было исписано за школьные годы ... тонны.
Читать я научился поздно, если судить по нынешним меркам. В первый класс пошел с "нулевыми" знаниями. И, как все, начал с палочек, кружочков, затем прописей. Со второго класса - английский язык. Закончив четвертый класс получил на руки аттестат о начальном образовании. Но прежде сдал выпускные экзамены. Русский язык и литература (техническое чтение вслух и сочинение), математика (задачки), иностранный язык. И только тогда меня перевели в пятый класс. Обычная вещь для того времени. И школа нормальная, может только с более "углубленной" программой. И учителя почти все в возрасте, спокойные, доброжелательные. В классах было по 40-45 человек. И классы были "а, б, в, г, д". С первого по восьмой. Мы учились в одну смену, четыре пары каждый день. Выходной - воскресенье. Но сил хватало еще на разные занятия: спортивные секции, кружки в Доме пионеров, турпоходы и прочее.

Так вот, читальный зал. Однажды туда пришел мужчина средних лет, что было несколько необычным. Единственный взрослый в зале это женщина-библиотекарь. Он о чем-то поговорил с ней и стал за нами внимательно наблюдать. Долго. Пока, вдруг, не подошел ко мне. Присел рядом. Спросил как меня зовут, где живу, кто сейчас дома. Я ответил. Он почему-то обрадовался и тут же попросил отвести его ко мне домой, к бабушке.
И началась занятная история про кино.
Мужчина оказался помощником режиссера. Нет, не с Мосфильма или со студии Горького, а из Московского Дома Моделей. В Москве в то время был единственный такой дом. И его все знали. Ну, может не все, но московские женщины точно. А я знал потому, что бабушка была портнихой, любила шить, и частенько ездила туда за выкройками.
Помреж рассказал, что в МДМ решили снять полнометражный рекламный фильм о моде, о модной одежде для детей и подростков. И он ездит по школам, библиотекам и ищет яркие, выразительные лица. И вот теперь предлагает нам принять участие в конкурсном отборе. В ближайшую субботу к двум часам дня. Бабушка согласилась приехать, все записала, потом они еще о чем-то говорили, но я не прислушивался.
Наступила суббота и мы отправились на Кузнецкий мост. Народу было, как на майской демонстрации. Толпа детей с родителями перекрыла всю улицу. Бабушка посмотрела и сказала: "зря приехали, но дел сегодня нет, постоим, подождем". Внутрь запускали партиями. Мы попали туда последними, уже вечером. Большой зал, подиум, столы с комиссией. Дети по очереди поднимались на подиум и просто проходили по нему, из одного конца в другой. Иногда кого-то просили сделать это еще раз. И все. Я тоже прошелся по помосту. И тут меня взяли за руку и куда-то повели. Бабушка следом. Мы зашли в какое-то помещение, оказалось это примерочная. А дальше я целую вечность мерил брюки, курточки, рубашки, шапочки, которые прямо на мне подгоняли. Одевали, переодевали, просили повернуться, пройтись, рассматривали со всех сторон. Бабушка шепотом спросила, что происходит. Ей ответили, тоже шепотом, что я подхожу на роль главного героя фильма. Оказывается, из всей толпы отобрали только 10 человек, включая меня. Во как!  Съемочный период длился все лето. Снимали много, почти без репетиций. Никакого грима, лишь менялись прически. Эх, где моя пышная шевелюра?
Разные сюжеты, разные ситуации. Парки, озеро, аттракционы. Сколько же красивой одежды, бабушка только вздыхала и охала от восторга. А для нас это была игра. Веселая, яркая, как праздник. А какие симпатичные вокруг девчонки-манекенщицы! Нас возили на автобусах, кормили фруктами и бутербродами. Здорово! Естественно, съемки хорошо оплачивались. Сколько? Понятия не имею. Но я был рад, что поучаствовал материально в семейном бюджете. Мой вклад лишним точно не был.
В сентябре прошел показ по всем кинотеатрам. Фильм крутили перед основным сеансом, вместо кинохроники. Меня узнавали на улицах, в школе засыпали вопросами. Мы с бабушкой еще несколько раз ездили в МДМ на демонстрацию одежды. Предлагали зачислить в штат. Неоднократно звонили, приглашали. Но продолжения не случилось.
Бабушке очень хотелось, чтобы внук "выбился в люди" и не попал на завод, поэтому
вопрос был вынесен на семейный совет. Дед подумал секунд пять и изрек: "в нашем роду артистов не было, это - не наша работа". Папа был более категоричен: "плохая идея, подрастет и превратится в пижона". На том моя карьера и закончилась.

А книги ... книгам всегда есть место в моей жизни. Неважно в каком виде, в "живом" или электронном. Скачиваю целые библиотеки, разных жанров, разных настроений. Чтобы посмеяться, погрустить, попереживать ...

Эх, была в мое время "Самая читающая нация в мире!".  И этим, по праву, гордились советские люди. А не только "балет, ракеты и автомат Калашникова".  Да, была ... 
Зато сейчас у народа вместо мозгов  -  прошивка для айфона.  И ничего с этим поделать уже нельзя!

К вопросу об образовании. Я не утверждаю, что раньше "трава была зеленее", но все таки.