нештатный запуск

Николай Попов 7
 Двигатель ПС-90 - это здоровенная труба диаметром 1900мм - впереди у него вентилятор, сзади сложены лепестки реверса, а за ними сопло. Внутри большой трубы - холодного контура, расположена труба поменьше - контур горячий - компрессор высокого давления, камеры сгорания и турбины. В кольцевом промежутке второго контура прекрасно помещается авиатехник, когда внутренности движка надо осмотреть, либо выполнить ещё какие-либо работы на горячем контуре. Хоум, свит хоум! - за время работы представителем Пермского моторного завода проторчал я в этой железяке много тысяч часов. Главное стравить перед работой давление в гидроаккумуляторе, чтоб реверсом случайно не прихлопнуло.  Дело было в 2000 годах и движок страдал кучей детских болезней. В частности: тогда камеры сгорания были ещё с ТВНами - топливно-воздушными насадками в головках камер сгорания после форсунок. Обеспечивали эти приспособления лучшее перемешивание топливно-воздушной смеси и, соответственно, более равномерное горение. Но что-то при конструировании не досчитали и отверстия в этих ТВНах безбожно закоксовывались (засорялись нагаром), и свою функцию выполнять переставали. И, вот, каждые 25 часов налёта, лазили мы в движок и специальными ковырялками эти отверстия чистили. А раз коксуются ТВНы, то коксуются и свечи зажигания. Свечки проверяли на земле нажав кнопку "запуск в воздухе" - при этом они отрабатывают цикл, как при запуске, но без подачи топлива и включения стартёра. Стоишь и слушаешь" Щёлк-щёлк" слева-справа, слева-справа. щёлкают - обе, всё отлично. Нет - надо чистить или менять молчащую свечку. Там ещё много всяких работ было, но эта история не про них.
 Дело было зимой в Шереметьево, а зимой в подмосковье холодно. А обогреватель, который горячим воздухом дует не дают - трафик в ШРМ ого-го и на всех не хватает. Вот мы и приспособились - Ил-96 садится, заруливает на стоянку, пассажиры ещё выходят, а на движки накидывается дежурная бригада пермских представителей и быстрей-быстрей пока не заледенели совсем, делает свои дела. Кто снаружи, кто внутрь лезет, кто в кабину. В кабине, значит, посмотреть на мониторах не "висят" ли коды зафиксированных дефектов, а потом тык! в эту самую кнопку "запуск в воздухе" и бежать под движки слушать свечки. Но при этом надо убедиться, что ВСУ (вспомогательная самолётная установка) выключена и перед стартёрами нет давления воздуха, потому что тогда пойдёт штатный запуск.
 Ну, вот, ШРМ -30 градусов мороза и народ быстрей-быстрей лезет в движок, а Саша С. бежит в кабину. А человек он был интересный - с очень хорошим образованием и соображением, но сильно пьющий.  Трезвым его помню редко. Спирт технический у нас был всегда. Нет спирта - купят водки, или ещё чего. Ну, понятно. И этот умный, но охреневший, человек не глянул, что ВСУ экипаж ещё не выключил. И в кнопку - Тык! А в левый крайний движок набилось аж три человека - для скорости. Просторный он, второй контур. И уже открыли внутренние панели и лючки в камерах сгорания. Я же говорю - тысячи часов практики.
   Лёша, Вася и ещё один Саша уже примеряются ковырялки в лючки совать, а тут стартёр - ВЖЖЖЖИИИУУУУУУУ! - раскручивается и свечки защёлкали. Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк, слева-справа, слева-справа... Ма-мо-чки! Не моя смена была, мне потом рассказали, но представляю. Лёша Моряк говорил - первая мысль - Не может быть! А когда из открытых лючков пыхнуло пламенем - Может, оказывается!!!  И Лёша с Васей с похвальной скоростью (хоть и ползком) выскочили из движка. А Саша не успел - из лючков уже вовсю пламя и он шарахнулся вперёд, к вентилятору и повис на опорах разделительного корпуса, чтобы в огонь потоком не стащило. Лёша, выскочив, сунулся глянуть в движок на отставшего и ему языком пламени опалило чуб и усы. Мрак! И ещё раз МРАК!! Саша С. спускается из самолёта и видит, что стартёр работает - бегом обратно по трапу и жмёт кнопку "Прекращение запуска". Запуск прекращается, подача топлива прекращается, пламя гаснет. И из движка чёртом вылетает ещё один Саша. От бушлата и ватных штанов пар - а так ничего. Народ орёт, ругается, а он молчит. Испугался. Аж сказать ничего не может.
   Кабинный  вредитель тем временем опять сбежал по трапу и убежал от самолёта. Во избежание. Где-то минут через сорок позвонил по сотовому, спросил как дела, всячески  извинялся и сказал, что купил в Дьюти-фри два литра дорогой водки. Ну, приходи. Даже бить не стали. Выпили водку, пошли за добавкой, помирились. Работу за них доделали другие. Ну, полноценного запуска там быть не могло - лючки открыты - давления в камерах сгорания нет. Но страшно!
  Ребята так дальше потом и работали. Саша С. допился до алкогольной энцефалопатии и выдал эпилептический припадок прямо под самолётом. Ну, как-то не уволили, перевели на бумажную работу. Я ж говорю - умный.