Наш Бессмертный полк

Роман Рассветов
               
    Я книгу о нашей семье начал писать, когда вышел на пенсию. К тому времени родителей уже не было в живых. Да и не ставил целью написать документальное произведение.
    Родители:
    Мама: Басулис Мария Яновна, всего их было пять детей, три сестры: Мария, Анна и Янина, и два сына: Янис и Язеп; их родители: Мальвина и Янис, т.е. - мои бабушка и дедушка. Проживали они в деревне Паулюкалнс, Асунской волости в Латгалии,  это южная часть Латвии, граничащая с Белоруссией.
   
   Папа: Гринцевич Владислав Антонович, единственный сын питерских дворян, его родители: Алевтина и Антон. Родился в Колпино, под Ленинградом.
   
   Его отец Антон смог добраться до Парижа. В 1937 году решил вернуться в Россию. Друзья говорили ему: - Антон, ты с ума сошёл? Сталин же тебя расстреляет! - Ну и что? Зато умру на родине! - храбро отвечал он, в душе не веря, что это случится, крови на нём не было. Он прожил в Ленинграде пол-года и был арестован, как французский шпион, дальнейшая его судьба неизвестна.

   Его мать Алевтина пережила блокаду Ленинграда, не смогла простить сыну того, что он, дворянин, женился на латгальской крестьянке, ни сама к нам не приезжала, и к себе не приглашала.
 
   Только Владислав отслужил в Армии, как началась Великая Отечественная война...
   Красная Армия вошла в Прибалтику в 1940 году. Беднота встретила её с радостью, а богатые и зажиточные с ненавистью...
   
   Когда началась В О Война, мама пошла добровольцем на фронт. Первоначальная её работа была прачкой в группе женщин, они стирали, сушили, гладили и т.д. обмундирование, портянки, бинты красноармейцев. Спустя время готовила еду для них.   Позже прошла курсы санинструкторов, участвовала в боях, перевязывала и вытаскивала с поля боя раненых.
   
   С моим отцом мама познакомилась в Гороховецких лагерях, где формировалась Латышская стрелковая дивизия, он служил в артиллерийской разведке в звании старшины. Оказался очень везучим, неоднократно попадал в разведке в такие ситуации, когда казалось, что нет никаких шансов вернуться живым. Однажды вернулся с разведки единственный из всей группы, остальные погибли. Принёс очень важные сведения о расположении боевой техники гитлеровцев.
    Родители поженились в 1944 году, в блиндаже, при свете коптилок из артиллерийских гильз. Комполка выписал им Свидетельство о браке, а через неделю погиб от снаряда, залетевшего на НП полка...
   
   Маму демобилизовали в феврале 1945 года, беременную мной. Когда она добралась до дома, то её мама рассказала, что Язеп воюет, а Яниса и его жену Марфу немцы увезли на принудительные работы в Германию, их дети Элмар и Илья живут у родителей Марфы.  При отступлении фашисты подожгли соломенную крышу дома родителей.
   Случилось чудо: хлынул ливень и потушил пожар, стены дома уцелели, а крыша сгорела. Отец мамы на плечах таскал из леса потолочные балки, стропила и тонкие стволы на обрешётку, поставил их и слёг, надорвался, вскоре умер...
   Соломой накрыли крышу соседи после уборки зерновых.
   
   Мой отец был в числе красноармейцев, которые окружили Курляндскую группировку гитлеровцев, те долго ещё не сдавались после Победы, всё же пришлось, когда запасы еды подошли к концу...
   К нам с мамой отец приехал уже осенью, когда мама с бабушкой копали картошку...
   Язеп вернулся весь израненный, через пол-года скончался...
   В 1945 году Яниса и Марфу освободила Красная Армия и они попали в фильтрационные лагеря, что с ними было дальше, осталось неизвестным.
   Анна и Янина жили под Ригой...

   Родители моей жены Людмилы родились в деревне Большая Чернь Орловской области. Её отец Сорочкин Илья Сергеевич 1917 г.р. был призван в Тихоокеанский флот, там его и застала В О Война. Он неоднократно писал рапорты, просился на фронт, ему неизменно отказывали, слишком велика была угроза нападения Японии на СССР. Потом принял участие в войне с Японией...
   
   Мама Людмилы Тамара, попала в немецкий трудовой лагерь в 14 лет, пробыла три года там со своей семьёй, кроме неё, ещё там были: её мама Наталья, сёстры Полина и Валентина, маленькая Людмила, которой было всего два годика, она просто чудом выжила, правда её всю жизнь преследовали болезни, тем не менее, она стала профессором и писательницей, Тимощенко Людмила Николаевна написала книгу, которую невозможно без слёз читать: "Дети и война" -  о малолетних узниках фашистских концлагерей... А ещё с ними был брат Саша... Потом они вернулись домой, в Большую Чернь...
   
   В 1945 году Илья приехал в отпуск  в их деревню и попросил руку и сердце Тамары, которая была моложе его на 10 лет, юное сердечко Тамары дрогнуло при виде бравого главстаршины Тихоокеанского Флота с чёрными кудрями и горячими карими глазами, и она согласилась стать его женой. Собрали соседи, что у кого было из еды, принесли самогонку и сыграли скромную свадьбу...   А потом Илья увёз Тамару во Владивосток.
   
   25 декабря 1946 года родилась моя будущая жена Людмилка...  Когда ей было пол-годика, Илью Сергеевича демобилизовали и направили, как коммуниста, в Латвию, организовывать колхозы... Первое время они жили в Риге, а потом приехали в Дагду... В Дагде мы с Людмилкой и познакомились...

   У моих родителей появились на Свет Божий четверо детей: я - 17 июля 1945 года, мой брат Леонид - 17 ноября 1946 года, сёстры: Алевтина - 14 сентября 1949 года, Лидия - 14 августа 1951 года.

   У Сорочкиных после дочери Людмилы родились сыновья: Владимир - 7 мая 1949 года и Александр - 2 ноября 1951 года.
   Алевтина училась в одном классе с Владимиром, а Лидия - с Александром, в Дагдской средней школе.

   У Владимира родилась дочь Светлана.

   У Александра родился сын Руслан, у него тоже два сына: Илиан и Эрланд. Живут с 1998 года в Лондоне.

   Отец мой Владислав Антонович умер от рака 21 мая 1982 года.
   
   Мама Людмилы Тамара Николаевна скоропостижно скончалась по дороге в магазин 30 октября 1991 года, почувствовала, что ей плохо, прислонилась к стволу огромного клёна и сползла на землю, умерла на коленях сына Владимира, который приехал в гости в Краславу из Даугавпилса.

   Брат мой Леонид умер от рака в 1993 году, не оставив детей.

   Мы с Людмилой решились уехать из Латвии в 1992 году, остались без работы, не могли жить в новой Латвии, в которой героями стали "лесные братья". Оставили дочерям Аурике и Наталье четырёхкомнатную квартиру со всеми удобствами в Краславе и переехали в Белоруссию по адресу: Витебская область, Верхнедвинский район, Бигосовский сельсовет, дер. Опытная. Там нам предоставили трёхкомнатный дом с хозпостройками и большой участок возле дома площадью 64 сотки.

   В годы В О Войны в Верхнедвинском районе (ранее - Дриссенский р-он)погиб каждый второй житель, латышские фашисты сжигали людей и их дома, большинство деревень так и не были восстановлены.

   Отца Людмилы Илью Сергеевича забрали с собой.
   Он скончался 9 декабря 1996 года. Мы договорились с пограничниками Белоруссии и Латвии, перевезли гроб с его телом в Дагду и похоронили рядышком с Тамарой Николаевной.

   Брат моей Людмилы Александр утонул в июле 1997 года в Дагдском озере, судорога скрутила ему правую ногу, его нашли с прижатой к животу ногой и выражением мУки на лице.

   Мама моя Мария Яновна скончалась в возрасте 87 лет 10 ноября 2003 года,  пролежав в кровати, не вставая, четыре года и три месяца, все трудности по уходу за нею легли на плечи моей сестре Лидии, за что ей мой низкий поклон!

   Прожили мы с Людмилой в Белоруссии 16,5 лет, а затем приехали на ПМЖ во Францию 5 марта 2009 года, в семью младшей дочери Наташи, её мужа Владислава и их детей: Влады, Яниса и Антуана.

   Через пол-года к нам, тоже на ПМЖ,  приехали на автобусе из Риги Аурика и её дети: Анастасия, Никита и Егор.
   
   У Алевтины родились две дочери: Анжела и Инга.
 
   Анжела родила сыновей Александра и Никиту.
 
   Инга родила Марка и Веронику, в прошлом году ей сделали операцию: прободная язва, в апреле этого года она подняла на работе тяжёлую кастрюлю с салатом, ей стало плохо, вызвали "скорую", отвезли в больницу, 21 апреля она умерла в возрасте 46 лет... Умница и красавица, весёлая и добродушная, Господи! Как это не правильно, умирать такой молодой!

   Лидия родила сыновей Дмитрия и Юрия, у них тоже сыновья: Дайрис и Демис.

   7 сентября 2014 года моя любимая жена Людмила скончалась от рака, погрузив нас всех в бездну горя...

   Сейчас мы с Аурикой живём в городе Моrlaix, совсем близко от пролива Ла Манш, в двух соседних двухэтажных индивидуальных домах, стыкующихся торцевыми стенами, все праздники отмечаем вместе, живём весело и дружно, чего и всем желаем!

   Не хочу считать, во сколько букв вылился мой рассказ, поэтому пошлю его вне конкурса.

   Хочу пожелать всем читающим эти строки благополучно избежать заболевания коронавирусом!

   Подробно историю нашей семьи можно прочитать в саге "Их жизнь. В краю голубых озёр".

   Искренне Ваш, Роман Рассветов.