Недетская война. 5. Кровавая дорога

Юрий Рязанцев
Предыдущая: http://www.proza.ru/2019/05/06/704


5. КРОВАВАЯ ДОРОГА

     К приёму раненых госпиталь подготовился основательно, как всем нам казалось. В нём имелось: отличное оборудование, медикаменты, разнообразное продовольствие, консервы. От прежней «шикарной» жизни – рыбий жир, сахарин и полмешка корицы.

     Договорились и с хлебопекарней. Она обязалась поставлять нам регулярно и бесплатно свою продукцию. Хлеб предстояло возить на лошади, поэтому Витя внимательно исследовал телегу и настоял, чтобы Маньке подковали обе задние ноги.

     Наши матери свалили две самых высоких сосны, научили нас, детей, срубать ветки на их стволах, пилить и колоть дрова, складывать их в поленницы под навесом. И, как оказалось, очень вовремя.

     Неожиданно из Дмитрова прибыли сапёры и лихо заминировали всё, что нас окружало: и лес, и картофельное поле с уже подмёрзшей картошкой, оставив свободной лишь поселковую грунтовую дорогу от Талдома до Дмитрова.

     Таким образом, с внешним миром мы оказались связаны только одной глинистой дорогой, а в эвакогоспитале люди чувствовали себя как брошенные на острове, отныне окруженные враждебным лесом.

     А ещё по нашей настоятельной просьбе сапёры вырыли на территории госпиталя два глубоких окопа и уехали от нас.

     Возникает законный вопрос: почему нас, детей, вовремя не эвакуировали? Помню одну такую попытку.
 
     Однажды перед воротами остановился грузовичок, в его кузове сидели закутанные в одеяла и зарёванные ребятишки из посёлка. Водитель продолжительно загудел. На этот призыв к нему потянулись наши матери. Шофёр торопливо объяснил, что в Вербилках объявлена всеобщая эвакуация детворы.

     Тут же на родительском собрании единогласно решили, что нас никуда не отпустят: «Погибать, так всем вместе!» А тёте Поле поручили найти в ближайшей деревне для детей «запасных» мам, на всякий случай. Шофёр плюнул и залез в кабину.

     Позже мы узнали, что при выезде на Дмитровское шоссе, ведущее к Москве, машина попала под бомбёжку, и все погибли.

     Когда внезапно ударили сильные морозы, нам подвезли в грузовиках первых раненых.

КРАСНАЯ ДОРОГА ВОЙНЫ

Из-под Рогачёва
Раненых везут.
На дороге снова
Кровь, а не мазут.

Наступило утро.
Редкий снег идёт.
Трудятся полуторки.
Кровь вмерзает в лёд.

А кругом – сугробы,
Море тишины!
Красная дорога
Тянется с войны.

     Кровь из кузовов попадала на дорогу и превращалась в бурый лёд.

     Раненных солдат сразу же клали на носилки и уносили на перевязку. Тех, кого обработали, распределяли по палатам, в первую очередь, «тяжелых», а таких было большинство. Их укладывали на кровати, а других оставляли на носилках в коридорах, потому что в переполненных палатах не хватало мест.
 
    Но по ночам люди в холодных коридорах стали примерзать к полу из-за крови, гноя и мочи. Пришлось ещё больше уплотнить палаты.

     Дрова требовалось экономить. Долгое время регулярно отапливались лишь операционная и кухня, где мы, дети, обитали постоянно, потому что наши дома превратились в ледяные избушки.

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/05/08/767