Бухарская свадьба традиции и современность 4

Голиб Саидов
Фотосессия от Хаитова Бадреддина, Бухара, апрель 2019 г.

День четвёртый



034


           Если вы полагаете, что вчера, сразу после завершения вечера, молодые отправились спать вместе, то глубоко заблуждаетесь: жениха следует ещё немного "по-мариновать", чтобы он страстно желал бы обладать любимой. А потому, вчера ему дозволено было всего лишь проводить её родительского дома с тем, чтобы ранним утром прийти за своей суженой и окончательно забрать к себе в дом.
           "КЕЛИНБИЁРИ" -  если дословно, то "привезти невесту", то есть, ввести молодую в дом жениха, где она будет теперь проживать. Это тоже является одним из обязательных элементов бухарского обряда. Если строго придерживаться сценария, то жених сам обязан прийти к дому невесты, получить свою драгоценность из рук ближайших её родных (брата или отца), после чего, наняв "мерседес" или "жигули", доставить её в свой дом.
           Например, как вспоминает моя тётя (которой за 85), мой дядя приехал за ней на... фаэтоне ("фойтин" /"пойтин"/ кати омадан"). Что, в общем-то, понять можно: ведь год на дворе стоял 1951-й. Те из женихов, что были победнее, нанимали обычную арбу ("ароба кати омадан").


https://youtu.be/EZMm7CcRAqM


               В данном случае, невесту привезли её родные прямо к дому жениха, который, встретив гостей, взвалил на плечи свою жемчужину и трижды обошёл вместе с нею вокруг костра (теперь уже перед домом жениха!) Всё: очистительная процедура огнём завершена, дУхи, шайтаны  и прочая нечисть отогнаны подальше и теперь можно смело ввести жену в дом.



035


             Обычай требует, чтобы по такому торжественному случаю, тут же принесли в жертву барашка ("таи пои келинба гўсфанд мекушан"). На этом моменте я позволю себе вновь немного отвлечь внимание читателя, совершив с ним небольшой экскурс в моё детство.

             "Самым ранним базаром считался «скотный рынок» («бозори мол»), который начинался в 3 — 4 часа утра и заканчивался к 6 -7 часам. Мне навсегда врезалась в память картина, как мы с отцом однажды пошли покупать барана. К сожалению, я уже не помню — по какому случаю, но, судя по покупке, повод соответствовал не рядовому событию. Мне было лет 8 — 10, но детская память, всё же, сохранила отдельные эпизоды. Помню, что было очень темно: на небольшом пятачке молча прогуливались несколько продавцов баранов и с десяток — другой покупателей. Силуэты самих баранов еле-еле вырисовывались на фоне темной земли.
             Во-первых: никакая покупка не обходится без маклера («даллол»), который неизменно присутствовал на таком базаре. Ведь умение торговаться — это особое искусство, требующее от посредника незаурядных качеств: необходимо так суметь сторговаться, чтобы обе стороны по завершению сделки чувствовали себя удовлетворёнными. И далеко не каждому такое по силам.
             Вначале маклер опытным глазом профессионала выискивал в среде покупающих, неуверенных и не умеющих торговаться людей и, не навязываясь слишком, знакомился с ними, уточняя по ходу — на какую сумму они рассчитывают. Затем он изучал характер каждого из продавцов и также выяснял — за сколько он собирается продать свой товар. И уже затем переходил непосредственно к самим баранам.
             Каким-то, одному ему известным способом, он мог в считанные секунды определить — болеет ли конкретное животное, и если да, то — чем. То он осматривал зубы у одного барана, то внезапно и резко сжимал и отпускал заднюю часть другого, что-то заговорщически, при этом, совещаясь шёпотом с хозяином товара: то ли ставил диагноз животному и потом сверялся со своими догадками с продавцом, то ли — хорошенько изучив психологию и слабые стороны кого-нибудь из последних, он, просто, как мы сказали бы сегодня «брал на понт».
            В любом случае, все его усилия носили конкретный характер и вызывали если не восхищение, то, во всяком случае, уважение.
            Мне повезло: я ещё застал добросовестных маклеров, которые честными способами отрабатывали свою долю, прикладывая недюжинное усердие и настойчивость при непосредственной торговле: зажав крепко в кулак руку продавца, он подзывал покупателя и при нем называл цену за животное. Продавец стремился выдернуть свою руку, говоря: «не-ет, не пойдёт», но даллол, продолжая сжимать, тряс его руку, настаивая на своей сумме. Тогда продавец вынужден был назвать свою сумму, но маклер не отпускал своих «тисков» и продолжал трясти руку несчастного.
            Наконец, после 3 — 5 минутной экзекуции, унёсшей немалые силы обеих сторон, вконец измученный продавец соглашался и опускал свою вторую руку поверх маклерской руки. Вспотевший маклер мгновенно требовал покупателя — положить сверху свою руку, после чего клал сверху свою, скрепляя таким образом свершённую сделку, разжимал свои «тиски», брал за поводок барана и передавал её довольному покупателю, который «отстёгивал» причитающую долю посреднику.
           Затем даллол подходил к продавцу, пытаясь выяснить — доволен ли тот совершенной сделкой. И если выходило, что обе стороны довольны, роль посредника на этом заканчивалась, и он переключался на очередную пару «продавец-покупатель».
           Это зрелище нужно было видеть своими глазами. Мне повезло — я видел настоящий спектакль. А ведь как, должно быть, шла торговля другими животными в прошлом? Мне кажется, что я отдал бы многое, чтобы увидеть, как торговали лошадьми и верблюдами наши предки. Сейчас, по-моему, все это уже «умерло»…


https://youtu.be/qPDpJNdJs00


             Вы знаете: нет, оказывается, не умерло. Как мне пояснил Алишер (так зовут 18-летнего парня), и по сию пору продолжается торговля животными. И вообще: очень многие ремёсла, которые казались уже забытыми, вновь неожиданным образом стали возрождаться, а главное - стали востребованными. И в первую очередь, конечно же, туристами.
             Зарезать барана - дело совсем непростое: тут нужен специально обученный человек, знающий все тонкости своего ремесла. Парень хотя и выглядит молодо, но в своём деле дока и спец. Алишер соединил вместе три ноги барашка и перевязал их туго бечевкой. Одна (задняя) нога должна оставаться свободной с тем, чтобы благодаря сокращению мышц, кровь смогла свободно и в кратчайшие сроки вся выйти наружу.


034


            Сказать по-правде, я полностью заснял на видео весь процесс от начала и до конца, но... в последний момент, почему-то, не смог выложить все файлы, посчитав это не гуманным. Представлю лишь скриншот из видео-файла, где лишают жизни животное. Перед этим, обязательно следует помолиться и воззвать к Аллаху. Второе условие: крайне важно, чтобы нож был острым и хорошо отточенным. И третье: надо уметь это сделать быстро и знать, в каком месте следует перерезать главные артерии, чтобы животное не мучилось.


https://youtu.be/mUwh7AYY2E0


            Теперь необходимо отделить шкуру от самого мяса. Я был удовлетворён тем, что Алишер для этого использовал не насос (и прочие современные штучки), а сделал это старым проверенным дедовским способом. Сделав небольшой надрез на ноге животного, он взял обыкновенный мусат (раньше для этих целей использовали ветку от шелковицы) и, проткнув между шкурой и мясом, немного пошерудил с тем, чтобы потом было легче пошёл весь дальнейший процесс. И, припав своим ртом к этому отверстию, стал прозаично туда вдувать, как надувают обычный шар.
            Более того, я обратил внимание, что при ошкуривании, молодой мясник не прибегает к помощи рук: некоторые, плотно сжав кулак, начинают ловко орудовать им как инструментом, подбивая кулаком между шкурой и мясом животного, отчего процесс значительно ускоряется. И Алишер мне пояснит:
            - Я тоже умею так, но не делаю этого потому, что хочу сохранить качество мяса в идеальном, светлом состоянии. От соприкосновения туши барашка с человеческими руками, мясо становится заметно темнее, а кроме того, отражается на самом качестве последнего.


035
          

          Бараны различаются по породам. Этот, к примеру, называется "араби": его мясо намного предпочтительней для бухарцев, чем скажем, "казоки" или "гиссори". Как мне пояснили, все эти породы легко отличить друг от друга по форме курдюка: у "араби" он просто свешивается, у "гиссори" - закручивается под себя, а у "казоки" - торчит кверху.


036


        Кроме того, принято различать баранов по возрасту. Молодые ("ширбоз" - "молочные") - от трёх месяцев до полугода, то есть до того момента, когда они перестают сосать молоко своей матери. Средние - от 6 месяцев до 1,5 года. Ну, а дальше уже идут "кобелины", которые уже не раз вступали в связь и могут иметь неприятный запах. То же самое можно сказать и про самок, совершивших не первый окот.


037



          Как заверил меня Алишер, нам попался молодой баран 9 месяцев от роду и ещё не успевший вступить в половую связь. "Бедный... - подумалось мне - так и умер, несчастный, не познав прелестей плотской любви".
          - Интересно, сколько чистого мяса он даст? - поинтересовался я у мясника.
          - Где-то, примерно 20 - 21 килограммов. - заверил меня Алишер, бросив опытный взгляд на ещё не разделанную тушу.
          Вскоре выяснится, что молодой мастер ошибся всего на 500 грамм.
          - А как давно ты занимаешься этим делом? - полюбопытствовал я.
          - Своего первого бычка я завалил когда мне было 14 лет. - не без гордости признался мне парень.


038


          - Наверное, у вас все в роду потомственные мясники? - выдвинул я свою догадку.
          - Нет. - чистосердечно признался мне Алишер - Только папа. Ну, а потом и я пошёл по его стопам.
          Тут я завёл с ним речь об окоте, о молодых трёх-дневных ягнятах, смушки которых идёт на знаменитый бухарский каракуль, а из мяса которых делают восхитительный "баррача-кабоб", обжаривая их в котлах с большим количеством лука.
          - Это огромный грех... - покачав головой, тихо произнёс молодой мясник и пояснил - Убивать даже молочных барашков (т.е. которые сосут мать) - тяжкий грех. Что же говорить о тех, кто пускает под нож трёх-дневных ягнят? Их место обеспечено в Аду!
          И знаете: в этот момент, я даже с каким-то уважением взглянул на своего собеседника.



039


          Напоследок, мясник даже помог разрубить тушу на удобные куски с тем, чтобы облегчить поварам задачу, получил свои заработанные деньги и ушёл восвояси. Через пару часов, на столе гостей появилось свежее блюдо: вначале подали так называемый ;из (обжаренные на скорую руку с луком: печень, почки, бараньи семенники /"колокольчики"/ и прочий ливер), а затем и самого молодого барашка.
          Каюсь в очередной раз: я настолько увлёкся процессом поглощения водки+барашка, что забыл заснять "живописный натюрморт". Вместо этого предоставляю какое-то размазанное фото. Уж, простите, великодушно...



ПОХОДЫ ПО РОДНЫМ


         - Теперь, когда невеста поселилась в доме жениха, вам с Расулом там не желательно находиться. - осторожно намекнули мне сёстры, добавив при этом - Ну, хотя бы денька два-три.
         - Почему? - не поняли мы.
         - Потому что молодые будут "играть в футбол"! - повысил голос Шухрат, поразившись нашей недогадливости. - Чё, не понимаешь что ли?!


040


          Я знал, что этого трудно будет избежать, а потому давным-давно смирился с тем, что в каждый мой приезд, мои сёстры и браться считают, в обязательном порядке, пригласить меня к себе. Называется это "просто, посидим, пообщаемся, попьём чаю...". И это несмотря на то, что параллельно полным ходом идут мероприятия, связанные со свадьбой! Так что, "мухи отдельно, котлеты отдельно". И мы с племянником Расулом естественно должны увАжить и обязательно посетить родных. И в первую очередь, конечно, своих сестёр, которые заменяют нам отошедшую в мир иной мать.
          Как и следовало ожидать, одним чаем дело не обошлось. Я успел наговориться со своими племянницами и их чудесными детками, а также отметил про себя, что дом находится в надёжных хозяйских руках.
          Невольно, вспомнился рассказ Гуленьки о том, как ещё лет 20 назад их дом посетил один француз, который в качестве специалиста был приглашен в строительную фирму, которой руководил мой зять.
          - Странно... - заметил он тогда, оглядев бухарское жилище - Я специалист высокой квалификации, с немаленькой зарплатой и... ничего не могу понять.
          - А в чём дело? - поинтересовался зять.
          - Понимаешь, у вас такие маленькие зарплаты, но к кому не войдёшь - такие дома... Я себе такого позволить не могу! - откровенно сознался он, вызвав улыбку у местных жителей.    
    

https://youtu.be/S3oIdmZmUbw  -  родина


          Наконец, когда мы отведав главное блюдо, приготовились к десерту с чаепитием, скованность прошла окончательно и мы все разговорились. Первым делом, я попытался выяснить, что такое Родина?
          Ответы оказались самыми разными и местами очень оригинальными.


https://youtu.be/OhD6C4fRk-o  - Бог


          После чего, мною же была предпринята попытка, выяснить у каждого, как он понимает понятие "Бог". Думаю, что вечер в общем и целом удался.
          Понятное дело, что в эту ночь сестра нас не отпустила, а заставила переночевать в своём доме.