10. Четвертое и последующие посещения пещеры

Владимир Зезиков
          Когда решение было окончательно принято, Владимир Ильич начал работать в пещере. Во-первых, он сделал там нормальное освещение по всему тоннелю. Затем аккуратно осмотрел останки охранников. При себе охранники имели одинаковые кожаные мешочки. В каждом мешочке было по десять золотых монет. Монет у каждого охранника было одинаково и, поэтому, дед сделал вывод, что эта была плата перед смертью за порученное им дело.
 
          Восемь кошелей с монетами и восемь сабель дед поднёс ближе к входу и зарыл около стенки. Мало ли что. Затем, при помощи лома, попытался в дальнем конце тоннеля выдолбить общую могилу, но сразу же наткнулся на останки ещё более древних воинов. Он прикрыл их обратно грунтом и выдолбил уже в стене на уровне пола достаточно большую нишу и произвел, как мог, ритуальное захоронение охранников.

          Принёс бревно, трос, доски и соорудил что-то вроде ворота. Доски подложил под колеса платформы, на которой стоял конь, а бревно упер в пол и в потолок. Одним концом троса зацепил повозку, а другой конец накрутил на бревно и стал при помощи ломика, вставленного в дырку в бревне, крутить его. После нескольких неудачных попыток, все пошло как по маслу. Конь, после двух веков стояния в стойле, двинулся и через пару недель уже находился у входа в пещеру.
Надо поднимать коня наверх, но что с ним делать дальше? – Владимир Ильич пока не придумал.

          Затем, он решил разобраться с останками закопанных людей в конце тоннеля. Взял во дворе метлу и стал аккуратно сметать слой мелких камушков и пыли с останков. Под пылью обнаружил лежащих в ряд шесть воинов неизвестного захоронения. В руках у них было оружие – пики. Сами они уже почти истлели, поэтому определить, что это за воины могли лишь специалисты, которых здесь не было и, скорее всего не будет.

          Увидев теперь уже полную картину захоронения, Владимиру Ильичу пришла мысль, что это тоже охранники. Но, что или кого они здесь охраняют? Тогда он снова обратил внимание на необычность тупика. При внимательном рассмотрении слоев мергеля, у Владимира Ильича постепенно сложилось впечатление, что эти слои искусственные. Нет, мергель есть мергель, но именно эти слои из мергеля сложены человеческими руками. Причём очень искусно замаскировано, сразу и не разберёшься.

          Дед стал простукивать стены тупичка. Когда-то он был радистом и не просто радистом. У него имелся знак почетного радиста России. Конечно, со слухом, по старости, было уже не так как раньше, но всё же…

          После получасового простукивания, он определил, что в самом тупике мергель звучит по-другому, нежели с боков тоннеля. Стал потихоньку при помощи ломика вытаскивать куски плоских камней, и когда пробил дырку глубиной около одного метра, из отверстия на него подул лёгкий ветерок.

          - Да, я был прав, тоннель продолжается дальше, - вслух произнёс он, и из глубины тоннеля раздалось негромкое эхо его голоса. Тогда он в дыру, уже во все лёгкие громко крикнул, - А-у-у-у-у.

          И эхо ему многократно ответило, - А-у-у-у-у..., А-у-у-у-у…,А-у-у-у-у..

          - Ну, что? На сегодня достаточно. Там, очевидно, судя по эху, находится огромное пространство. Ладно, завтра посмотрим, - уже своим голосом сказал дед, покинул тоннель и пошёл в дом, дальше мучиться сомнениями.

          На следующий день, сразу же после завтрака, он был уже в тоннеле. Но в этот день проникнуть дальше он не смог. Слишком большой объём работы, мергель за века слежался, да и камней было слишком много, чтобы их быстро разгрести. Он не выносил их на улицу, а просто раскладывал по бокам вдоль стен, чем несколько сузил ширину тоннеля.

          Он уже не чувствовал ни рук, ни ног. Всё тело ныло от усталости, но любопытство двигало вперёд. Уже через три дня образовался проход, через который можно было, нагнувшись, пройти дальше. Взяв с собой пятидесяти метровую переноску, он прошёл через образовавшееся отверстие и очень аккуратно шагнул в новый мир. Оказалось, что это вовсе не тоннель, а огромная пещера. Подволок пещеры скрывался в тревожной темноте, хотя лампа переноски светила ярко. Но то, что было перед ним, осветилось почти полностью.

          - Так вот что охраняли воины! - воскликнул Владимир Ильич.

          Перед ним открылась невероятная картина древнейшего погребения. Четвёрка запряжённых стремительных лошадей везла на повозке саркофаг. По бокам четвёрки за узды её держали два воина. Всё это было сделано из золота, все матово желтело, так как было покрыто пылью. Как и в первый раз, Владимир Ильич не стал бегать и кричать от радости, это было очень опасно. Здесь наверняка есть ловушки и можно потерять жизнь.

          Он очень аккуратно, проверяя каждый свой шаг, двинулся дальше. Что-то его насторожило. На полу пещеры, прямо перед собой, он увидел, как бы нарисованный квадрат от стены до стены. Если бы он шёл с факелом или свечкой, то этого квадрата заметить было бы невозможно, а при ярком свете прожектора переноски он проявлялся. Присев на корточки он стал руками надавливать на разные участки квадрата и определил, что он качающийся. Если наступить на него, то он под весом проникшего в захоронение человека или животного перевернётся и нарушитель вечного покоя упадёт в трёхметровую яму, на дне которой были вбиты колья. Заблокировав «качели» он подошёл к воину, держащему коня, и рукой провел по его плечу. Мергель осыпался. А под лучом переноски плечо засверкало золотым блеском.

          По бокам пещеры стояли сундуки, наполненные всякой всячиной. Всё здесь находилось в полном порядке, все аккуратно разложено по «полочкам». Здесь чувствовалось, что всё это делалось не спеша, и работы шли многие годы. Но чьё это? Кто здесь захоронен? Кто лежит в этом огромном золотом саркофаге? Он аккуратно подошёл к саркофагу и рукой смел пыль с его бока. Сразу высветилось какое-то длинное изречение и имя владельца «Митридат VI». Попытки рассмотреть конец пещеры ни к чему не привели, света прожектора не хватало.

          Владимир Ильич вспотел. Пот катился по его спине, лбу, рукам. Было очень тяжело дышать. Возможно там, в пещере, был спёртый воздух, а возможно дышать мешала тайная газовая охрана или нервная система, которая в данной ситуации работала на износ.

          - Все. На сегодня достаточно, - тихо вслух сказал дедушка и, оставив в покое древнее захоронение, удалился. Он аккуратно смотал переноску, уложил её в предназначенное место, выключил свет в тоннеле, запер погреб на замок и, помывшись в душе, прилёг на диван. Включил телевизор. По первой программе шла передача по истории развития Черноморья. Рассматривалась история края в первом веке до нашей эры. Владимир Ильич так устал, что в начале не обратил внимание на информацию, которая  мелькала на экране, но когда диктор произнёс фразу:

          - Вы смотрели передачу о величайшем завоевателе времён и народов «Митридате – VI», который на равных боролся с римскими завоевателями. А сейчас на нашей программе …..

          Владимир Ильич встрепенулся:

          - «Митридате – VI», «Митридате – VI», так это же его захоронение я сегодня нашел, - воскликнул он и, вспомнив наказ жены, закрыл рукой рот.

          - Ты чего кричишь, входя в комнату, спросила Татьяна Ивановна. Что ты, не дай Господи, ещё там нашел. Хорошо, что я одна пришла и слышала тебя. Мы же договорились быть аккуратными. Ну почему ты такой у меня. Нельзя быть таким простодушным.

          И она, впрочем, как всегда, начала отчитывать своего мужа за его честность, открытость, неумение держать язык за зубами, хранить тайны и прочее.

          - Танюша… Я нашёл древнейшее захоронение. Там много, ну очень много золота. Там золотые кони, золотые воины, саркофаг, там сундуки с драгоценностями, - бормотал её Володя.

          - Вот и случилось. С ума спрыгнул. Что теперь делать? – она села на диван и закрыла уши.

          - Да нет, нет. Я не сошёл с ума. Какую программу я сейчас смотрел? А, давай её пересмотрим по компьютеру.

          Он пощёлкал по клавишам клавиатуры компьютера и нашел ту программу, которую пропустил по телевизору.

          Передача называлась «Легенда о четвёрке лошадей царя Митридата»
Диктор поставленным голосом читал текст, а на экране мелькали эпизоды жизни народа и воинов тех непонятных для нашего понимания веков.

          - Наша передача, - вещал автор, - посвящена одной удивительной керченской легенде, которая берет свое начало еще со времен правления Митридата VI Евпатора, возглавлявшего Боспорское царство в первом веке до нашей эры. Этот человек правил очень мудро и вознес свои земли до небывалых высот, покорив всю Тавриду (современный Крым). В его честь была названа гора Митридат — символ Керчи — и город Евпатория. О чем, кстати, не догадывается большинство туристов, и даже некоторые ее коренные жители.

          Был у великого царя талисман — статуя коня в полный рост из чистого золота. Митридат всегда брал его с собой в дорогу, и отблески солнечных лучей, которые отражались от золотого коня, можно было увидеть за несколько километров. Про эту статую ходит много различных легенд: с давних времен керчанам было интересно, куда же делся конь? Ведь его до сих пор ищут археологи и любители легкой наживы. И все они сходятся во мнении, что мифический клад захоронен внутри горы, на которой когда-то стоял Великий царский дворец.

           Одно из преданий гласит, что Митридат был очень честолюбивым человеком: бесконечные победы вскружили ему голову, и он решился добиться большего. Тогда Боспорский царь бросил вызов самой Римской империи. Римские легионеры и воины Митридата сошлись в равной битве, но ход сражения неожиданно изменился: сын царя Фернак перешел на сторону врагов и начал соблазнять воинов золотом, чтобы они тоже изменили своему правителю. Митридат не выдержал такого «удара в спину».

          Это случилось в 64 году до нашей эры. Митридат, пытаясь избежать пленения, принял яд, но так как он с детства в целях профилактики принимал его и выработал к нему иммунитет, яд не подействовал. Тогда царь попросил своего верного друга и телохранителя Битопта заколоть его мечом.

          Тело царя бальзамировали, но из-за оставленного в нём мозга, оно сильно повредилось, так что его личность смогли установить только по боевым шрамам. Консул римской республики Гней Помпе;й Вели;кий не решился даже взглянуть на монарха, и приказал отослать его труп в Синопу и похоронить в родовой усыпальнице. А главную причину корыстного предательства «золотого коня» поглотила великая гора. Также есть версия, что конь был не один - он входил в целую золотую колесницу, запряженную четверкой скакунов.
 
          Похожие мифы о золотом коне в ходу и в курортной Анапе. Дело в том, что именно в Анапе был найден дворец Митридата – сгоревший в древности Фанагорийский акрополь. Совсем недавно при подводных раскопках в районе порта было обнаружено мраморное надгробие, на котором было написано «Гипсикрат, жена царя Митридата, прощай». Ещё при жизни Митридат называл одну из своих жён мужским именем за мужество проявленное в походах, хотя истинное её имя было Гипсикратия.

          Здесь, так же как и на месте современного города Керчь, он жил и воевал. Сказание гласит, что древние жители этих мест создали статую по образу и подобию жеребца Александра Македонского. А другая легенда повествует, что конь был изготовлен еще раньше и служил талисманом-заступником и предметом поклонения местных обитателей. А когда со стороны Крыма на них двинулось враждебное войско и пришлось убегать, статую спрятали в Кавказских горах, в ущелье Навагиры. Даже сегодня туристы иногда слышат в этих местах конское ржание. Такие легенды о несметных сокровищах очень соблазнительны для археологов и тех, кто хочет поживиться на древних захоронениях. Но как бы усиленно не искали эти клады, сказания до сих пор не подтвердились. Однако каждый такой мечтатель верит, что где-то в пещере или на дне моря стоит золотой конь и ждет именно его.

          Просмотрев передачу, наши герои ушли в стопор. Долго молчали, потом Татьяна сказала:

          - Завтра в пещеру пойдём вместе.

          - Танюша, я там ещё не все обследовал. Нашёл, правда и устранил одну ловушку, но, сколько их там неизвестно. На сегодня в пещере находиться просто опасно. Я думаю, что это действительно усыпальница Митридата шестого. Построить то он её построил, только воспользоваться не успел, сама слышала, его труп отправили в Синоп. Давай сначала я всё проверю в целях безопасности, а потом пойдём.

          - Нет, завтра сходим, я посмотрю хоть одним глазком, а затем будем решать, что делать дальше.