Борьба продолжается!

Ладо Булах
РАССКАЗ ТРЕТИЙ

Спадщанский лес, сентябрь 1941 года


......-Черницын! Степан! Шоб я вмэр! -такими словами встретил меня в Спадщанском лесу под Путивлем человек которого,скажу забегая немного вперёд, боялся сам вождь Третьего Рейха Гитлер,председатель Путивльского горисполкома Сидор Артёмович Ковпак,или "Дед", как его здесь величали....

....Сидор Артёмович родился 14,а по новому стилю 26 мая 1887 года в селе Котельва Охтырского повета Харьковской губернии. Ныне Котельва -посёлок городского типа на Полтавщине. В семье было шестеро сыновей и четверо дочерей. Срочную службу он проходил в Императорской армии в Саратове в Александровском полку. После службы остался в России ,работал грузчиком. Во время Первой Мировой служил в 186-м Асландузском полку,учасник легендарного Брусиловского прорыва. Отличался незаурядными организаторскими способностями  и храбростью. В апреле 1915 года сам Император Николай Второй наградил Сидора Артёмовича Георгиевским крестом. В общем Сидор Артёмович был награждён Георгиевскими крестами Третьей и Четвёртой степени и двумя медалями "За храбрость"("георгиевскими" медалями) Третьей и Четвёртой степени.  Член ВКП(б) с 1919 года. В годы Гражданской войны сражался против войск гетмана Павла Скоропадского,в рядах отрядов Пархоменко,потом был бойцом 25-й Чапаевской дивизии на Восточном фронте,где разоружал казаков,принимал участие в боях с русской Добровольческой армии генералов Деникина и Врангеля на юге Украины. В 1921-26 годах -помощник поветового военкома,поветовый военком,военком Павлоградского округа Ектеринославской губернии,(ныне Сичеславская,бывшая Днепропетровская область Украины). Одновременно в 1925-26 годах председатель сельхозартели в селе Вербки. с 1926 года -директор Павлоградского военно-кооперативного хозяйства. В 1930 году стал главой сельскохозяйственного кооператива в Путивле. С 1935 года -заведующий дорожного отдела Путвльского горисполкома,а с 1937 года -он председатель Путивльского горисполкома Сумской области УССР.  В 1930-х годах Сидор Артёмович окончил спецшколу ОГПУ по подготовке организаторов подпольной и партизанской борьбы.  Один из преподавателей,полковник Илья Старинов,основоположник диверсионно-подрывного дела в Красной Армии вспоминал:" Состав был самый разнообразный. Тут одновременно были юноши и девушки,и зрелые мужчины,непригодные к воинской службе...учились под псевдонимами. При этом к командирам партизанских формирований предъявлялись более высокие требования чем к командирам подразделений и частей Красной Армии" .  В предвоенные годы Сидора Артёмовича хотели арестовать как врага народа. Но будучи вовремя предупреждённым знакомым начальником райотдела НКВД,он сумел спрятаться и благополучно дождался пока ситуация для него не улучшилась.  Дорогой внучек,ну и вы ,дорогой читатель,я позволил себе привести часть биографии легендарного партизанского командира,дабы вы лучше себе представили что это был за человек.
На момент начала войны Сидору Артёмовичу исполнилось 54 года. Старые раны давали ему о себе знать,он страдал ревматизмом,носил всё время валенки и тулупчик за что и получил прозвище "Дед".....

...-Здоровеньки булы,Сидор Артёмович! -ответил я.

-Октуда ж ты чертяка такой взявся?-спросил Сидор Артёмович.

-Из-под Киева,Сидор Артёмович! Жмут "фрицы" спасу нету! А у меня ж дети! Наши дети! -ответил я.

-Диты? Это хорошо! Не гоже дитэй наших на милость отых гаспидив оставлять! Ты часом  Семёна Руднева не встречал,Степан? -сказал Сидор Артёмович.

-Руднева? Семёна Васильевича? Нет не встречал,Сидор Артёмович! Я ж детей прятал по лесам да ярам,а тож "мессеры" шныряют як скажени собаки и стреляют по всём шо движется!-ответил я.

-Твоя правда,Степан! Ци гаспиды хазяюють тут як у себя дома,сто чортив им у пэчинку!Сколько людей у тебя,друже?-сказал Сидор Артёмович.

-У меня 45 бойцов,плюс тридцать душ диток,товарищ Ковпак!-ответил я.

-Добре,Степан! А зброю(оружие) де добув(где добыл)?-сказал Сидор Артёмович.

-Зброю? А у нимцив позычылы(у немцев одолжили),Сидор Артёмович! -ответил я.

-О! Чулы(слышали) хлопци?! От як треба отых гаспидив бить! У меня зо два десятка людей набралося,а там глядишь и Руднев придёт. Ну всё пошли,а то тут нас немцы як рябчикив перестриляють! Обустроимся,гляди ще люди придут,разберёмся в обстановке,та покумекаем як оту нечисть с земли нашей выгнать поскорей! -сказал Сидор Артёмович.

-Ефимов,Дитятько,Датошвили,Сафиуллин поворачивайте обоз! В лес! Все в лес! -скомадовал я.

-Есть,товарищ капитан!-отозвались мои боевые побратимы.

-Дядя Стёпа,Сидор Артёмович,мы хоть и маленькие ,но тоже будем сражаться! Будем в разведку ходить,раненым помогать,собирать грибы,ягоды,целебные травы! Наши деды и отцы,братья сёстры наши старшие бьются с ненавистным врагом! А мы чем хуже?! Мы тоже будем драться если нужно,но врагу не покоримся!-звонко хором наперебой выпалили дети.

На глазах Сидора Артёмовича выступили слёзы:

-Диткы...Мои ж вы хороши...Спасибо....Чулы,хлопци?! Чулы,побратимы мои боевые?! Если вже диты готовы драться,беспощадно драться с ненавистным ворогом за землю свою родную,за отчий дом,то кольми паче мы,други мои?! Мы не покоримся! Враг не  будет знать ни минуты покоя на нашей земле! Мы не сложим оружие до тех пор покуда не очистим свою землю от незваных гостей! Враг познает гнев нашего народа на собственной шкуре! Смерть найдёт враг на нашей земле! Мы клянёмся что будем биться с лютым ворогом до самого победного конца!-взволнованно сказал он.

-Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!-хором дружно ответили все мы.

-Спасибо,други мои! Спасибо! А теперь надо организовать всё как следует! По уму! -ответил Сидор Артёмович.

Вскоре к нам пришел с сыном Радиком и несколькими бойцами Семён Васильевич Руднев. Так в Спадщанском лесу под Путивлем зародилось легендарное партизанское соединение,наводившее ужас на оккупантов и их прихвостней! Во главе этого партизанского соединения стоял человек,чьё имя наводило ужас на самого бесноватого Гитлера......