Проза о человеке на великой войне

Сергей Сиротин
ПРОЗА О ЧЕЛОВЕКЕ НА ВЕЛИКОЙ ВОЙНЕ

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой
без званий и наград…
Сергей Орлов

I. Героизм и стойкость простого солдата, его верность Родине, воинскому долгу.

Советские писатели встретили войну, как и все жители большой страны по-разному: одни были заняты чисто литературными делами, другие были уже в армии, третьи в первый же день войны пошли в военкоматы, но уже через некоторое время большинство из них надели шинели. Особую роль сыграли писатели в организации и активизации патриотического и духовного отпора бесчеловечной идеологии фашизма. Их публицистика с первых дней войны будила ненависть к захватчикам, звала к противостоянию и непокорности в тылу врага, призывала к трудовому и боевому подвигу каждого на своём месте, становилась полномочным представителем народов СССР за рубежом.
Очерки и статьи писателей Михаила Шолохова, Ильи Эренбурга, Леонида Леонова, Алексея Толстого, Всеволода Вишневского, стали как бы голосом сражающегося народа.
И всё же выразителями настроений, мыслей и чувств воюющего человека, его отношения к жизни на войне стали книги самих активных участников событий и перипетий войны, написанных именно в дни сражений и даже печатавшихся во время войны…

1.1. Одна из них «В окопах Сталинграда» (1946 год) Виктора Некрасова. Много лет спустя, отвечая на вопросы литературной анкеты, её назвали лучшей книгой о прошедшей войне поэт Александр Твардовский, Константин Симонов, автор «Брестской крепости» Сергей Смирнов, писатель, написавший книгу о легендарном подводнике А. Маринеско «Капитан дальнего плавания» Александр Крон и многие другие известные писатели.
Повесть «В окопах Сталинграда» автобиографична: сам автор, как человек, получивший до войны архитектурно-строительное образование, был командиром сапёрного батальона и участником битвы на Дону и Волге. Произведение подчёркнуто лаконично, точно отбирает штрихи и детали из всего происходящего, в нём нет излишней риторики и плакатности, характерных для первых публицистических очерков и статей о войне. Основной принцип показа всего героического в повести в изображении повседневных будничных дел и тягот воюющих людей, перенапряжение и физическое, и духовное от недосыпания, крови и ужаса, всего, что сопутствует жизни человека внутри кровавого варева войны. Главные герои произведения даже не задумываются о том, что они совершают подвиги, они не очень разговорчивы, сосредоточены на выполнении своих воинских обязанностей, но чувствуется та тяжесть, которая лежит на их душах от тревожных, беспокойных мыслей по поводу отступления и всего с этим сопряжённого.
Некоторая бессюжетность повести В. Некрасова обусловлена реальной обстановкой тех дней, когда не было ни стабильной обороны, ни стабильного управления войсками.
Живым документом времени, правдивым и бесценным свидетельством участника событий осталась книга для потомков. И, как позднее писал К. Симонов о всей военной прозе о Великой Отечественной войне: «Все мы вышли из «Окопов Сталинграда». Повесть положила начало новому, реальному осмыслению войны в литературе, она осталась произведением, в котором глубокий подтекст со временем проступает всё отчётливее и даёт читателю ответы на непростые вопросы: как и почему не сдали город и победили серьёзного и подготовленного противника, и каких это стоило жертв…

1.2. Константин Симонов писал свою повесть «Дни и ночи» тоже о Сталинграде – это первое напечатанное произведение о событиях в Сталинграде. Полемический настрой повести направлен на многие произведения, написанные о будущей войне и её театральных и помпезных победах, они дезориентировали людей, показывая лёгкость и красоту будущих боёв – всё это формировало у читателей шапкозакидательскую психологию. Это романы Н. Шпанова «Первый удар»; Ф. Панфёрова «Поджигатели», «Заговорщики», сценарии фильмов «Горячие денёчки», «Истребители», «Эскадрилья №5». Все они делали медвежью будущим солдатам Великой Отечественной. Иронизируя по поводу такой литературы, Александр Твардовский писал в «Тёркине»:

Что с удачей постоянной
Тёркин подвиг совершил:
Русской ложкой деревянной
Восемь фрицев уложил!

К. Симонов своей повестью борется с облегчённостью в изображении войны. Она хроникальна, большинство глав указывает на точное время и место событий.
И если Б. Горбатов в произведении «Непокорённые» создал образ распятого «мёртвого» города через метафорические обобщения: «задавили песню», «расстреляли смех» и др., то Симонов указывает на точные детали: «горело железо», «обугленные деревья», «пережжённый кирпич», точно указывает дислокацию войск, советских и противника. Симонов, как и Некрасов, настаивает на повседневном героизме, он деромантизирует героев: Сабурова, Ремезова, Масленникова. События часто передаются репортажно, а солдат и офицеров объединяет выдержка, самообладание, спокойствие. Писатель показал и чиновников в армейской шинели (Бабченко), которые, не задумываясь, посылают людей в неподготовленные атаки, по сути на неминуемую смерть.
То, понимание духа человека на войне, что К. Симонов нащупал в повести «Дни и ночи» он позднее воплотил в трилогии «Живые и мёртвые».

1.3. Повесть «Звезда» Эммануила Казакевича напечатана в 1947 году. По сути, это героико-романтическое произведение, продолжившее традиции, уже проявившиеся в произведениях литературы, написанных во время войны. Повесть проникнута глубоким лиризмом, передающим личностные взаимоотношения между людьми в условиях войны. Автор сразу использует понятные читателю образы-символы, через позывные, «Земля» и «Звезда», которые как бы возвышают постижение войны до космического масштаба, а жизнь солдат представлена в некоем героико-мистическом смысле, как спасителей будущего.
Хотя в произведении прослеживается короткий, но славный момент подвига семёрки разведчиков, возглавляемых лейтенантом Травкиным, вывод из авторской позиции может быть только одним: нет на войне малых дел и боёв – все они по-своему героические, и от подвига каждого бойца зависят результаты больших битв, а в конечном счёте судьба всей войны. Именно тропа, по которой двигаются на задании разведчики, становится тем местом, где автор разворачивает перед читателем образ всей войны. Сама сюжетная ситуация, предполагая оторванность от своих, как бы преднамеренность подвига, готовности принести себя в жертву, всё это отличает разведчиков, идущих в поиск, романтически отличает их от тех, других, кто остался среди своих. И сама гибель разведчиков группы Травкина по ходу повествования показана как оптимистический выход, ибо на смену им направляется новая разведгруппа, состоящая из столь же бесстрашных и самоотверженных бойцов. А значит большое дело войны с врагом движется к неминуемой победе.

1.4. Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956 г.) заканчивает в советской литературе первый этап
чувственного освоения материала о войне, и он же открывает новый, в произведениях которого проблема личности в условиях войны выступает в качестве узловой, центральной, положенной в основу всего повествования.
М. Шолохов рассмотрел её в следующих аспектах:
1. Личность и историческая необходимость.
2. Личность из народа, её типичность и её ответственность перед временем за происходящее.
3. Социальное и общественное в духовном облике личности.
4. Нравственная сущность человека как проявление личности писателю удалось, что судьбы простого человека – это сконцентрированная в биографии отдельной личности судьба поколения, всего народа.
Структура рассказа строится на основе традиционных новеллистических форм: рассказ в рассказе; соучастие в сюжете, кроме главного и героя-рассказчика, а ещё и самого автора; ассоциативная функция пейзажа; отбор особых, необходимых для подтверждения концепции жизненных сцеп в рассказе героя-повествователя.
В исповеди А. Соколова – «ровесника века» выделены те житейские узлы и то время, которые сближают личную судьбу главного героя с судьбами и вехами жизни всей страны.
Особенностью рассказа является внутренний контраст между обыденностью, заурядностью мирной жизни героя до войны и трагичной насыщенностью её в годы войны...
Автор подчёркивает, что в неодолимости отдельной личности и заложена несокрушимость народа в целом.
М. Шолохов контрастно сопоставил жестокий лик войны, её бесчеловечность и вечное общечеловеческое, что свойственно Соколову. Это привязанность к семье, отцовское чувство, тоска по прошедшему мирному житью, жалость к сироте Ванюше. Такой контраст писателю понадобился для того, чтобы показать, что даже смертные муки и личное горе, через которые прошёл герой не вытравили в нём чисто человеческую потребность – дарить тепло другим.
Именно рассказом «Судьба человека» Шолохов заявил в советской литературе концепцию взаимосвязанности судеб отдельной личности и народа. Взгляд писателя на сущность и смысл исторического развития стал превалирующим в советской литературе о Великой Отечественной войне. Рассказ наметил и будущее направление прозы о войне, как показ примеров о несломленности личности, прошедшей через испытания, физические и духовные муки, но сохранившей в себе человека, понимающего и откликающегося на чужую беду.
То, что произведение было закономерным в развитии литературного процесса, подтвердилось появлением произведений, рассматривающих похожие жизненные ситуации, даже в конце сороковых, а затем в первой и второй половине 50-х годов: «Иван» В. Богомолова, (1957 год), «При свете дня» Эм. Казакевича (1947) и других.

Такие авторы, как В. Некрасов, К. Симонов, Эм. Казакевич, М. Шолохов, заложили своими произведениями традиции непатетического изображения войны, отказа от излишнего картинного драматизма и поверхностного взгляда на природу героизма и мужества человека на войне.

II. «Проза лейтенантов»: осознание феномена нравственного порыва
и нерегламентированного мужества человека.

Если после мая 1945 года в литературе о войне господствовали в основном поэзия, а в прозе действовал стереотип славных и лёгких побед над противником, то на рубеже 50 – 60-х годов, после появления произведений, названных в первой части, в литературе стали нередкими произведения людей, прошедших опыт войны на передовой, знающих опыт каждодневных боёв, «окопную правду». А так как в основном это были молодые ребята, эти бывшие студенты первых курсов или вообще старшеклассники 1941 года, закончившие войну в чинах лейтенантов, их послевоенные произведения и стали называть «Прозой лейтенантов». Особо ярко талант молодых писателей проявился в правде военных повестей: «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» Юрия Бондарева; «Южнее главного удара», «Пядь земли», Мёртвые сраму не имут», позднее «Навеки девятнадцатилетние» Григория Бакланова; «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Фронтовая страница», позднее «Его батальон» Василя Быкова; «Крик» и «Убиты под Москвой» Константина Воробьёва, о погибших под Москвой подольских курсантах; «Звездопад», а позднее «Пастух и пастушка» Виктора Астафьева; «Сашка» Вячеслава Кондратьева. Эти повести образовали в советской литературе особую типологию – фронтовую лирическую повесть.
Художественное содержание, конфликты этой повести связаны с кругом нравственных и психологических проблем, остроактуальных в конце 50-х – начале 60-х годов. Доминировало в них лирическое начало, и лирический герой стал выступать единственным носителем авторской точки зрения, а повествование чаще всего велось от первого лица. Авторы фронтовой лирической повести выбирали момент и прослеживали то, как и когда мальчик, юноша в шинели превращался в личность, гражданина. Герои этих повестей совершают свои подвиги в негромких боях у неизвестных высот и деревенек, чем подчёркивается авторитет их подвига. Повести эти обнаруживают идейную и структурно-стилевую близость с произведениями Некрасова и Симонова, Казакевича и Веры Пановой («Спутники»).
В 60-80-х годах писатели- лейтенанты углубили содержательность своего жанра.

2.1. Опыт Василя Быкова показывает, что писателей остро волнует проблема нравственного антагонизма между людьми совестливыми и разного рода проходимцами, маскирующими свою породу. Особенно ярко это проявилось в повести Быкова «Сотников». В произведении повествование поочерёдно ведётся от лица одного из двух главных действующих лиц, либо Ситникова, либо Рыбака. Писатель стремится субъективно изнутри развернуть характеры героев, раскрывая истоки мужества одного и предательства другого. Поначалу разница между двумя героями не видна: они ровесники, выросли в одну эпоху, честно воевали, ничем себя не запятнали… Рыбак даже более подготовлен к событиям войны, но он не утруждает себя, как Ситников, раздумьями о сложностях бытия. Но, попав в плен к фашистам, Рыбак ищет выхода, постоянно освобождая себя от многих нравственных норм, и некая моральная всеядность становится основой падения Рыбака. Автор напрямую ставит нравственное поведение в зависимость от количества и качества прочитанных книг. Повесть В. Быкова «Ситников» стала глубоким психологическим исследованием самых тонких мотивов и начал, скрытых духовных возможностей человека, которые и определяют общественную сущность людей. В. Быков предупреждает об опасности духовной неразвитости и скудности внутреннего мира индивида.

2.2. В повести Виктора Астафьева «Пастух и пастушка» – этой нравственно-философской притче о любви и верности, где речь идёт о мальчишках, попавших на войну прямо со школьной скамьи, из родительского дома. О тех, чьи возвышенные представления о жизни не в полной мере соответствовали даже обыденной мирной действительности, а тем более кровавому хаосу войны. Встретившись с реалиями войны, эти ребята не уступили своих нравственных идеалов, пронося через все испытания веру в высокое предначертание человека. Герой повести лейтенант Костяев умер от того, что его душа не выдержала переживаний о судьбах погибших, как он считал, по его вине солдат.
Кроме показа тяжёлой правды войны, в повести много места уделено первому чувству, возникшему между двумя, случайно войной сведёнными молодыми людьми, пронёсшими это чувство через всю оставшуюся жизнь, которая у лейтенанта оказалась очень коротка. Героиня повести находит забытую могилу своего любимого на глухом уральском полустанке…

2.3. Почти повторяется этот сюжетный ход в повести Григория Бакланова «Навеки девятнадцатилетние», где автор говорит о трагедии молодости в военное лихолетье, у которой за плечами ранение, госпиталь, единственная случайная любовь и гибель в бою. Это повествование о прерванных насильственно жизнях, полных надежд, любви, ожидания будущего, как и у героя повести лейтенанта Третьякова.

2.4. Очень серьёзно проявилась в 70-80-х годах тенденция документального изображения событий прошедшей войны: такую повесть позднее назовут лирико-публицистической. Одним из первых, кто понял возвышающую силу документа, был Алесь Адамович, написавший на основе исследования документов военного времени «Хатынскую повесть», о трагедии белорусского села Хатынь, разделившего судьбу сотен белорусских, украинских и русских сёл и деревень. Документализм в таких произведениях становится почвой для конкретного социокультурного исследования. В 80-х это проявилось в «Блокадной книге», созданной совместно Адамовичем и Даниилом Граниным, посвящена она жителям окружённого Ленинграда. Авторы исследовали психологию стойкости, выдержки гражданского человека в нечеловеческих условиях блокады и повального голода и её связи с духовной зрелостью человека, его нравственными установками. Подобные приёмы были использованы и Олесей Алексиевич в исследовании «У войны не женское лицо», на основании документальных записей бесед с женщинами, пережившими войну, участвовавшими в ней. По сути это стало как бы документальным подтверждением темы, начатой и раскрытой в повести «А зори здесь тихие» писателем Борисом Васильевым.

Именно прозаикам-фронтовикам удалось сказать новое слово о войне, позднее в больших жанровых формах. Это романы Г. Бакланова «Июль 1941-го», В. Богомолов «В августе 44-го», Ю. Бондарева «Горячий снег», «Берег», повести В. Быкова «Карьер», «Облава», К. Симонов написал целую эпопею из нескольких романов под общим названием «Живые и мёртвые», В. Астафьев оставил читателям сложный и тяжёлый по читательскому переживанию роман «Прокляты и убиты».
По сути «Проза лейтенантов» от лирического, чувственного восприятия войны за послевоенное время дошла до высот нравственно-философского осознания причин войны, её хода и исторических результатов, осуждения войны с любой этической позиции в качестве зла, несущего всегда человеку гибель, моральное разрушение личности, поэтому писатели фронтового поколения сказали в своих книгах то, заветное, о том, что пережили и о чём хотели сказать новым поколениям.

С.М. Серотян. Напечатано 08.05.2019г.