Жизнь -борьба людей друг с другом или что-то иное?

Лев Балашов
ЖИЗНЬ — БОРЬБА ЛЮДЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ ИЛИ ЧТО-ТО ИНОЕ?
(ПО ПОВОДУ ОДНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ КИНОРЕЖИССЕРА АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО)
 
«Мы все боремся друг с другом, одна страна с другой. Все мы боремся с чем-то вместо того, чтобы вести борьбу с собой, потому что наш злейший враг — это мы сами. И меня постоянно мучает вопрос: смогу я победить самого себя или нет. В этом состоит смысл моей жизни. Я успокоюсь только тогда, когда буду знать, что я себя победил. Я собственно для того и рожден». (Из дневника-мартиролога Андрея Тарковского. 1986 г.)

МОЙ КОММЕНТАРИЙ

Во-первых, неправда, что мы только тем и занимаемся, что боремся друг с другом или боремся с чем-то. Помимо борьбы в жизни любого человека присутствует и прямо противоположный момент — любовь, дружба, симпатия, сотрудничество, кооперация. Жизнь — это весы, на одной чаше которых — борьба, конфликт, спор, соперничество, соревнование и т. п., а на другой чаше — любовь, приязнь, симпатия, дружба, товарищество, братство, сотрудничество. Она становится невозможной, если одна из чаш начинает сильно перевешивать.

Во-вторых, неправда, что бороться друг с другом или с чем-то — это обязательно плохо (как вытекает из контекста сказанного). Борьба друг с другом или с чем-то очень часто имеет положительный смысл. Сила людей, их достижения базируются в значительной мере на этой борьбе.

В-третьих, неправда, что «наш злейший враг — мы сами». Да, в отдельных случаях это бывает. Раздвоенность сознания, поведения, разлад с самим собой имеют место в отдельных случаях. Но это скорее не положительный момент жизни человека, а его беда, несчастье. Душевный разлад, отсутствие душевной гармонии — это путь к хаотическому поведению и, в конце концов, к безумию.

В-четвертых, видеть смысл жизни в том, чтобы одержать победу над самим собой — это какая-то шизофрения. А где любовь, в том числе любовь к себе, где самосовершенствование, где творческий полет мысли, где дерзание поиска, где победы и преодоления, направленные во вне?!

Одним словом, эти слова Тарковского — чистой воды ложная мудрость, ложный пафос, экзальтация ума.