К истории устава Ордена Святой Марии

Вольфганг Акунов
RLD

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

У Устава Тевтонского Ордена Святой Марии (т.н. "Орденской книги", нем. Ordensbuch), как и у уставов многих других клерикальных (духовных, монашеских) и военно-монашеских (духовно-рыцарских) орденов, не было конкретного автора*. Устав Ордена Святой Девы Марии Тевтонской представлял собой сочетание заимствований из устава Ордена храмовников (главным образом), ордена иоаннитов-странноприимцев (в небольшой части, касавшейся госпитальерской деятельности), Правил монашеских орденов доминиканцев (чей молитвенник Тевтонский орден, хотя и с внесением некоторых целесообразных для его специфики изменений, использовал еще до 1224 года) и, в меньшей степени, августинцев. Само собой разумеется, что Устав Тевтонского Ордена не возник в "готовом виде", но постепенно, с течением времени, расширялся путем включения в него, уже в первые десятилетия существования ТО, различных дополнений, решений тевтонских орденских капитулов, продиктованных меняющейся ситуацией. Известно, что Гохмейстер (Верховный магистр) Тевтонского Ордена Корнад фон Эрлихсгаузен (в некоторых источниках - Эльрихсгаузен) в 1442 году повелел провести ревизию и переработку Устава ТО. Но какие именно изменения Устав ТО претерпел за прошедшие между созданием его первой редакции и переработкой при Верховном магистре  Эрлихсгаузене три с половиной столетия, нам сегодня точно не известно. Тем более, что тексты рукописных вариантов Устава ТО часто различаются, в частности, в последовательности и нумерации глав, разделов - например, в одной рукописи к разделу Законов (Gesetze) относится то, что в другой рукописи относится к разделу Обычаев (Gewohnheiten) Тевтонского Ордена. Не подлежит, однако же, сомнению тот факт, что Правила (лат. Regula, нем. Regel) Ордена тевтонских рыцарей первоначально были составлены на основе Устава (Статутов) Ордена храмовников, экземпляр которого сразу же после преобразования тевтонского монашеского странноприимного (госпитальерского) братства в военно-монашеский (дузовно-рыцарский) Орден (в марте 1198 г.  в Акконе) был передан Великим магистром храмовников первому магистру тевтонов, вместе с белым храмовническим рыцарским плащом. К этому перенятому от храмовников тексту устава со временем добавлялись многочисленные папские привилегии, полученные Тевтонским Орденом. Для того, чтобы включить в Устав ТО все, что казалось необходимым, из многочисленных дополнительных решений капитулов ТО, а также из пунктов Правил монашеского Ордена доминиканцев (заменивших постепенно принятые тевтонами заимствования из правил монашеского Ордена августинцев), касательно богослужебной практики, и придать Уставу Тевтонского Ордена, обогащенному всеми этими разнообразными заимствованиями, упорядоченный вид, Тевтонский Орден испросил у папского престола официальное разрешение переработать надлежащим образом свой прежний Устав. Эта (первая) переработка Устава ТО произошла, видимо, сразу же после получения разрешения на ее проведение от папы римского Иннокентия IV 9 февраля 1244 года, и прошла под руководством папской Северной миссии во главе с сыгравшим решающую роль в создании церковной организации прусского государства Тевтонского Ордена кардинала-епископа Вильгельма Сабинского (де Сабина). Через несколько лет, начиная примерно с 1251 года, появляются упоминания о двух других главных частях Устава (Статутов) Тевтонского Ордена - Законах (Gesetze) и Обычаях (Gewohnheiten); что касается Обычаев, то существуют подтверждения их возникновения незадолго перед 1251 годом, опять-таки, на основе Устава (Статутов) Ордена храмовников (но не его исконной, латинской, а более поздней, французской редакции), опять-таки с целым рядом дополнений, отражающих специфику Тевтонского Ордена. Что же касается Законов ТО, распадающихся на пять более четко разграниченных групп,то они возникли постепенно, на протяжении нескольких десятилетий в середине XIII века. В заключении одного из немецких рукописных текстов Устава Тевтонского Ордена из баллея (бальяжа) Кобленц орденский писец указал, что завершил свой труд 1 октября 1264 года; следовательно, до этого на протяжении продолжительного времени оставалась в силе прежняя редакция Устава Тевтонского Ордена. После этого ТО на протяжении двух столетий ограничивался добавлением в текст "Орденской книги" дальнейших решений капитулов и других орденских постановлений, многие из которых получили наименование "Законов" того или иного Верховного магистра, без проведения новой систематизации до 1442 года.

Здесь конец и Господу нашему слава!

*Одним из счастливых исключений из этого правила является, к примеру, Устав Ордена бедных соратников Христа и Храма Соломонова (храмовников-тамплиеров), автором которого считается святой Бернар Клервоский.