Несломленные

Алексей Шелемин
      

                Благодаря писателю Борису Полевому стал известен подвиг безногого лётчика, Героя Советского Союза Алексея Мересьева. Несмотря на отсутствие ног, он встал на протезы и вернулся в авиацию. Будучи инвалидом летал на истребителе и сбивал немецкие самолеты. Но в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками он был не единственный воздушный ас, летавший на самолётах без ног или рук. Некоторые пилоты, как и Мересьев, также были удостоены высшей награды Родины. Но о них не писали повести, поэтому многие из них остались «в тени».
        Звания Героя Советского Союза в апреле 1943 года был удостоен летавший на протезах лётчик-истребитель, Григорий Павлович Кузьмин. Он родился в Сибири, в Красноярском крае в 1913 году. Рано остался сиротой, с одиннадцати лет батрачил. В 1930-м году добровольно ушёл служить в РККА и попал в авиацию. После окончания Качинской лётной школы получил назначение в истребительный авиаполк, который участвовал в боях против японских милитаристов на Халхин-Голе.
        С первого дня войны истребитель Кузьмин сражался на Западном фронте и летал на истребителе И-153. Несмотря на устаревший тип самолёта, командир эскадрильи Григорий Кузьмин уже 28 июня 1941 года в воздушном бою под Витебском смело вступил в бой с немецкими бомбардировщиками и огнём пулемётов сбил ведущего. Немцы были вынуждены сбросить свой смертоносный груз и срочно выйти из боя. Но эшелоном выше шла ещё одна группа Юнкерсов, летевшая бомбить переправу советских войск. Кузьмин был один против армады вражеских самолетов, но смело рванул им наперерез. У него закончились патроны и оставалось мало горючего, но нельзя было допустить бомбёжку. Истребитель приблизился сквозь разящий огонь вражеского стрелка к вражескому лаптёжнику и протаранил лопастью винта лидера бомбардировщика. Ведущий Ю-87 сорвался в штопор и по спирали полетел вниз, оставляя за собой чёрный шлейф дыма. При таране ястребок Кузьмина получил незначительные повреждения и, геройский пилот смог его посадить на своём аэродроме.
        11 ноября 1941 года отважный истребитель при патрулировании неба обнаружил девятку вражеских бомбардировщиков и смело вступил с ними в бой. В этой воздушной схватке Григорий Кузьмин сбил два Юнкерса, но и сам был сбит, получив огнестрельное ранение. С трудом посадив в лесополосе самолёт, раненый истребитель долго полз по снегу в сторону своих войск, сильно обморозив ноги. Его подобрали крестьяне и спрятали в доме. Через несколько дней Григорий почувствовал себя лучше и решил перейти линию фронта. Но внезапно был схвачен гитлеровцами и отправлен в лагерь. С помощью подпольщиков ему удалось бежать. Связные привели его в партизанский отряд, и он участвовал в диверсиях и боях с вражескими оккупантами. Боль в ногах от обморожения усиливалась. Через три месяца его переправили через линию фронта и поместили в госпиталь. Военные врачи обнаружили гангрену стоп и ампутировали Кузьмину ступню на левой ноге и одну третью часть стопы на правой ноге.
        Боевой истребитель не смирился с инвалидностью и освоил протезы, чтобы вернуться в авиацию. Уже в конце весны 1942 года безногий лётчик вернулся в строй на штабную работу. Позже он добился разрешения на учёбу и переучился на скоростной истребитель Ла-5. Пилотом грозного истребителя он геройски воевал на Сталинградском и Южном фронтах. В воздушных боях сбил почти два десятка вражеских стервятников.
        18 августа 1943 года во время очередного боя с асами Геринга Герой Советского Союза Кузьмин был подбит, и его самолёт загорелся в воздухе. Нужно было прыгать и он покинул горящую машину, но произошло непредвиденное: парашют воспламенился, и авиатор разбился. Всего Григорием Павловичем за время войны было совершено почти триста боевых вылетов, проведено около ста воздушных боев. Было сбито 22 вражеских самолёта лично и семь в группе. За героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками он был награждён медалью Золотая Звезда(№ 931), орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени.
        Ещё один героический летчик летавший без ног: Леонид Григорьевич Белоусов. Он воевал в истребительной авиации с первых дней войны над полуостровом Ханко и прикрывал Дорогу Жизни на Ладоге. Ещё до войны ястребок Белоусова загорелся во время полёта, и он получил множественные ожоги лица и ног. Началась гангрена, ему ампутировали сначала одну ногу под пах, затем вторую до колена. Почти полтора года он провёл в госпиталях, но мечтал о небе и хотел бить фашистов. Кроме отсутствия ног, у Белоусова было сожжено лицо. Врачи заплатками кожи с его тела закрыли раны, частично восстановив нос и рот. Но многие люди все равно не могли спокойно смотреть на него. Освоив протезы, он научился ходить без костылей и трости. Убедив членов медицинской комиссии о направлении его в действующую армию, в 1944 году вернулся в авиацию.
        Для его боевых друзей и командования авиационного полка Леонид Григорьевич был олицетворением мужества и упорства. Свою мечту - вновь сесть за штурвал истребителя и драться наравне со всеми он осуществил, несмотря на огромные препятствия. Будучи без ног, вылетал на патрулирование, и в последующих воздушных боях сбил три вражеских самолета. В 1957 году Леонид Григорьевич был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
        В небе Северного фронта отважно воевал лётчик-истребитель, гвардии капитан Захар Артемович Сорокин. Он родился в Новосибирской области в 1917 году. 25 октября 1941 года Сорокин таранил вражеский истребитель, но и его самолёт получил повреждения. Как и Мересьев, раненый истребитель полз около семидесяти км. Сильно обморозил ноги, и в госпитале ему ампутировали часть ступней на обоих ногах. Через год выписался и вернулся, вопреки заключению медицинской комиссии в свою часть. Сначала инструктором, затем боевым лётчиком, освоил материальную часть Аэрокобры и в марте 1943 года сбил шестой вражеский самолет. До конца войны он совершил более ста боевых вылетов. Сбил лично восемнадцать истребителей Ме-110 и штурмовиков Ю-88, двенадцать из которых - на протезах, за что был трижды награждён орденами Красного Знамени. В 1944 году командование представило его к высшей награде Родины.
        Мастер полётов в непогоду и при сложных метеусловиях пилот пикирующего бомбардировщика Пе-2, Илья Антонович Маликов был настоящим асом. Он родился в Рязанской области в 1921 году. В первый год войны воевал На Калининском и Центральном фронтах. В апреле 1942 года успешно осуществил бомбометания военных объектов, аэродромов, скоплений вражеской техники и артиллерийских батарей на Ржевском плацдарме, нанеся врагу максимальные потери. Был представлен к Золотой Медали, но 29 августа 1942 года, вражеским зенитным снарядом ему оторвало ногу. Стиснув зубы от боли, он не подал виду и продолжил бомбометание. Выполнив задание, вернулся на свой аэродром и успешно посадил машину. И только на земле его экипаж узнал, что их командир тяжело ранен.
        После госпиталя командир звена Бомбардировочного авиаполка, старший лейтенант Илья Маликов на протезе вернулся в часть и продолжил свою боевую деятельность. С октября 1943 и до конца войны сделал ещё семь десятков боевых вылетов лидером групп и уничтожил большое количество вражеской техники и живой силы. Ему заслуженно присвоили звание Героя Советского Союза.
        Без одной ноги геройски воевал кавалер восьми орденов, Герой Советского Союза Иван Степанович Любимов. За первые три месяца войны он сбил пять вражеских самолётов над Крымом и Севастополем. 9 октября 1941 года его ястребок был сбит над Перекопом и совершил вынужденную посадку. Но вражеские лётчики не желали отпускать сталинского сокола: с воздуха расстреливали из пушек и пулемётов беззащитный И-16. В результате расстрела Любимов получил тяжёлое ранение ноги от 20-мм снаряда. В госпитале ему ампутировали ступню левой ноги, но это не отбило желание мстить фашистам за их злодеяния. В июле 1942 года Любимов вернулся в полк и продолжил летать с протезом. В последующих боях сбил несколько вражеских самолётов, один из которых таранил лопастью пропеллера своего истребителя.
        Полковник Александр Иванович Грисенко был летающим командиром истребительной авиационной дивизии. Во время воздушного боя, в августе 1942 года, получил тяжёлое ранение, и ему ампутировали левую ногу. После излечения отважный пилот вернулся в авиацию на протезе и успешно командовал дивизией и даже совершал боевые полёты, лично сбив шесть Юнкерсов и два бомбардировщика в группе.
        С тяжёлыми ранениями и частичными ампутациями конечностей воевали и другие лётчики, среди которых были Прокопенко Фёдор Фёдорович, сбивший девять вражеских стевятников и Беляков Анатолий Никитович, сбивший семь вражеских истребителей. А вот безруких летчиков было всего два: немец Виктор Питерманн и русский летчик, Иван Леонов.
        Летом 1943 года под Орлом моноплан И-16 Леонова был сбит зенитным снарядом. Двадцатилетний лётчик получил тяжелейшее ранение: крупнокалиберный снаряд раздробил плечевой сустав, лишь чудом не задев лёгкие и грудную клетку. От болевого шока пилот на время потерял сознание, но его рука уверенно держала штурвал самолёта. Ему удалось дотянуть до аэродрома и посадить свой ястребок. В госпитале Ивану отрезали руку, удалили плечевой сустав и лопатку. После выписки его комиссовали, но геройский авиатор не желал сидеть в тылу, он хотел драться и мстить врагу за свое увечье и свой народ.
        С большим трудом ему удалось попасть на приём к командующему 1-й ВА Михаилу Громову и выпросить у него разрешения вернуться в армию. Поражённый мужеством молодого лётчика, генерал лично ходатайствовал о его восстановлении. Сначала Леонов работал в штабе. Он смастерил себе специальный протез, с помощью которого мог управлять крылатой машиной. Безрукому лётчику доверили тихоходный кукурузник По-2, но позже он пересел на истребитель и вновь участвовал в боях.
        Во время войны отважного авиатора представляли к званию Героя Советского Союза дважды, но награждение не состоялось. И только в 1995 году Президент России Борис Ельцин вручил Золотую Звезду заслуженному герою.
        Необычный случай произошел с истребителем-асом, Евгением Азаровым. В 1943 году он был ранен во время воздушного боя. Последствия тяжёлого ранения были непредсказуемы: у него резко упало зрение, и о полётах можно было не мечтать. Но кадровый офицер не сдался: он обманул медицинскую комиссию и получил положительное заключение врачей.
        В бою за него смотрел его ведомый и по рации помогала наземная станция наведения. Ведомый Азарова направлял своего ведущего по переговорному устройству на немецкие мессеры. А на расстоянии ведения огня истребитель уже видел вражеские самолёты. До конца войны полуслепой лётчик сбил пятнадцать вражеских бомбардировщиков и стал Героем Советского Союза.
        Невероятный по своей жестокости случай произошел с известным лётчиком-штурмовиком грозного ИЛ-2, гвардии лейтенантом Иваном Драченко. 14 августа 1943 года, спасая командира полка, он таранил штурмовиком вражеский истребитель. Во время столкновения боевая машина получила повреждения. Уйдя в штопор, бронированный штурмовик упал на территорию, занятую противником. Русского пилота в бессознательном состоянии захватили в плен и отправили в фельджандармерию города Орла. В ходе пыток гестаповцы жестоко били раненого лётчика, выбив ему глаз. Затем отправили в лагерь советских военнопленных, где русский врач сделал ему операцию, но глаз спасти не удалось. Через месяц отважному штурмовику удалось обмануть руководство лагерного госпиталя, и он смог сбежать. С большими трудностями и лишениями он дошёл до линии фронта. Ночью полз по минному полю, но ему повезло выжить. Особист стрелковой части, куда доставили задержанного, поверил истощённому летчику и помог ему вернуться в свою часть.
        С двойной энергией Иван Драченко продолжал уничтожать фашистов на своём краснозвёздном штурмовике ИЛ-2. До конца войны совершил ещё 150 боевых вылетов и уничтожил не один десяток вражеских танков и сотни немцев. Кроме Золотой Звезды, Иван Григорьевич был награждён орденами Ленина, Красного Знамени, дважды Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и тремя орденами Славы, став одним из четырёх человек в Советском Союзе, одновременно являвшихся Героем Советского Союза и кавалером трёх степеней орденов Славы.
        В английских ВВС тоже был авиатор, летающий без ног: полковник Роберт Стюарт Дуглас в авиакатастрофе потерял две ноги, но добился разрешения перед военной комиссией и продолжил летать на протезах. В августе 1941 года его истребитель был сбит, и безногий лётчик попал к немцам в плен. В Германии с восхищением отнеслись к мужественному британскому пилоту, о нём писали в газетах. В немецком лагере для английских офицеров он был окружен заботой, имел своего адъютанта, жалование, почту и посылки из дома. Гебельсовская пропаганда достаточно много писала о геройском лётчике враждующей армии и призывала своих сограждан быть такими же патриотами Фатерланда.
        В Люфтваффе тоже были пилоты, летавшие на протезах. Одним из них был убеждённый национал-социалист, Ганс Ульрих Рудель, пилотирующий штурмовик Юнкерс-87. По официальным данным он нанёс колоссальные потери русским войскам и советским кораблям ВМФ. За время войны огнём зенитной артиллерии его пикирующий бомбардировщик был сбит более тридцати раз. Рудель был несколько раз ранен, но ему сопутствовала удача, и он всегда возвращался в строй. Герман Геринг награждал своего любимого аса всеми возможными наградами, но в начале 1945 года удача от него отвернулась: зенитным снарядом ему оторвало ногу ниже колена. Но ярый нацист рвался в бой, тем более на него равнялся весь гитлерюгенд. После излечения он освоил протез и вновь стал летать, став национальным героем Германии.