Приватизация - узаконенное мошенничество

Таисия Фоменко
  История приватизации в России. Справка
30 мая 2011, 10:27
13788
Ваучер. Архив
© РИА Новости / Игорь Михалев

"Приватизация (от лат. privatus - частный) - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.

Первым нормативным актом в этой области стал закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", принятый 3 июля 1991 года. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Указ президента РФ Бориса Ельцина "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). 14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации".

Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций - чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году - до 112,6 тысяч.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года".

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности". В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ" от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным "продлить" денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества". Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации."

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
РИА Новости / Игорь Михалев



  С момента начала приватизации и начался развал страны. Во время войны промышленность была разрушена меньше, чем во времена приватизации. Это мои предположения. С тех пор прошло почти тридцать лет, пожалуй, уже пора сделать ревизию экономической ситуации  по всей стране, проанализировать результаты, сделать выводы и, возможно, что-то исправить. К этой работе надо привлечь учёных, экономистов, юристов,программистов.
  Надо разработать специальную компьютерную  программу, единую для всей страны, в которой бы можно было учесть все нюансы приватизации в соответствии с законодательством и видеть ежегодные итоги. Работа большая и сложная. Надо обработать все приватизированные предприятия, установить численность акционеров, причину развала или процветания предприятия. Установить, кто поимел выгоду от развала предприятия и чем занимается сейчас.  По количеству акционеров будет видно сколько люди вложили ваучеров в предприятие, на котором работали. Вероятнее всего, вложили не только свои, но и своих несовершеннолетних детей и родителей - пенсионеров. Если окажется, что предприятия нет, значит и ваучеры вложены зря,  люди остались без работы и без ваучеров. Результат - трагедия людей, обманутых акционеров. Это же обман на государственном уровне. Сколько таких обманутых людей по всей стране, станет видно из проделанной работы.  Итог этой работы надо вести по годам, учитывать все изменения в законодательстве. Прошло не так много времени. По документам можно всё восстановить. Во времена приватизации всё делалось быстро, проверять и контролировать, предположительно, было некому и некогда, да и понять, что происходит, было трудно.
  Может быть, привлечь к этой работе армию прошедших обучение управленцев. Там бы они, точно, набрались жизненного опыта и экономических знаний. И, возможно, увидели бы масштабы обмана, и ту пропасть, в которую толкали страну.
  Пора бы уже назвать этих людей, причастных к развалу экономики страны, и предъявить им обвинения.
  Специалистов для исследования лучше привлекать  из других регионов и к ним, по возможности, бывших  работников бухгалтерий проверяемых предприятий, возможно уже пенсионеров.   Они знают ситуацию изнутри. Ответственность за работу комиссий возложить на губернаторов.
  Провести расследование причин развала экономики по каждому населённому пункту.  Учесть все предприятия, колхозы, совхозы, которые были до приватизации. Какие у предпрятий на балансе были дома отдыха, пионерские лагеря. Какую выпускали продукцию, в каком количестве,  какие остались и как работают сейчас. Какие из них развалились и кто виноват в развале. Какие появились новые предприятия, что выпускают  и кому принадлежат. Анализ исследования покажет  результат, что мы имеем сегодня по регионам и по стране, что приобрели и что потеряли.
  По окончанию этой работы прояснится,  где мы были в момент приватизации и где сейчас, спустя почти три десятилетия. Появится новое видение, куда мы идём и что надо делать, чтобы  дойти туда, куда идём. И знаем ли мы вообще, куда идём. Может быть, надо выработать чёткую концепцию направления движения к цели, а если нет чёткой цели, определить цель.  Такое впечатление, что сегодня мы просто держимся на плаву, пытаемся грести. А вот куда – надо уточнить: к коммунизму, к социализму, к капитализму, или, просто, к светлому будущему, пока без названия. Но будущее обязательно должно быть светлым, чтобы всем захотелось туда попасть и там жить. А тому, кто нарушил законы во времена «прихватизации», и незаконно обогатился, предложить  добровольно-принудительно поделиться своими миллиардами. Компенсировать обманутым акционерам хотя бы моральный ущерб. 
 В СССР был строгий учёт и отчётность. Итоги работы печатались и были всем доступны.  А теперь "Форбс" ежегодно печатает только сведения  о миллиардерах, но не печатает, каким трудом эти миллиарды заработаны. Люди работают в правительстве, получают зарплату и ещё к ним откуда-то падают миллиарды. Откуда? Они на двух или на трёх работах работают? И везде в три смены? Даже при таком раскладе миллиарды нельзя заработать. Или можно? Тогда рассекретьте, как это можно. И все, у кого ветер в карманах, воспользуются секретной схемой,  и не будет больше бедных в России. Государство же ставит своей первоочередной задачей победить бедность? Правильно? Или это шутка?
  Те же, кто сомнительным способом смог прибрать к своим рукам прибыльные предприятия в собственность,  получают прибыль от их работы и присваивают себе.  Единолично пользуются национальными природными ресурсами. Накапливают миллиарды себе. Себе покупают яхты, самолёты, дворцы и замки за границей, футбольные клубы…. Скупают земли в нашей стране, строят себе дворцы с золотыми унитазами, нагло и откровенно среди обнищавших и униженных людей. Об этом ежедневно,  без зазрения совести вещают по телевидению, пишут в новостях. И этой своей наглостью и безнаказанностью ещё больше унижают людей. Всем известно, откуда эти миллиарды. Пора положить этому конец. Что-то в нашем законодательстве не так, это что-то надо подправить. Собственность надо уважать и охранять, но только ту, которая честно заработана.
  Нужно провести честное и справедливое расследование, проанализировать и найти возможность  вытащить обычных наших людей из ямы,  в которую их загнали  перестройкой,  людей, которые в большинстве своём в СССР были успешными и уважаемыми,  а сейчас стали нищими и униженными. Это большая и важная работа и сегодня  такую работу можно  и нужно сделать.  И сделать чем быстрее, тем лучше. Вопрос только, нужно ли это правящей верхушке.
  Люди, которые сейчас у власти, почти все были и прежде у власти. Почти все были членами руководящей компартии. Они же и написали законы для своего обогащения.Так вот мирно и незаметно перетекло общее народное достояние к ним в собственность, в частные руки тех, кто стоял у власти или был близок к ней. Социализм заменили на капитализм. Это действо стало примером для нечистых на руку и на помыслы разных уровней мошенников, которых стало в нашей жизни немеряно. Пришло время, когда никому нельзя доверять, стало страшно жить.