Полемические заметки о проблеме единого поля

Борис Бершадский
                "Прости меня, Ньютон, Ты нашел единственный путь,
                возможный в твое время для человека величайшей
                научной творческой способности и силы мысли.
                Понятия, созданные тобой, и сейчас еще остаются
                ведущими в нашем физическом мышлении, хотя теперь
                мы знаем, что, если будем стремиться к более
                глубокому пониманию взаимосвязей, то мы должны будем
                заменить эти понятия другими, стоящими дальше от
                сферы непосредственного опыта".
                Альберт Эйнштейн

   Известно, что последние годы своей жизни Эйнштейн посвятил проблеме единого поля. Известно, что его попытки решить эту проблему не увенчались успехом. Хотя большинство физиков понимает, что принципиально проблема разрешима. Ведь мир един и материален. К этому утверждению мы еще со школьной скамьи приучены. Значит, не может не быть единого поля!

   Многие пытались и пытаются строить и предлагать свои модели, но - магия имени! - натыкаются на ехидно-скептический вопрос, который в частных случаях формулируется по-разному, но по сути сводится к одному: "Ты (или Вы) что же, умнее Эйнштейна?" И вопрос этот многих выбивает из колеи в самом начале пути. Особенно, если учесть, что многие исследователи задают себе этот вопрос сами...

   Мы рискнули в начале этих заметок привести длинную цитату в качестве эпиграфа, чтобы показать, как сам Эйнштейн ответил в свое время на аналогичный вопрос. И еще. Нам кажется, что в этих двух фразах показан не только путь решения проблемы, но и дан ключ к ее решению.

   Построить теорию единого поля Эйнштейну помешала какая-то ключевая ошибка. Причем ошибка эта сидела в самой основе построения. Невозможно представить себе, что эта ошибка - у Эйнштейна! - носила физический характер. Тогда какой же? Мы смеем утверждать, что ошибка носила характер философский. Так же, как в свое время Кант, разрушив пять доказательств бытия Божия, соорудил собственное шестое доказательство, преградив им самому себе путь вперед, так и Эйнштейн, расправившись с существовавшими до него абсолютами, возвел в ранг абсолюта скорость света в вакууме и создал именно на этой основе теорию относительности.

   Попробуем представить себе физическую и философскую суть этого абсолюта, Хотя, казалось бы, что тут особенно представлять? Точно замеренная еще в известных опытах Майкельсона-Морли, многократно проверенная и подтвержденная физическая величина...

   Однако, для представления о сути ошибки Эйнштейна, извини, читатель - нам не
обойтись без анализа единственного уравнения. Да, да, знаменитейшего уравнения Хевисайда: энергия Е равна произведению массы М на квадрат скорости света С. Именно оно является у Эйнштейна ключевым. Всего три члена. Однако, вдумаемся, что нам известно о каждом из них. Скорость света в вакууме, т.е. пространство, преодолеваемое светом в единицу времени. Чувствуете? Появилось еще три понятия: пространство, время, дискретность измерения (единица измерения). Но ведь без их понимания до сути дойти не удастся!

   Что же понимал Эйнштейн под пространством?  "Оставим в стороне нелепое слово "пространство", под которым, признаемся, мы ничего определенного не подразумеваем. Вместо этого мы рассмотрим "движение по отношению к практически твердому телу отсчета".   Может быть, со времен Эйнштейна что-то изменилось?  Достаточно взять в руки любой современный физический или философский справочник, чтобы убедиться, что и физические, и философские категории пространства и времени определены... сами через себя, что и определением-то, строго говоря, служить не может. А вот скорость распространения действия - вполне реальная физическая величина, которая может быть замерена и замеряется с высокой точностью.  Можно констатировать, что Эйнштейн, понимая и учитывая неопределенность понятий пространства и времени, предпочел использовать не их, а физически измеряемую величину их соотношения - скорость, рассматривая ее как обобщенный показатель относительного движения, т.е. движения относительно "практически твердого тела отсчета". Заметим для себя (предварительно) - как обобщенный внешний показатель движения.

   Теперь обратимся к энергии и массе. Энергия, в современном представлении, не противоречащем и представлениям Эйнштейна, характеризует меру внешнего и внутреннего движения относительно других тел (видов материи). Масса характеризует, соответственно, меру внешнего и внутреннего покоя. Что же следует тогда из уравнения Хевисайда? Полная энергия связей любого тела (вида материи), "разложенного" до уровня фотонов (из которых и состоит свет), равна произведению массы этого тела на квадрат скорости света.

   А теперь перепишем это уравнение: С равно корню квадратному из отношения Е к М. Что изменилось? Математически - ничего, но, поразмыслив немного, мы поймем, что теперь перед нами - уравнение границы любого тела, относительно возможности его разложения до уровня именно фотонов:  левая часть - С - пространственно-временной, внешний аспект движения тела, правая часть, отношение  - Е к М - энерго-массовый, внутренний аспект движения того же тела.

   Отвлечемся немного и проведем мысленный эксперимент. Предположим, что у нас с Вами есть 1 килограмм воды. И что мы, нагревая, собираемся превратить эту воду в пар (т.е. разорвать межмолекулярные связи воды, превратив ее в газ). Массу в 1 килограмм мы задали сами, скорость передачи действия - звука - в воде известна, около 1500 метров в секунду. Какая же потребуется энергия? Заменив в уравнении Хевисайда скорость света в вакууме на скорость звука в воде и решив это уравнение с одним неизвестным, убедимся, что полученная величина соответствует приведенной в справочниках удельной теплоте парообразования воды.

   Но позвольте, мы-то получили ее, предположив возможность существования обобщенного вида уравнения Хевисайда: мы посчитали, что не скорость света в вакууме, являющаяся частным случаем, а предельная скорость передачи действия любого уровня в любой материальной среде может быть использована нами в таком расчете!

   Нетрудно заметить, что в такую общую форму можно привести любую из так называемых всемирных физических постоянных (констант). Дальнейшее просто: используя скорость передачи действия в качестве оси и расположив на ней так называемые всемирные физические константы, мы получим удивительно наглядную картину, которая отличалась бы и несомненной новизной, если бы... не чеканная формулировка Энгельса: "Так называемые константы физики в значительной своей части суть не что иное, как обозначение узловых точек, где количественные убавления или прибавления движения вызывают качественные изменения в состоянии соответствующего тела, где, следовательно, количество переходит в качество"

   Но, если это так (а нетрудно убедиться, что это именно так), абсолютизация Эйнштейном скорости света в вакууме не может быть в наше время признана обоснованной, раз любая из физических констант приводится к той же форме. Более того, раз эти физические константы несамостоятельны и могут быть пересчитаны одна в другую! Это ли не является прямой подсказкой, где и в какой форме следует искать ключи к единому полю?..

   Эйнштейн описал картину материального мира на уровне фотона, который считался в то время (а фактически и был тогда) последним из изученных теоретически и подтвержденных экспериментально уровней материальных объектов. Но ведь когда-то и атом считался неделимой и последней элементарной частицей мироздания. Потом такой частицей считался электрон... Потом фотон... Сегодня, пришла пора пересмотреть отношение и к фотону.

   "Лучший удел физической теории состоит в том, чтобы указать путь создания новой более общей теории, в рамках которой она сама останется предельным случаем". Эта мысль Эйнштейна как нельзя лучше определяет место созданной им самим теории: она навсегда останется в сокровищнице достижений человечества при рассмотрении материального мира, определенных масштабом уровней до фотона включительно.

                П р и м е ч а н и е

Более подробно соображения по данной проблеме изложены в работах:

- Б.Р.Бершадский, А.А.Мехедькин "Структурная дискретизация основных типов композиционных связей видов материи". Депонировано ВИНИТИ 24.05.1990г. №40-В90.

- А.Е.Акимов, Б.Р.Бершадский, А.А.Мехедькин "Частотный спектр физических полей в обобщенном представлении". Депонировано ВИНИТИ 24.05 1990г. №2826-В90.
-