Ч. 8 Всё оказалось напрасным

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/05/07/1491

Важность телеграфного сообщения стала понятна всем обывателям после того как в США узнали о покушении на президента Линкольна в тот же день.

В Европе - только через одиннадцать суток, после того как трагическое известие прибыло вместе с пароходом  «Nova Scotian», который отправился из Нью-Йорка и прибыл в Англию 26 апреля 1865 года.

Русское правительство пообещало компании «Western Union» сорокапроцентную скидку со сборов с международных сообщений, проходящих по правительственному проводу.

В свою очередь в июне 1864 года Конгресс принял закон, предоставляющий Коллинзу и его сотрудникам право прокладывать линию от любой точки Тихоокеанского телеграфа к северу до границы с Британской Колумбией.
 
Ему разрешили вести телеграфную линию по непривилегированным общественным землям, брать древесину и камень для строительства, строить станции и получать сорок общественных акров земли за каждые пятнадцать миль построенной телеграфной линии.

Директора «Western Union» пустили в продажу сто тысяч акций на десять миллионов долларов. Американцы и иностранцы так поверили в проект, что все акции были мгновенно проданы.

Мало кто верил, что проект подводного атлантического кабеля будет успешным, наземный всем казался надёжнее.

По настоянию полковника Бакли американцы, прибывшие в Россию, были одеты в тёмно-синюю форму, напоминающую военную. На пуговицах и пряжках ремней – изображение серебряного глобуса с молниями.

Полковник считал, что так они будут поддерживать среди русских уважение к компании и Соединённым Штатам.

Но формой русских было не удивить, её всегда обожали. Я помню послевоенные времена, когда не только школьников заставляли носить форму, но её носили студенты некоторых вузов и даже работницы сберкасс.

Да и сейчас «порадовался» за мамаш и папаш, а также за чиновников, устроивших в Пятигорске военный парад дошкольников, обряженных в военную форму. Как это прекрасно, когда дети с шести лет носят военную форму!

Вон в Сомали дети с раннего возраста уже ходят с автоматами Калашникова, стреляют и убивают.

Но это я так, немного отвлёкся. Русское правительство поставило американцам условие, чтобы уже через пять лет, в 1868 году телеграфная линия начала работать. Полковника в плавании из Нью-Йорка в Сан-Франциско в декабре 1864 года сопровождал девятнадцатилетний парень по имени Джордж Кеннан, который убедил начальство в том, что освоил профессию телеграфиста.

Бакли предстояло организовать начало всех работ, в том числе и отправить людей в Россию. 1 июля 1865 года дипломатический чиновник Сергей Сергеевич Абаза, инженер Джеймс Мэхуд, лейтенант Ричард Буш, только что уволившийся из армии, и Джордж Кеннан поднялись на борт русского торгового судна «Ольга», чтобы отправиться на нём на Камчатку.

Для Кеннана началась совсем иная жизнь. У Джека Лондона есть рассказ, как суровые условия и тяжёлый труд превратили изнеженного юношу в настоящего мужчину. О Джордже не скажешь, зная его биографию, что он был изнеженным, но здоровье у него было слабым, по этой причине его освободили от службы в армии.

Жизнь в экспедиции совершила с ним такое же превращение, как и с героем знаменитого писателя. Впоследствии он станет экспертом по России,  а его внучатый племянник будет послом США в Советском Союзе. Кеннан впоследствии напишет книги о России, которые станут классикой.

Время работы телеграфной экспедиции совпало с периодом тёплых дружественных отношений России и США, от которых Российская империя получила большую пользу и выгоду.

Я уже писал о том, что тогда российским государством управляли два умных человека, Александр II и его брат Константин, которые направляли свою деятельность не на конфронтацию, а на дружбу со стремительно развивавшимся американским государством.

К сожалению, остальные российские правители большим государственным умом не отличались и, напротив, шли на конфронтацию со страной, которая всегда приходила на помощь в самое трудное для населения России время.

К 1867 году американская исследовательская партия прошла весь маршрут телеграфной линии от Берингова пролива до Амура. Что им за это время пришлось перенести,  Кеннан описал в  книге «Кочевая жизнь в Сибири. Приключения среди коряков и других инородцев», переведённой на русский язык и изданной в Петербурге в 1896 году.

Но все эти мучения оказались напрасными.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/05/10/831