Г. Д. Отдельнов. Страницы жизни

Виталий Бердышев
Фотография из личного архива Г.Д. Отдельнова.

После 17 лет службы на Крайнем Севере (Заполярье) в 1977 году приказом Главкома я был переведен для дальнейшего прохождения службы в г. Севастополь старшим врачом Океанариума ВМФ – детище главкома Горшкова.
В Гремихе я занимал должность начальника спецполиклиники и председателя СВВК 11 флотилии ПЛА Иоканьгской ВМБ.
Службу в Заполярье я начал сразу после окончания Академии с 1960 г. На С-377 в Сайда-Губе п. Ягельное (ныне Гаджиево), т.к. я готовился в группе на атомоходы, в 1962 г. я был назначен начальником медицинской службы 2-го экипажа К-27 (с жидкометаллическим теплоносителем) – база дислокации Гремиха, где и служил до 1977 года. Начальником мед.службы 1-го экипажа был Б. Ефремов. Сразу после назначения на К-27 вместе с экипажем проходил спецподготовку в г. Обнинске и институте им. Курчатова в Москве.
В Сайда-Губе я встречался с К. Сотниковым и Зубковым перед его трагическим выходом в море на С-80.

В марте 1977 года я прибыл в г. Севастополь.  В научно-исследовательском Океанариуме ВМФ СССР в целях решения проблем ВМФ проводились научные исследования в области гидробионики (гидродинамика, гидроакустика), изучение физиологии дельфинов и СИМЖ – служебное использование морских животных (охрана бухт от проникновения вражеских подводных диверсантов, поиск затонувших объектов на больших глубинах, установка взрывных устройств на военно-морские объекты). СИМЖ проводилось в условиях секретности.

Сначала работы в Океанариуме проводились с дельфинами (черноморскими афалинами), в дальнейшем в работу включили сивучей и  белух.
По прибытии в Севастополь я встретился с В. Половинко, который предложил мне на первое время остановиться у него. Я прибыл в Севастополь один. Жена – учительница иностранных языков, осталась в Гремихе доработать учебный год. В. Половинко в то время занимал должность зам.начальника мед.службы ЧФ.
Океанариум подчинялся командиру научной базы, которая находилась в Балаклаве, контр-адмиралу Кудрявцеву. Руководил Океанариумом капитан 1 ранга Мурзаев А.М.
Я прибыл к адмиралу Кудрявцеву доложить о прибытии к новому месту службы в повседневной тужурке. Он меня отчитал и приказал прибыть на доклад в парадной форме. На мои слова, что парадная форма идет в багаже-контейнере, он сказал, чтобы я пошил форму. Я ответил «Есть!» и вышел. Больше к нему на доклад я не торопился, пока начальник строевой части не передал мне приказ адмирала – прибыть к нему на доклад. Пришлось найти у кого-то форму, благо, у меня было достаточно знакомых офицеров мед.службы.

Еще до подписания приказа о переводе меня в Севастополь мне пришлось побывать в нем по поводу проверки длительного пребывания моего личного дела в научной базе без признаков какого-либо движения. Наверное, все помнят, что в те времена одним из главных деловых качеств офицера было наличие жилья там, куда он хотел перевестись. То же было и со мной. Меня спросили, есть ли у меня квартира в Севастополе, чтобы меня перевести туда. Я ответил, что нет. Ну тогда будет так, как решит Главком. Я пошутил, сказав, что хорошо, как дядя Сережа решит, так и будет. Эти слова «дядя Сережа» надолго заставили моих начальников задуматься.
Пожив некоторое время у В. Половинко, я устроился в гостиницу КЭЧ, в номер, который представлял собой двухкомнатную квартиру, куда вселили меня и еще двух летчиков. Так начались мои служебные будни.

Кроме своих непосредственных обязанностей, мне пришлось почитать литературу о дельфинах, т.к. периодически меня просили провести очередную делегацию (а гостей было много) по вольерам и рассказать им о жизнедеятельности, возможностях и повадках дельфинов. Кроме того, я занимался с тренерами дельфинов, их мед.обследованием и спусками с аквалангом. Жизнь была насыщенной.

Продолжение следует.