К празднику великой Победы. Паровоз Лебедянка

Иннокентий Темников
 Наш паровоз, вперёд лети.
В Коммуне остановка.
Другого нет у нас пути
Советская песня.

 Мой город. Байкал. Железная дорога. Притиснутые горами к воде серые дома. Площадь с фонтаном. Дежурное сердечко: «Я люблю Слюдянку». Железнодорожный клуб, построенный в стиле советского конструктивизма. За клубом, у подножья заброшенной водонапорной башни, бесприютно приткнулся чёрный паровоз. Стоит, удивляется самому себе: как попал сюда. Его железный путь начинается у передних колёс и обрывается за пустым тендером. На паровозном тендере мемориальные доски из чёрного камня с именами героев Великой страны, канувшей в небытие. Рядом новодельный памятник Ильичу, скамейки. Над всем горбы и пирамиды хребтов Хамар-Дабана, выше которых только вечное синее небо.

 Ночь опускается на мой город. Идут спать усталые люди. Глазастые машины сбились у подъездов в молчаливые стаи. Звёзды сквозь волны печного дыма светят на землю. Не спит железная дорога — говорит голосами диспетчеров, гремит составами. Горячие железные чудовища тащат тяжкий груз на запад и восток, расталкивая тупыми мордами кабин упругий воздух.

 В будку паровоза поднимается невидимая бригада. Лица суровы и сосредоточены. Машина, как живой огнедышащий дракон, плюётся паром. Дрожит стрелка манометра на тринадцати атмосферах.
-Товарищ Юдин, - докладывает машинисту помощник, - семафор открыт, путь свободен!
-Вижу, Иван! Дай гудок, - говорит машинист, открывает сифон, отпускает тормоза и трогает рукоять реверса. Пар поступает в цилиндры. Приходят в движение поршни. Завертелись красные колёса, застучали по стыкам.
 Бежит паровоз. Прозрачно-белый огонь прожектора рассекает ночную тьму. Как живые огненные глаза горят буферные фонари. Машинист и помощник смотрят вперёд. Из тендера выглядывает молодой, белозубый кочегар:
- Яков Фёдорович, скоро остановка?
- Экой ты, Гриша, быстрый,- отвечает обстоятельный машинист кочегару, -только тронулись, а ты уже остановка. Нелёгкий наш путь. Быть первым всегда трудно. Твоё дело уголь кидать.
 Машинист смотрит на манометр.
- Ну-ка, Ванюша, пошуруй в топке.
- Есть, Яков Фёдорович, пошуровать в топке!
 Лязгнули створки загрузочного отверстия. С лопаты полетел уголь на колосниковую решётку. Пляшут отсветы пламени по лицу машиниста и его ухватистого помощника.

 Летит паровоз, словно чёрная птица лебедь… Стучат колёса, мелькают годы. Устала бригада.
- Скоро коммунизм? - спрашивает белозубый Гриша.
- Кидай уголь! Не отвлекайся на разговоры, - отвечает суровый машинист, вглядываясь вперёд. Темно впереди. Мимо летят дома, столбы, кривые заборы, бараки. Паровоз летит, помощник шурует, кочегар кидает.


 Утро. Я стою у холодного, мёртвого паровоза, думаю о своём. Люди спешат на работу. Шелестят колёсами автомобили. Едут чиновники, бизнесмены. Считают деньги. Серое небо мешается с дымом.
 Я смотрю на чёрные мемориальные доски на тендере паровоза, построенного в Луганске в далёком 1954 году. Каждый день падают снаряды на землю, где родился этот паровоз. Украинцы и русские убивают русских и украинцев. У меня бабушка из Украины. Где было бы моё место, повернись жизнь иначе? Я тоже не люблю Москву. Она много сделала и продолжает делать, чтобы её не любили. Что с нами стало? Как мы так легко смогли предать мечту человечества о справедливом обществе? Есть ли такая стрелка, чтобы снова вывела коммунистический паровоз на его на рельсы.
В 1991 году демонтирована моя страна - Союз Советских Социалистических Республик.
К 2009 году проведена грабительская приватизация общенародной собственности.
С 1994 по 2009 годы в двух Чеченских войнах погибло более 78 тысяч человек — бывших граждан одной страны.
 Бедам народа не видно конца.
Мы снова назначены геополитическим противником Запада. Тучи мировой войны стоят на горизонте.

 Уходят граждане Великой страны. С каждым днём больше невидимая бригада.

 Белозубый кочегар Гриша - Герой Советского Союза Береснев Григорий Ефимович русский, беспартийный погиб в боях с немецко-фашистскими захватчиками.

 Железнодорожный мастер Тонконог Иван Власович — украинец, Герой Советского Союза, гвардии сержант с отрядом бойцов форсировал реку Неман. Пал смертью храбрых.

 Юдин Яков Фёдорович Бригадир Слюдянской дистанции пути Восточно-Сибирской железной дороги — Герой Социалистического Труда. Умер в 1994 году.

 Я обхожу паровоз по часовой стрелке, как когда-то обходила его бригада, трогаю рукою холодный металл. Вопрошаю: «Где наше будущее — в коммунарском паровозе или за рулём личного автомобиля?»
 Молчит бригада. Невидящие глаза продолжают смотреть вперёд. Слышу как они поют:
«Мы в недрах наших мастерских
Куем, строгаем, рубим,
Не покладая рук своих,
Мы труд фабричный любим».

 Вечная память Вам, Герои Великой страны!