Об эволюции. II

Августин Летописец
     — ...и кто же доказал, что человек — «венец творения»? Нам это внушают с детства, но не слишком ли велико наше самомнение? Особенно глядя на некоторых представителей вида... Иначе как тупиковой ветвью эволюции их и не назовёшь.
     Но даже если просто рассуждать логически, без привлечения всяких историй о божественном творении: какие есть основания считать, что на Хомо сапиенс эволюция закончилась? Другой вопрос, в каком направлении и за счёт чего она идёт.
     Биологическая жизнь — совокупность пищевых цепочек. Все что-то или кого-то едят, затем пища преобразовывается в энергию для собственного существования. Осталось получить ответ на самый «простой» вопрос: для чего природе это нужно? Зачем копошатся эти мириады организмов, миллионами лет пожирающие друг друга? Когда-то появилась версия, которую в первом приближении можно изложить так: для того чтобы обеспечить существование самому выдающемуся из них — человеку. Очень может быть... Всё бы ничего, только пара обстоятельств вызывает сомнения.
     Во-первых, тщательная подгонка элементов биологической жизни друг к другу — как на клеточном уровне, так и с учётом занимаемых экологических ниш. Порой легче поверить, что тут поработал квалифицированный инженер-конструктор, чем объяснить случайностью набор свойств и признаков.
     Второй момент, как уже сказано, — чисто логический. Собственно, какие основания утверждать, что человек — венец эволюции? Только те, что мы не сталкиваемся постоянно с проявлениями Высшего разума? Так и тигр в джунглях нечасто с людьми сталкивается и по такой причине мог бы считать себя вершиной развития, если бы о том задумывался. Что-то подсказывает, однако: начни он задумываться, быстренько либо сдохнет с голоду, либо станет добычей. Упорная ежедневная борьба за чисто биологическое выживание не сильно способствует философствованию.
     Но дело не только в этом, вопрос можно поставить иначе: а не является ли сам человек таким же источником энергии, своего рода кормом для неких высших существ, каким для него самого служит, например, мясо и молоко коровы? Только энергия эта пока неизвестного нам типа, и на протяжении жизни мы, сами того не зная, её вырабатываем. Эзотерики ещё называют её пси-энергией. И может статься, что есть несколько её видов — мы же стараемся питаться разнообразно, почему надо отказывать в таком стремлении иным формам разумной жизни? Соответственно, нужны разные производители, и не исключено, что именно с этим связано практически неизменное соотношение, условно говоря, «творцов» и «потребителей». Выдающиеся успехи, достигнутые цивилизацией, пока так и не привели к существенным изменениям в массовой модели поведения. Отдельные индивидуумы и даже группы таких индивидуумов картину принципиально не меняют.
     Подобный вопрос можно задать и в отношении разума: для чего он появился, и что он вообще собой представляет? Специалисты по мозгу уже не одно десятилетие бьются над разгадкой, даже создали некое его подобие. Но это именно подобие, призванное упростить жизнь ленивому человеку — как и созданные ранее орудия труда, облегчающие или вовсе исключающие тяжёлый физический труд. А что послужило первым толчком? Опять какой-нибудь «Большой взрыв», только на этот раз не материи, а разума?
     Причём, как мы сейчас знаем, одного набора белковых молекул мало. Для развития разума необходимо с рождения поместить его в соответствующую среду, уже разумную, иначе рассчитывать не на что. Примеры детей-«маугли», оказавшихся в раннем возрасте среди диких животных, об этом свидетельствуют однозначно. Остаётся уповать разве только на самопроизвольное возникновение разума, но и здесь подстерегает тот же вопрос: как он возникает? На чём основан, что является его «физическим носителем»?
     И, пожалуй, не следует забывать такое существенное обстоятельство: мы ищем и иные формы жизни, и иные проявления разума в очень узком диапазоне — в нашей экологической нише. В широком смысле, то есть в том окружающем нас пространстве, которое способны изучать при помощи современных приборов. А надо признать, что при всех впечатляющих достижениях науки и техники остаётся огромнейший пласт непознанного. И не просто непознанного, а пока даже ненаблюдаемого и нерегистрируемого — вспомните хотя бы о «скрытой массе» и «тёмной энергии», о которых всего несколько десятилетий назад никто всерьёз и не говорил.
     Что имеем в итоге? Многие тысячи лет человечество развивалось в направлении генетического разнообразия, постепенно осваивая всё новые территории и экосистемы. Сейчас же благодаря развитию транспортного сообщения и прочих коммуникаций идёт интенсивное перемешивание различных этносов. Как будет выглядеть типичный представитель нашего вида спустя ещё пару веков — кто-нибудь скажет? Хотя на примере таких стран, как Куба, можно заметить, что смесь разных рас не спешит превращаться в однородный коктейль...
     Фантасты давно описывали возможность появления всяких монстров в результате биологических опытов или как следствие развития вычислительной техники. Скажем прямо, увлекавшиеся чтением такой фантастики в юные годы вряд ли предполагали при жизни столкнуться с тем, что эти страшилки приобретают всё более реальные очертания. Некоторое время покричали о клонировании человека, но потом шум незаметно поутих, а что сейчас происходит в области генетических исследований, охраняется не менее тщательно, чем когда-то секрет производства атомной бомбы.
     О так называемом «искусственном интеллекте» тоже не думается без определённых опасений. Оптимисты полагают, что заложенные программы обеспечат безопасность человеческой популяции. Хорошенькое дело! Особенно с учётом, сколько усилий тратится на создание разнообразных боевых роботов, изначально запрограммированных на уничтожение. Но даже если отвлечься от милитаристских версий, опять чисто логически: мы знаем, что такое разум, на чём он основан? Мы можем уверенно утверждать, что на каком-то этапе развития вычислительная техника не преодолеет порог программирования и не начнёт «разумное» существование, независимое от создателей?
     И что будет, если этот холодный разум из первичных программ оставит у себя лишь стремление к выживанию? Первое, что могло бы прийти в его электронные мозги — убрать конкурентов за ресурсы. А таким конкурентом выступает вся живая природа. Подчёркиваю: не только один человек, а вообще вся биосфера. И на этом вся эволюция благополучно закончилась бы. Некоторый оптимизм внушает лишь невероятное разнообразие и фантастическая приспособляемость биологической жизни. Уничтожить все её проявления на планете — не тараканов в доме извести, для решения такой задачи даже у самого могучего искусственного интеллекта ресурсов может оказаться недостаточно...
    
    
     07.V.2019