Здравствуй, Святая Русь!

Борис Силуанов
   
Русь назвали Святой потому, что обширны и заметны действия Святого Бога в неисчислимых русских праведниках...

...Бывает, решительный человек усваивает идею, и она перестаёт быть для него предметом рассуждения, а становится частью души, и он уже не говорит о молитве, а молится, не говорит о Святой Руси, а носит её в себе.

И действительно, если уж согласиться с жизненно важной теорией и принять её, то единственно правильным будет перейти к практике и прекратить  теоретизирование о ней, чтобы не победило пристрастие к рассуждениям, большее, нежели любовь к идеалу и жизни. Дар соединения ума и сердца подводит к раскрытию истины.

  В моём случае, в силу обстоятельств, практикой в миру является преимущественно молитва, значит, каждую минуту, которую прежде тратил на размышления, теперь, после того, как понял истину Святой Руси, как всемирного явления Божественной правды о человечестве, стал отдавать всё время молитве с прошениями о жгучих вопросах. К теоретизированию же больше не возвращался.

 Со мной было так: я внезапно, наконец, увидел, что идея «Святая Русь» вот сейчас, немедленно, может начать осуществляться в действии молитвы, она и есть само действие, и надо просто влиться в эту деятельность, стать святым (подразумеваю – немного очистить помыслы), стать членом невидимого и совершенно духовно-реального сообщества Св. Руси наподобие того, как мы становимся членами Церкви. Я во время поста ощутил эту силу и истинность непрерывно действующего духа святых русских людей, своих современников и давно ушедших, притом считаю, что духовное чувство правды есть достаточное доказательство истинности идеи.
 
 Ведь Русская идея «Святая Русь» – в основе своей религиозная идея, и её истинность доказывается внутренним чувством.

  Святость есть непрерывная духовная связь с Богом. Такое бывает, например, если человек приходит в состояние, когда слова «сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим» вызывают в ответ ясное желание предать себя и всех близких вожделенному Богу : «..Умоляю, Господи,  прими меня без остатка, сделай меня... глиной в Твоих руках!»  После этого становятся частыми и тёплыми моления и мирными внешние действия.

Не сомневаюсь, Бог слушает молитвы  тех, кто уверен в правде и истинности того, о чём просит. Так, наверное, чувствует большинство служащих батюшек. Они, должно быть, знают, что любое дело осуществляет Бог, а люди являются членами Его вседействующего Тела. При таком образе мыслей удельный вес молитв в делах достаточно большой.

Что касается общества, то дальнейшее затягивание всенародной формулировки Русской идеи, строго говоря, будет богоборчеством. Неопределённость идеи – это же закрытые ворота в историю, нечитаемая книга. Пора, пора снять зрелый плод. И правда, живая русская идея – «Святая Русь» – вовсе не теория, хоть и прекрасная, а действие, благословенное всемирное движение, исполненное красоты и Божественного смысла,  великий могучий дух, идея-энергия, непрерывное действие Святого Духа в каждой православной христианской душе, с ежедневным  предстоянием и молением, с ответами Господними на вопросы:  «что мне теперь делать? что происходит?», и с другими жгучими вопросами, с вдохновенной деятельностью в окружающем мире и  прославлением Бога.  Это – "движение к совершенному благу, куда  все народы движутся"  ( Н. О. Лосский).

Христиане Руси святы на основании святой Православной Веры, Господом подаренной, и особенных Божиих даров для осуществления заданий, которые являются всемирными, но в особых пропорциях разделены Промыслом Бога между народами, и на основании особенных, Богом данных, душевных христианских свойств, благодаря которым народ и произвёл из своей среды праведников в великом множестве.

Известные положительные христоподобные качества русских являются одними из тех  сил притяжения, которые Бог разделил по разным народам. Русский народ принял догматически совершенное Православие, значит, ему и дополнять  его до качественно нового предела. А что это, если не  христианские чувства между людьми – образ и подобие Божественной любви Пресвятой Троицы? Такое понимание обязывает к  особому христианскому взгляду на встречного человека, являющего собой «величайшее чудо Божией премудрости и благости», потому что у всех людей «одна и та же душа, или одно и то же дыхание Божие» (Иоанн Кронштадтский). Придётся это вместить, иначе всё остальное будет бессмысленно. Русский народ здесь представляет всю вселенную, всего Адама.

И Русские деятели сегодня, видя надвигающиеся с разных сторон угрозы,  с последней надеждой говорят: « Кто нам теперь поможет? Разве только один Господь, Бог!» И это правда. Иоанн Златоуст сказал: « Если мы хотим, то легко можем Его склонить. То, что мы очень часто не можем устроить своими собственными усилиями, в том легко можем иметь успех молитвой, продолжительной молитвой». 
 
.............

Наверху картина Владимира Киреева "Зеркало" (2009 год).