Мой отец - участник Великой Отечественной войны

Лариса Федосенко
Мой отец, Федор Васильевич Федосенко – в Советской армии прослужил 36 лет. А в Великую Отечественную войну вступил с первых дней. С Советской армией он дошел до Польши, посетил Берлин, чтобы расписаться на рейхстаге, а потом вернулся на родину, чтобы продолжать Родину защищать.
Отец не любил рассказывать о войне, как и все участвовавшие в ней. Это понятно – воспоминания тяжелые. Но в конце жизни он написал воспоминания о своем военном пути и назвал их скромно: «Моя биография». Собственно биография состоит из службы в армии. Он был хорошим военным и очень хорошим человеком. Нам надо гордиться, что посчастливилось родиться и жить с этим мужественным, добрым, справедливым и отзывчивым на чужие беды поколением. И я горжусь своим отцом, поэтому хочу поделиться с вами частицей его жизни, описанной им самим, и привожу отрывок из его воспоминаний о первых минутах конца войны.
«В ходе Восточно-Померанцевой операции нам, связистам, постоянно приходилось вести бои по захвату и уничтожению недобитых групп немцев в лесах и населенных пунктах.
Однажды наш наряд, который охранял постоянную линию связи, решил проверить дом, который стоял на отшибе недалеко от линии, и обнаружил двух диверсантов, которые решили передохнуть и подзакусить. Завязалась перестрелка. Наш сержант был ранен, диверсанты были захвачены и переданы в отдел контрразведки фронта.
Оказалось, что захватили мы серьезных диверсантов. Латыши по национальности, они прошли подготовку в Германии и были выброшены с целью перебраться в СССР, уйти в глубокое подполье и вести подрывную работу. Они показали карту, место выброски, где  разведчики обнаружили парашюты, взрывчатку, радиостанцию.
За мужественные умелые действия при захвате агентов вражеской разведки сержант был награжден орденом «Красного Знамени». Это один из эпизодов, которые еще хранит моя память.
Очень ярко помнится сам конец войны. У нас был трофейный приемник, по нему мы и услышали сообщение ночью.
Это была неописуемая, трудновоспроизводимая радость!
Братское ликование всех родов войск!
Салют всей Советской Армии из всех видов оружия, который продолжался очень долго.
И это была радость со слезами восторга!
Никто не стеснялся слез. Это были слезы тех прошедших в боях четырех лет. Все были на улице. Все немцы надели белые повязки на рукава и вместе с нами вышли на улицы, ничего не боясь. Приветствовали нас, в один голос кричали: «Гитлер капут!»
Потом прошли митинги. Коммунистическая партия и правительство обратились ко всем Вооруженным силам с разъяснением послевоенных задач – немецкий народ не виноват. Советские воины не должны допускать вражды к немецкому народу, а виновные в этой мировой трагедии понесут суровое наказание международного суда.
Три дня мы праздновали победу все вместе – солдаты, сержанты, офицеры. После торжеств нам было дано приказание сосредоточиться в определенном районе и подготовить батальон для погрузки в эшелон – на Дальний восток.
Не теряя времени, мы с офицерами решили посмотреть Берлин. Он запомнился черно-серым, мрачным, сильно разрушенным. На главном перекрестке, на аллее Бранденбург штрассе, ведущей к Бранденбургским воротам, стояли наши девушки-регулировщицы. Ох, как они красиво выглядели – какие четкие движения, игра рук с жезлом! Такая трогательная радость охватила – дрожь неудержимая во всем теле! Это же надо! Где их готовили и когда?! Ведь шла жестокая война – и надо же – в такой тяжелейшей обстановке не забыли подготовиться к заключительному аккорду войны – к празднику Победы!
Мы посетили Рейхстаг, весь он был разбит. Центральный купол исписан нашими солдатами и офицерами – фамилиями и городами, откуда они прошли боевой путь. Мы, конечно, тоже нашли место и оставили надпись: «От Мурманска до Берлина – Федосенко, Дубогрей… (других не помню). Эту надпись, вернее, часть ее с фамилией Федосенко, видела дочь Лариса в одной из передач, посвященных Дню Победы. Сделали фотографии. Как жаль, что я отправил свои фотографии в Москву по просьбе авторов истории войск Правительственной связи и не снял копии, поверив, что фотографии будут возвращены. Не вернули…
Вот такой был радостный, торжественный конец Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов».

На фото: неизвестный офицер, начальник штаба батальона капитан Федосенко, командир роты старший лейтенант Машков, командир роты капитан Шишкин. 2-й Белорусский фронт. Германия. дер. Вильдау. 1945 г.