Май. Праздники...

Валерий Розенберг
 
 
   Между Первомаем и Днём Победы затесались две даты, которые по советскому стилю официально были праздничными. 5 Мая - День печати и 7 - День радио и электронных СМИ, праздники, которые сегодня вряд ли кто отмечает, а уж по официальному календарю - никто, поскольку это нынче никакие не праздники. Как для кого, а для меня 7 мая в памяти души - мой День.

   Едва напечатал первый абзац, как телефон внёс коррективы в мои сетования на людскую память: звонит бывшая сослуживица по Караганде Женечка Шерманбаева - поздравляет с... Днём радио и прочей электроники средств связи. Полтора часа вспоминали давнее прошлое, ворошили текучку дня бегущего...

   Поговорили вдоволь, а я достаю с дальней полочки моего тощенького архива маленький аппаратик - инструмент последних лет в моей профессии - миниатюрный диктофон. Архив тощенький потому, что практически вся основная масса материалов 20 лет назад была мною уничтожена. Дело в том, что закон запрещал провозить за границу рукописи...

   Так вот - диктофон. В комплекте с ним сохранилось несколько миниатюрных кассет с черновыми записями давнишних интервью. На одной из них пометка - "Сосковец". С этим именем связано много воспоминаний, а главное, что диктофон появился у меня благодаря Олегу Николаевичу, бывшему в те годы генеральным директором Карагандинского металлургического комбината. Теперь это имя не совсем популярно, мягко говоря, однако я знал Сосковца руководителем державного масштаба, с  наличием выдающихся достоинств. От рядового рабочего прокатного стана до Министра металлургии СССР и первого заместителя Председателя правительства при Б. Ельцине, согласитесь, рост человека неординарного.

   Не знаю, какой бес попутал Сосковца войти в сомнительное содружество с охранником президента Коржаковым, но уверен, что было там что-то нечисто, не в стиле Олега Николаевича! Впрочем, к тому времени у меня не имелось контактов с ним и потому сложную тему оставлю открытой.

   ...Как-то после интервью Сосковец спросил, нет ли у меня аппаратуры менее громоздкой, чтобы в беседе не видеть ни микрофона, ни магнитофона. Смущает техника, мешает спокойно беседовать. У меня, говорю, такой аппаратуры нет, а вообще существуют диктофоны забугорного производства - в Японии, в Южной Корее.   
Сосковец пообещал такую штуку мне подарить. У него возникли тесные контакты на дальнем-предальнем Востоке и диктофон для него не проблема.

   "Забудет", подумал я про себя и не стал заморачиваться ожиданием подарка. К тому же, в моих правилах было подарков по служебным контактам не принимать! Но, к моему изумлению, через некоторое время звонит пресс-секретарь Сосковца и приглашает заехать за... диктофоном! Честно признаюсь, ехал за обещанным подарком, почти уговорив себя, отступить от правила, взять диктофон. Ведь для работы! Но дилемму разрешил Николай Куб-ков.

   Протягивая мне миниатюрный аппарат, он говорит, что генеральный купил этих машинок на всю журналистскую братию областного центра. А стоит такая прелесть всего 400 рублей. Ровно такая сумма лежала у меня в кармане, поскольку днями раньше получил на свой юбилей именно 4 сотни в подарок от друзей и родичей. Таким же образом я однажды приобрёл немецкую портативную "Эрику" - от подарочной складчины. Достаю деньги, забираю диктофон, а про обещание Сосковца подарить мне вожделенный аппарат молчу. Небось, Олег Николаевич давно забыл про эту мелочь, а я...

   А я на этом диктофоне много лет делал такие записи! Однажды даже симфонический оркестр записывал, чему звукотехники не могли поверить - такая эталонная запись получилась. В последний раз включал свой диктофон почти 20 лет назад, когда в Штутгарт приезжал незабвенный Евгений Евтушенко.

   Что говорить?! Много чего в жизни случилось. Живу в Германии, трижды стал прадедом. А пишущую машинку "Эрику" и южнокорейский диктофон берегу в память о службе на радио и о замечательных людях, которые умели порадовать душу. Как сделал это Олег Николаевич и... его пресс-секретарь Николай Куб-ков. Первый не забыл обещанного, а второй помог, сам того не ведая, не отступиться от правила - по службе подарков не принимать.

   Слушайте радио, друзья! Там не только враки бывают...