Немного о военной статистике

Александр Щербаков 5
Не раз читал, что статистику, как и историю, называют «продажной девкой». Первая зачастую ведет свои подсчеты, а вторая пишется, чтобы удовлетворить запросы властвующих структур любой страны, но так, чтобы это не очень бросалось в глаза.  Вспомним, как менялась  статистика потерь СССР во Второй мировой войне. Вначале была цифра 8 миллионов (якобы Сталин приказал написать, что Германия и СССР имели примерно одинаковые потери), потом стало 20 миллионов, а теперь фигурирует цифра 27 миллионов. Это потери в Красной армии и флоте, и так же потери гражданского населения. Но цифры потерь «плавают»  не только в нашей стране, во всем мире, кроме США.  Но американцы воевали на чужой территории, и подсчитать, сколько отправили за границу, и сколько вернулось, намного проще, чем посчитать потери при ведении боевых действий на своей территории, когда убивают не только солдат и офицеров, но и гражданское население – женщин, стариков и детей.

Есть любители сфальсифицировать  статистику и обвинить нашу страну, что мы скрываем огромные потери в Великой Отечественной войне. Кто-то уже назвал цифру в 40 миллионов. Но в этом случае у этих господ не все хорошо с арифметикой.  Правда, мы уже говорили, что статистика вещь неточная, но все же, она ведется тогда, когда еще неизвестны последствия этих подсчетов.  На начало войны в июне 1941 года население СССР насчитывалось  около 195 миллионов человек.  В декабре 1945 года в СССР проживало только 172 миллиона.  Были потери, был естественный прирост населения, но рождаемость в военные годы была очень маленькой. 195 – 172 = 23 миллионам. При подсчете этой цифре  к числу убитых надо приплюсовать  родившихся, и отнять тех граждан, кто остался в странах Запада и не вернулся в СССР.  Так что и получается, что как раз СССР во Второй мировой войне потерял примерно 26-27 миллионов человек.

Имеются свои сложности и в военной статистике.  Например, снайпер, находившийся в укромном месте, на позиции,  убил немца. Кто может подтвердить? Никто, только он сам. Или артиллерийский расчет стрелял по танкам, подбил их несколько, но потом был весь убит. Кто может подтвердить, что этот геройский расчет подбил столько-то танков? Только тот, кто видел дым и огонь над танками издалека. Но немцы очень хорошо ремонтировали свои танки, их утаскивали в тыл и там ремонтировали. Вот тебе и ошибки при подсчетах подбитых танков.

А сколько немцев воевали на наших Т-34, которые были брошены экипажами из-за отсутствия топлива или боекомплекта? Это тоже статистика, но неучтенная.  Или вот такой пример. Известно, что на правый берег Волги во время Сталинградской битвы каждый день переправлялась стрелковая дивизия, примерно 6 тысяч человек. На следующий день эта дивизия из-за больших потерь как-бы уже не воевала.  Потери были в частях, которые переправились в Сталинград ранее, и которые какое-то время воевали. И продолжали воевать дальше, ведь не всех же убивали или ранили. А бои велись за каждый дом, каждую улицу, и потери были огромные. Как тут подсчитать все потери?  Командиры зачастую завышали свои потери, чтобы им дали больше подкреплений. Один из историков написал, что если бы командиров частей заставляли хоронить убитых солдат в гробах, меньше бы их посылали в глупые атаки отцы-командиры. Вместо оружия и боеприпасов им привозили бы одни деревянные гробы, на другое транспорта бы не хватило.

Говорить, что все просто, может только человек, который никогда этим не занимался, а сидел у себя в кабинете или квартире и теперь обвиняет всех в неточностях статистики.  Неточности были в любых родах войск, и во флоте тоже. Но я хочу поговорить о статистике в двух видах войск – в авиации и танковых войсках.  Причем речь пойдет о противостоянии наших и немецких летчиков и танкистов, и немного о войсках союзников Германии и СССР. Вспомните сводки Совинформбюро военных лет. В них обязательно указывалось число сбитых фашистских самолетов и подбитых танков противника.

Вторая мировая война наряду со сражениями сухопутных войск, стала невиданным в истории противоборством авиационных сил воюющих государств, из которых значительную роль играла истребительная авиация. Ожесточённые воздушные бои практически непрерывно велись на всех театрах военных действий, и в них лётчики-истребители добились десятков тысяч воздушных побед, чего не было ранее, и не повторилось со времён этой войны.

Однако количество побед в воздухе остаётся дискуссионным также со времён войны  на протяжении всех последующих десятилетий. Как правило, количество заявленных побед одной стороны не подтверждается данными противоборствующей стороны. Истинное количество побед большинства асов установить невозможно, поэтому в литературе обычно указывается то число побед, которое было засчитано на счёт аса его командованием.

Сбившим наибольшее количество самолётов асом стран антигитлеровской коалиции является советский лётчик Иван Кожедуб, на счету которого 64 самолёта противника. Лётчиком-истребителем, имеющим наибольшее число побед в истории авиации — 352, считается ас  люфтваффе Эрих Хартманн. 104 лётчика нацистской Германии записали на свои счета по 100 и более побед, а 34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более побед (по непроверенным данным, общее число сбитых ими машин — 6582).

Среди асов других стран, бывших союзниками Германии,  лидерство принадлежит финну Эйно Илмари Юутилайнену, на счету которого 94  самолёта противника. У японцев больше всех сбил Хироёси Нисидзава – 87 самолетов,  среди румын – Константин Кантакузино – 54, среди венгров Деже Сантьерди - 34, у итальянских летчиков самый результативный Терезио Мартоноли – 22 сбитых самолета.

А вот какими успехами могут похвастать наши союзники по антигитлеровской коалиции.  Самый удачливый из англичан Мармадюк Пэттл сбил 51 самолет противника,  американец Ричард Бонг – 40, француз Пьер Клостерман – 33, канадец Джорж Бёрлинг – 31, австралиец  Клайв Колдуэлл – 28, новозеландец Колин Грей – 26 самолетов .

Списки в данной статье не могут претендовать на полноту охвата всех асов, и составлены исключительно для наглядности и сопоставления боевых результатов ведущих асов стран-участниц Второй мировой войны. Они охватывают лишь наиболее результативных асов.

В дело разгрома гитлеровских захватчиков огромный вклад внесли представители советских военно-воздушных сил. Многие летчики отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины, многие стали Героями Советского Союза. Некоторые из них навсегда вошли в элиту отечественных ВВС, в прославленную когорту советских асов — грозу Люфтваффе. Сегодня мы вспомним 5 наиболее результативных советских летчиков-истребителей, которые записали на свой счет больше всех сбитых в воздушных боях самолетов противника.

4 февраля 1944 года выдающийся советский летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб был награжден первой звездой Героя Советского Союза. К окончанию Великой Отечественной войны он был уже трижды Героем Советского Союза. За годы войны еще лишь один советский пилот смог повторить это достижение — это был Александр Иванович Покрышкин. Но на двух этих наиболее известных асах история советской истребительной авиации времен войны не заканчивается. За время войны еще 25 летчиков были дважды представлены к званию Героев Советского Союза, не говоря уже о тех, кто был единожды награжден этой высшей воинской наградой страны тех лет.

В годы войны Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и лично сбил 64 самолета противника. Летал на самолетах Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7.

В официальной советской историографии фигурировало 62 сбитых самолета противника, но проведенные архивные исследования показали, что Кожедуб сбил 64 самолета (по каким-то причинам отсутствовали две воздушных победы — 11 апреля 1944 года — PZL P.24 и 8 июня 1944 года — Me 109). Среди трофеев советского летчика-аса были 39 истребителей (21 Fw-190, 17 Me-109 и 1 PZL P.24), 17 пикирующих бомбардировщиков (Ju-87), 4 бомбардировщика (2 Ju-88 и 2 Не-111), 3 штурмовика (Hs-129) и один реактивный истребитель Ме-262. Помимо этого, в своей автобиографии он указал, что в 1945 году сбил два американских истребителя P-51 «Мустанг», которые атаковали его с большого расстояния, приняв за немецкий самолет.

Александр Иванович Покрышки воевал с самого первого дня войны и до последнего. За это время он совершил 650 боевых вылетов, в которых провел 156 воздушных боев и официально лично сбил 59 самолетов противника и 6 самолетов в группе. Является вторым по результативности асом стран антигитлеровской коалиции после Ивана Кожедуба. В годы войны летал на самолетах МиГ-3, Як-1 и американском P-39 «Аэрокобра».

Григорий Андреевич Речкалов воевал с самого первого дня Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза. В годы войны выполнил более 450 боевых вылетов, сбив в 122 воздушных боях 56 самолетов противника лично и 6 в группе. По другим данным количество его личных воздушных побед могло перевалить за 60. В годы войне летал на самолетах И-153 «Чайка», И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра».

Николай Дмитриевич Гулаев оказался на фронтах Великой Отечественной войны в августе 1942 года. Всего за годы войны совершил 250 боевых вылетов, провел 49 воздушных боев, в которых лично уничтожил 55 самолетов противника и еще 5 самолетов в группе. Такая статистика делает Гулаева самым эффективным советским асом. На каждые 4 вылета у него приходился сбитый самолет или в среднем больше одного самолета на каждый воздушный бой. Во время войны летал на истребителях И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра», большинство своих побед, как и Покрышкин с Речкаловым, он одержал на «Аэрокобре».

Кирилл Алексеевич Евстигнеев дважды Герой Советского Союза. Как и Кожедуб, начал свой боевой путь сравнительно поздно, только в 1943 году. За годы войны совершил 296 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбив 53 самолета противника и 3 в группе. Летал на истребителях Ла-5 и Ла-5ФН.

Почти двухлетнее «запоздание» с появлением на фронте было связано тем, что летчик-истребитель страдал язвенной болезнью желудка, а с этим заболеванием на фронт не допускали. С начала Великой Отечественной войны он работал инструктором в летной школе, а после этого перегонял ленд-лизовские «Аэрокобры». Работа инструктором дала ему очень много, как и другому советскому асу Кожедубу. При этом Евстигнеев не переставал писать рапорты командованию с просьбой отправить его на фронт, в результате они все-таки были удовлетворены. Свое боевое крещение Кирилл Евстигнеев получил в марте 1943 года.

Как известно, звание Героя Советского Союза присваивалось летчику-истребителю за 20 сбитых самолетов противника. У летчиков, летающих на штурмовиках Ил-2, Героя присваивали за количество вылетов на штурмовку войск немцев. Они летали над полем боя, и несли очень большие потери от зенитного огня противника.  Летчики в послевоенные годы были самыми популярным среди фронтовиков. Имена Покрышкина и Кожедуба знали все мальчишки Советского Союза тех лет.

А теперь поговорим еще об одном виде вооруженных сил, который сыграл важнейшую роль в сражениях Второй мировой войны. Именно на этот вид войск вермахта наряду с  авиацией поставил Гитлер в боях с Польшей, Францией, странами Бенилюкса и английским экспедиционным корпусом. Речь пойдет об асах-танкистах. Именно танки и авиация сделали успех блицкрига на европейском театре военных действий, и нанесши тяжелые потери РККА в первый период войны.

В Википедии имеется список танкистов-асов стран-участниц Второй мировой войны по числу побед — подбитых и уничтоженных танков и самоходных орудий противника. В списке содержатся сведения о должности и воинском звании танкистов, воинской части (соединении), типе танков (самоходных орудий), на которых воевали танкисты, а также дополнительные подробности о подвигах и сведения о высших воинских наградах танкистов.

Как отмечает историк М. Б. Барятинский, учёт персональных побед в советских танковых войсках практически не вёлся, за исключением отдельных соединений (1-я гвардейская танковая бригада и 10-й гвардейский танковый корпус). В большинстве случаев данные неполны, и число побед может оказаться бо;льшим, так как данные занижались. Занижение числа побед было связано с системой выплат за каждый уничтоженный танк: для исключения приписок и во избежание чрезмерных выплат за фиктивно уничтоженные танки. В качестве источников информации используются, как правило, выписки из наградных листов, боевые донесения, воспоминания очевидцев и начальников.

В немецких танковых войсках также не было никакой официально утверждённой системы подтверждения побед (в отличие от авиации). По мнению историка М. Б. Барятинского, существовал только один «умозрительный» критерий — честь офицера, которая во многих случаях «подводила многих немецких танковых асов, которые приписывали себе достаточно приличное подчас количество побед». Различные исследователи рекомендуют относиться к числу побед немецких танкистов осторожно.

Например, А. Смирнов указывает, что «если брать за истину результаты немецких танкистов и самоходчиков, особенно на завершающем этапе Второй мировой войны, то танковые части Красной Армии к концу боевых действий в Европе вообще должны были бы прекратить своё существование». В оправдание высоких количественных результатов приводятся аргументы о том, что один и тот же подбитый танк мог быть многократно записан в число побед из-за высокой эффективности советских ремонтно-восстановительных служб. Например, по данным книги «Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны», средствами советских войск и армий отремонтировано 66,5 %, средствами фронтов — 27,6 %, средствами центрального подчинения — 4,2 %, а заводами промышленности — 1,7 % всех восстановленных танков и САУ; в итоге в 1943 году, по сведениям историка бронетехники Максима Коломийца, немецкое командование было вынуждено издавать специальные циркуляры, чтобы солдаты вермахта подрывали все оставшиеся на поле боя советские танки — в противном случае, ночью они будут эвакуированы и восстановлены. Кроме того, официальное число общих потерь в период 1941—1945 огромно: Красная Армия потеряла 96,5 тыс. танков и САУ, а Германия и её союзники — только 32,5 тыс. танков и штурмовых орудий.

Среднее число боев, которое выдерживал танк, составляло 5-7, после этого по статистике его подбивали. Хорошо, если его восстанавливали, но иногда разрушения в результате взрыва боезапаса были такие огромные, что танк не подлежал ремонту и бросался на поле боя, а некоторые его целые узлы шли на запчасти.

Не меньше усилий прилагали к ремонту своей бронетехники и немцы, особенно к восстановлению подбитых «Тигров» и «Пантер».  Оба этих танка по немецкой классификации относились к тяжелым танкам, как наши КВ-1 и в конце войны танки семейства «ИС» - ИС-1, ИС-2 и ИС-3.  Тяжелые танки у немцев выпускались в небольших количествах и являлись танками прорыва. Обладая мощной танковой пушкой и толстой броней, они спокойно могли выдерживать попадания снарядов противотанковых пушек и средних танков Т-34 и даже тяжелых танков КВ-1, имеющих 76-мм пушки.  «Тигры» и «Пантеры» расстреливали наши танки, САУ и противотанковые пушки с больших расстояний, до 1,5-2 км. Имея хорошую цейсовскую оптику, они видели все и имели возможность метко стрелять.  Поэтому все самые результативные танкисты вермахта воевали на «Тиграх», «Пантерах», и в конце войны на «Королевских тиграх.

Нашим танкистам требовалось проявлять максимум изобретательности, чтобы подойти к немецким тяжелым танкам на небольшое расстояние,  до 500 метров, и попытаться выстрелить в борт, где у «Тигров» и «Пантер» была более тонкая броня.

Самым успешным из наших танкистов считается Дмитрий Лавриненко, который за 2,5 месяца боев в 1941 году подбил 56 немецких танков. Но награды нашли героя уже после его смерти. Орден Ленина в 1941 году, звезда Героя в 1990 году.  Воевал Лавриненко на Т-34.

Вторым асом в наших танковых войсках считается Владимир Бочковский. Он подбил 36 немецких танков, воюя на танке Т-34.  Дожил до конца войны, что свидетельствовало о огромной удаче этого молодого человека. Ему было 18 лет, когда он принял командование танком в 1941 году.

Иван Корольков воевал на тяжелом танке КВ-1.  Одна из его успешных операций произошла в первые годы войны, и вошла в роман Иванова «Вечный зов», а потом была показана в одноименно сериале. Корольков в одном бою подбил 12 немецких танков в колонне, которая следовала по единственной дороге среди болот. Он поджег первый танк в голове колонны, потом последний, и по очереди расправился со всеми немецкими танками. Не стоит забывать, что это были далеко не «Тигры» или «Пантеры», а основные танки вермахта Т-III  и Т-IV, которые не имели толстой брони.  Всего в этот день Корольков подбил 15 танков, а за всю войну 34.

Еще один ас, Михаил Кученков, воевал вообще не на танке, а на самоходке.  Помните знаменитый фильм «На войне, как на войне», где главную роль играл Михаил Кононов.  Там как раз и показана самоходка СУ-85, на которой всю войну прошел Кученков, и подбил 32 вражеских танка.  На один танк меньше подбил Никита Дьяченко, воевавший на танке Т-34, самом массовом танке Второй мировой войны, который многие считают самым лучшим в те годы.

Но наносили урон немцам и поляки в 1939 году, и французы в 1940,  американцы и англичане в боях в северной Африке и после открытия Второго фронта в 1944 год в Европе.  Поляк Роман Орлик подбил 13 немецких танков, столько же подбил француз Пьер Бийот, на танк меньше американец Лафайет Пул, а вот англичанин, Норман Плау, воевавший  танке  Матильда, успел подбить за годы войны 20 итальянских танков в северной Африке. Причем все в одном бою 7 февраля 1941 года.

Но, как и в авиации, показатели немецких танкистов намного превосходят только что приведенные данные.  Курт Книспель, считающийся самым выдающимся танкистом в годы Второй мировой войны и воевавший на Восточном фронте против СССР, подбил 168 танков (правда, не имеется подтверждений на 10 танков), при этом часть войны он провел наводчиком на танке Т-IV, а потом стал командиром на «Тигре», и подбил 42 танка. Последний стал  и последним в его жизни, он погиб в сгоревшем танке.  Служивший фельдфебелем Книспель так и не получил никаких наград, так как обладал очень плохим характером.

Но зато другие асы-танкисты, имели и офицерские звания; и награды, и все воевали на «Тиграх».  Мартин Штойф подбил 161 танк, Отто Кариус – больше 150, Ганс Бёльтер – больше 139, Михаэль Витман – 138 танков противника. Понятно, что не все победы этих танкистов были подтверждены, но все равно свидетельствуют о том, что немцы на своих «Тиграх» были очень грозными противниками.

Вообще со временем у меня уже ушли в прошлое ненависть к нашим врагам из тех, кто воевал против нас на кораблях, на подводных лодках, на самолетах и танках, стрелял из орудий. Все они выполняли трудную работу, воевали, выполняли приказы своих начальников. Это не пехотинцы, или эссесовцы, которые убивали мирных граждан, грабили их жилища, или полицаи из коллаборационистов-предателей.  Этим нет прощения.  Я их сейчас ненавижу также, как все советские люди в военные и послевоенные годы. А вот танкисты, летчики, артиллеристы, моряки, особенно подводники, заслуживают того, чтобы о них хотя бы помнили.