007. жеромская магдалина львовна

Алина Насековская
007.   ЖЕРОМСКАЯ  МАГДАЛИНА  ЛЬВОВНА
(1902-11.09.1991)
В 1902 году в семье Жеромских родилась девочка, которую  назвали Магдалина, в память о  бабушке. Бабушка Магдалина Жеромская и дедушка  Игнат Жеромский   были недовольны браком своего сына Льва Жеромского на Алине Румпъ, немки по происхождению  и протестантки по вероисповеданию.  Они посетили  семью  только  один  раз  и больше о их существовании  семья  не  знала.   Магдалина и  Игнат имели   другого  сына,  звали  его     --------------       ,  и, очевидно, они переключились на заботу об этом   сыне,  забыв о семье  непослушного  Льва.
Магдалина  была  самым  младшим  ребёнком в семье Жеромских. Все заботились о ней. В двенадцать  лет  она  начала  вести дневник воспоминаний.
Дневник воспоминаний  Магды.
Родилась я в Воронеже. Мои первые впечатления - это приезд в   Орлов в карете с мамой и кошкой. Поселились мы на втором этаже огромного дома. В гостиной красивая красная бархатная мебель, стоит наряженная  ёлка, в клетке живёт попугай, которого  зовут Лора. В доме много  комнат, меня укладывают спать в спальне.  На нижнем этаже  живут горничная, кухарка, дворник, в одной половине дома большая кухня, а в другой половине дома живет хозяйка  с  девочкой Лидочкой  десяти лет, которая меня  часто  укладывала спать. Я к ним  любила   ходить в гости  и  пить квас с клюквой и толокном. 
Наш отец - Лев Игнатьевич  Жеромский- судья. Он закончил юридический факультет Казанского университета и имел  большую  судейскую практику. Владимир Ильич  Ленин там  тоже учился, но не  закончил университет.
Помню огромную комнату-это зал, где отец вел судебные заседания. Мы с Лёлей сидим под огромным столом, покрытым зелёным сукном с золотыми  кистями. Отец ведёт процесс. Он очень красивый в форме  судьи,  на груди цепь с бляхой судьи. Слушается  дело  девочки - дочери молочницы.  Она  украла  деньги, поехала на пароходе и накупила  массу игрушек (  куклы, столы, стулья, кровати и другую игрушечную мебель). Это вещественные доказательства стоят на скамейке. Нам с Лёлей хочется их забрать, но суд присуждает забрать игрушки родителям, а деньги выплатить  хозяевам.  Помню эту огромную комнату ночью. Окна  тёмные, совсем  рядом лес и горящие огоньки- это глаза волков.  Жутко  страшно, мы жмёмся  друг к другу.
Помню  наши  спектакли  во  дворе, где  был  огромный сарай.  Мы даём  «Золушку»:  Нина- старшая  сестра,  она старше  на  одиннадцать лет,  играет  принцессу, а я играю  «цветочек».  Нина привела знакомых  из города  с  детьми. Народу много.
Помню набеги на соседний  сад. Нина перелезает через забор  за  барбарисом.  До  сих пор  помню вкус кисло-сладкой  ягоды.  Как вкусно!
Помню, что  в доме  ни раз  был переполох,  когда приезжало начальство  отца. Потом мы часто переезжали  на другую квартиру.
Помню, как няня Саша везёт  меня  на  санках  на ёлку, а вечером с подарками  от  Деда Мороза едем с горки.  Кругом  красиво,   мороз, звёздное  небо. Я укутана  тепло,  дремлю и вспоминаю  огни, ёлку, подарки.
Помню,  летом с Ниной едем  к её поклоннику. У него огромный  сад,  спелые  дыни. Они  катались  со стогов  сена, это необычайно интересно, когда целый сноп сена обрушивается на  тебя.
Опять  переезжаем  на  новую  квартиру. Помню  приезжала   бабушка  из  Риги, привозила  новые тогда  редкие резиновые игрушки  -кошки и собачки. Помню, как с Лёлей лазили в соседний огород  за свежей капустой. Срезали два качена, и  вдруг ворота открываются, приехали  хозяева.  Мы  бежим  в  дом и прячемся  под  кровать. 
Отец строит «гигантские  шаги», чтобы я принимала  лекарство. У  меня «солитёр», говорят огромный - пять  метров.  На этих  «гигантских  шагах» я чуть не  убилась.  То ли плохо их установили, то ли плохо я каталась. Я летела мимо столба и на обратном пути меня кто-то спас.
Переезжаем на  «Воткинский завод»

Во;ткинск (удм. Вотка Кар) — город (с 20 августа 1935 года) в Удмуртской Республике России, Административный центр Воткинского района, в состав которого не входит. Образует городской округ город Воткинск.
Расположен на востоке европейской части России, в Предуралье, на реке Вотка (бассейн Камы), в 52 км к северо-востоку от Ижевска. Вытянут вдоль берега Воткинского пруда — искусственной запруды на реке Вотка. Железнодорожная станция. В 40 км от Воткинска на Каме находится Воткинская ГЭС. Общая площадь территории Воткинска достигает 112 квадратных километров. Воткинск является одним из старейших уральских городов.
Огромное озеро  -7 километров. На воде огромные  волны- шторм, буря. Женя, Нина,  Маня и Лёля уплыли на  лодке  кататься ещё  до  бури и не  вернулись. Мама бегает по берегу и кричит: «Мои  дети  утонули», а они, оказывается, когда началась буря,  пристали к какому –то острову и просидели  под лодкой дожидаясь конца  шторма.  Все живы здоровы, всё хорошо.
Помню, свою подружку Люсю Львовскую, с которой мы играли в дочки-матери. Меня понарошку выдавали «замуж» за её брата Николая. Запомнились пирожки с уксусом, которые мы ели «на свадьбе».
 Снова переезжаем в новую двухкомнатную квартиру. Отец с горя пьёт, требует у матери денег, разбивает зеркало. За Ниной ухаживает парень, которому сдали  комнату,   он нас защищает от отца. Мы отца  не  впустили в дом, и он побил окна на втором этаже.
Отец привел Нине жениха, принёс конфеты «Раковые  шейки», а сам  лег спать, заснул и описался.
Мы с отцом  идём смотреть дома, которые продаются. Это               разрушенные бревенчатые одноэтажные дома  на берегу озера. Рядом мостик  полукругом с перилами  на берегу озера, построенный на воде,  для гуляния парочек.
Нина работает аккомпаниатором в кино, мы ходим всей семьёй  бесплатно  смотреть фильмы. Запомнилась картина  «Камо Грядеши» про Христа.
Снова переезжаем на новую квартиру напротив кладбища. На небе  ночью  появилась  комета. Весь  народ  на  улице, все ждут, что хвост кометы заденет землю.  Жутко!
Нина  и Маня надевают на себя простыни, встают у ворот  кладбища подняв руки. Едет на лошади мужик и крестится: «С нами крестная сила» и гонит во всю прыть, лошадь  фыркает, мы хохочем.
Переезжаем в Сарапул. 
Город расположен на правом (высоком) берегу реки Камы, в юго-восточной части Удмуртии, в 62 км от Ижевска и в 1143 км от Москвы. .
Название Сарапул впервые упоминается в 1579 году в отношении местности или речки, на которой располагалось село Вознесенское — будущий город. В переводе с чувашского сарапул — «стерлядь» (букв. «жёлтая, красивая рыба»), в изобилии водившаяся в Каме.
Я в школе читаю стихотворение  Михаила  Павловича Розенгейма(1820-1887)    «Не осуждай, ведь все мы люди».

Не осуждай — затем, что все мы люди,
Все слабы, немощны, опутаны грехом;
Волнуют страсти наши груди;
В грехе родимся и живём.

Не осуждай… Чтоб ближних быть судьёй,
Спроси у совести: ты сам-то лучше ль их?
О, брат, кто точно чист душой,
Тот милостив к погрешностям других.

Не осуждай… Ведь слову нет возврата.
Смотри, чтоб (как сказал Спаситель) неравно
Увидеть спицу в глазе брата,
А проглядеть в своём бревно.

Не осуждай — затем, чтоб обличеньем
Не пал бы на тебя тот камень с высоты,
Тяжёлый камень осужденья,
Который в брата бросил ты.

Не осуждай… Не люди злы душою,
А жизнь людей бывает часто зла.
Сперва узнай, какою их стезею
Она к погибели вела.

Не осуждай… Дерзнёшь ли поручиться,
Что ты пристрастием не будешь увлечён?
Не осуждай! Ты можешь ошибиться.
Не осуждай! — Не будешь осуждён…

На мне  белое шерстяное плиссированное платье с голубой тоненькой ленточкой. В школе священник  на уроке  Закона Божьего бьёт шалунов по пальцам  палочкой.
Нина покупает билет на ёлку в Дворянское собрание. Мы с Лёлей водим хороводы взявшись за руки, бежим по всем комнатам и я выигрываю лошадь, на которую можно  сесть. Радость необыкновенная!
Нина  везёт  нас  через  Каму в имение лесничего. Мы едем на  дачу.   Около дома под  соснами  там растут грибы маслята. Много  лесной малины. У меня заболели  кисти рук . Это экзема. Нельзя  играть с детьми.
Брат Женя ухаживает за Екатериной Павловной,  она    подружка  Нины.  Я сдаю экзамены в гимназию. Я дружу с Клавдией Изергиной.
Приехала Нина на извозчике, привезла шляпные  коробки  с двумя голубыми  ленточками  по  бокам .  Мы уезжаем в Казань.

Казань. Живём в каменном одноэтажном доме.   Женя ухаживает за нашей квартиранткой и преподносит ей подарок, завёрнутый в газету, а там ночной горшок. Она оскорблена.
У  няни Саши родился ребёнок Толька. Мы нянчимся с ним, не отдаём его в приют.
За Нину сватается Казимир. Мы берём поднос, кастрюли и с песней благословляем их.
Я дружу с тремя девочками хозяев. Во  дворе чудесный  садик,  мы  там  играем.   В гимназию едем  с Лёлей  на  розвальнях с мешками  набитыми сеном,  сидим  спиной  к возчику, поездка стоит 5 копеек.
Играем в прятки  на  соседней улице, много  детей, сидим в сарае, а нас никто  не ищет.
Переезжаем в кошечий переулок. Женя  ухаживает  за Людой. Она подружка  Нины. Я ненавижу  мужчин за то, что они  угнетают  женщин.
Первое впечатление от подруг.  Туберкулёзом   заболевает Рита, дочь хозяйки. Её лечат, сестра Илия и два  брата натапливают горячую печку. В последствии я влюбилась в одного  брата и хожу в церковь, чтобы  увидеть его.
Наступил   1915 год идёт  война (28.07.1914-11.11.1918).
Присылают  военнопленных  немцев.  Мама  говорит с ними на немецком языке, подкармливает их.  Мы живём в деревянном одноэтажном доме  на  самом краю  города.  В доме много комнат. Мы – дети  играем в войну. Дружила с Тамарой Ельневой. Она  уже  барышня. Она любила позвонить в звонок  и убежать. Это вечерами  была  игра. Хозяева  спускаются со второго  этажа, а у дверей никого нет. Возмущаются. Ещё дружила с Муськой и Лёлькой Потехиной – у них была мать англичанка  - научила их говорить.
Женя ухаживает за Ниной Козой.
Папа сходит с ума. Написал на всех дверях  красные  кресты – нам  жутко. Схватил козу, которую  раньше  для нас купил, погрузил на розвальни и повёз её продавать. Я поехала с ним. Отъехали от дома, проехали недалеко,  он меня столкнул прямо в снег и уехал.
Мы  переехали к Гординым на Проломную улицу, где аптека «Гранс и Гремина» на четвёртом этаже. Летом все спали на крыше соседнего дома, крыша соседнего дома  была вровень с нашими окнами.  Стоя на крыше, смотрели демонстрации на улице.
С Ниной  я ходила в гости к Казимиру, там жил его брат Лютек, у которого был денщик.   За Ниной ухаживал Гренин, который приглашал  её  ехать  в  Париж.  Она боялась родителей, потому что у Гренина была жена, которая сошла с ума и он не мог с ней развестись. У него был  свой сад увеселительный, он водил  Нину в ресторан «Чёрное озеро», где подавали горячие пирожки и внутри мороженое, шампанское в ведре  со  льдом.  Знакомый Нины дал нам контрамарки  и мы ходили часто на панораму и бесплатно в кино.
Я дружила с  Нюрой Сафоновой, с Лизой  Суриной,  с Наташей, с Дашей, с  графиней Зубовой. После  школы уроки часто  делала с Лизой Суриной, её отец был лесопромышленник. У них был свой дом в 12 комнат. На Новый год они устраивали ёлку. Я брала с собой Лёлю.  Они оставляли меня  обедать. Мы с Лизой любили прогулки  зимой в Швейцарию . Это парк расположен по линии железной дороги до Красной горки,  где они снимали  дачу.
У Нины  была  свадьба с Казимиром в  костёле. Мы первый раз ехали на автомобиле. Кто-то ей наступил на  вуаль и она порвалась. Говорят, это  плохой признак.  Казимира в 1915 году  отправили в Париж защищать он  немцев  Францию. Он отравился газом, лечился в Каннах, поехал снова  на  фронт и погиб. Нина на проводах была в Свердловске,  была  очень красивая. Все звали  её  поехать  в  Париж, но  у неё  была дочь Эля  и она не поехала.
Маня  уехала на фронт медсестрой в Румынию.  За Ниной ухаживал красавец Николай.
1919 год. Умер  папа, выпил  не то лекарство. Гроб  стоял в столовой, а у нас  был  обыск, потому что какой-то  моряк жил у нас, он звал меня поехать с ним смотреть Москву. Я хотела поехать, но не вышло.
Мы с Лёлей поступили на медицинский  факультет в университет на первый курс, и студентов стали посылать лечить  больных  тифом.
Я ушла и пошли мы   с ней  поступать   в драм- студию. Меня приняли и отравили  театром, а Лёлю  не приняли, она поступила на зубоврачебное отделение с Ниной. Я  училась пять  месяцев  в драм-студии  на Проломной в театре. Главные режиссёры  были  Зотов и Славянова.  Я играла в детских спектаклях и вечерами  всегда пропадала в оркестре  театра. Особенно любила  спектакль  «Касатка»  Алексея Толстого.
1917 год. Началась  революция
Наш дом обстреливали, снаряды перелетали мимо окон. На улицах строили баррикады. Юнкеров бросали живыми в известковые ямы. Мы  ничего не понимали, что  за власть борется. Лиза Сурина осталась одна с матерью в огромной квартире. Отец и брат бежали с чехами к Колчаку. Брат мой тоже ушёл в Сибирь. Я устала с Лизой ходить и продавать папиросы, затем пончики у кинотеатра. Сейчас смешно, а тогда Лиза говорила: «Надо помогать теперь матери». Я навещала бабушку Львовскую, их всех выгнали из приюта и за старыми  никто не ухаживал, а её сбережения пропали. Она отдала их на хранение богатым, а те бежали. Внук её Коля Львовский приезжал из Сарапуля сватать меня. А мне было  13 лет. Хотелось узнать о сестре Люсе.
У нас жил эстонец –квартирант Рудольф. Квартира не  отапливалась и он спал  с электрической лампочкой под одеялом. Мы смеялись.  Однажды протекал  потолок, Мама  меня и Лёлю послала на чердак чтобы мы разгребли снег там  был  Рудольф, и вдруг он меня поцеловал. Я так испугалась и рассказала Нюрочке Сафоновой, она сказала, что у меня теперь родится ребёнок- вот были  наивные  дети и так  она  верила до 18 лет.
Однажды Женя послал нашего воспитанника Толю, ему  было четыре  года: «Распорядись, чтобы подали  самовар». Он приходит и говорит:  «Я расперделся».  Все  смеялись.
У нас постоянно были обыски  во всём доме. У мамы отобрали сукно военного образца, она  очень  горевала. Была у нас и кража, во время которой разбили голову фарфоровой кукле, я тоже очень горевала. Я училась пению у учительнице внизу, а мама ей посылала тарелку супа за это.
Я дружила с дочерью сапожника. Она  имела всегда деньги. Мы ходили по Проломной улице и в каждый магазин заходили, и она покупала шоколадки, особенно мне  нравились с орехами.  Я всё не съедала-спрятала и приносила кусочки маме. Куда она потом делась не помню.
Весной Лиза Сурина выхлопотала пропуск ехать к отцу с матерью в Читу. У меня  были её весы и баночка с монетами. Я ей всё  отдала  и мы почему-то поссорились. Я плакала. Она уехала, а перед эти мать  её сидела в ЧК, её  заставили снять парик и мыть полы. Ату буржуйка. Лёля наша тоже была там, её вели по лестнице вниз, а сзади шёл моряк с наганом и не велел оглядываться. Лёля думала, что ей пулю в лоб пустят.  Затем она понравилась какому-то чекисту и он её велел раздеть, посмотрел на обнаженную и затем её  выпустили. Мама наша тоже  была в ЧК, их забрали  на квартире у убежавшего Димки, они спасали его  вещи.  Мы все страшно переживали, а Нина пошла хлопотать за них. Их выпустили. Я закончила драм – студию- чудесное  было  время.
Мы все влюблялись друг в друга. Я в Фаичку  даму лет тридцати пяти. Мне нравился ещё её поклонник, интересный чёрный еврей  юноша. А один студент влюбился в меня, звали меня  « снегурочкой »- я была светлая кудрявая блондинка с красивыми ножками- он мне писал письма по целым  тетрадкам. Он  мне  не  нравился, я не отвечала. Вот  бы теперь встретить такого. Затем мне вдруг понравился маленький невзрачный, но очень разговорчивый студент.
А в это время Женя –брат, вызвал нас  к себе в Сибирь, где он жил. Мы с мамой погрузились в теплушку на вторую полку с сундучком, набитым ситцем. Ехали долго с остановками. На одной станции нам заявили: «Вылезайте,  поезд  дальше не пойдёт». Выбросили наш   сундук, мы сидим на нём и плачем, а проходящие мужчины говорят: «У наших слуг  нет».  Но проходили два красных офицера и сжалились над нами, они втащили наш сундук и мы опять поехали. В Новосибирска нас никто не встретил.  Когда мы нашли квартиру брата, нам сказали, что он арестован, как бывший белый офицер.  Я ходила искать этот барак за колючей проволокой. Кто-то нас познакомил с их охранником. Он оказался молодым парнем и принялся ухаживать за  мной и передавал нам записки, а мы ему продукты.  А затем хлопотал   о нём один политический, который сидел в царское время в каземате.
Я уже устроилась в театр, играла маленькие роли и вдруг дают вагон, чтобы  уехать в Москву. Женя уже дома, Галка его жена  училась на третьем   курсе медицинского факультета,  работает  врачом, дома стряпает  сушки,  варит их и бросает на противень в печь.  Она из Екатеринбурга.
Галинский и Женя  едут  куда то, чтобы купить муку и  сало для дороги в Москву, меняют ситец, привезённый  нами  из Москвы в сундучке. Женя на остановке выбегает в туалет, а поезд без предупреждения ухал. Женя догонял на товарном, через два дня  ситца не  оказалось( а рассказывали, что Голинский всё выменял на продукты, а сказал, что  украли и он, Женя, остался с носом. Но беда не сломила его. Мы все мама,   я,  Женя поехали в вагоне- теплушке в Москву.  Ехали с нами  ещё  поляки, они топили железную печку, спали мы на нарах. Очень часто останавливались в пути по несколько дней. Перед  отъездом  меня сватал  отец охранника  из  тюрьмы. У него был свой одноэтажный домик и сын 19 лет:  «Вы будете нашей дочерью», а мне 19 лет, я не хочу от  мамы никуда. А ещё ухаживал актёр, всё провожал меня  из театра и водил п укромным местечкам.   Как я уцелела не знаю. А  на улице  лютый мороз. Голуби на лету падали замёрзшие.
Картошку мы рубили в сарае топором. Мне Новосибирск не понравился, одни тополя, никакой тайги.  Летом жарко, зимой 40 градусов. Все одноэтажные домики. Ходим на Обь, холодная некрасивая река.  Магазинов не  было , только один жалкий базар.
Ехали в Москву два месяца. Галку, жену Жени, Голинский не взял из-за жены, так как у него был роман с подругой Галки. Анюта, жена Феликса, вошла в  комнату, где та женщина лежала  больная,  а Феликс сидел  рядом. Она схватила тарелку с горячей  манной кашей  и выплеснула на  лицо любовницы и утащила мужа. Вот как боролись за мужей.
Екатеринбу;рг (с 1924 по 1991 год — Свердло;вск) — город в России, административный центр Уральского федерального округа и Свердловской области[5]. Образует муниципальное образование город Екатеринбург со статусом городского округа[6]. Является крупнейшим административным, культурным, научно-образовательным центром Урала. Расположен на восточном склоне Среднего Урала, по берегам реки Исети. Основан 7 ноября (18 ноября) 1723 год, как железоделательный завод. Имя дано в честь императрицы Екатерины Первой. Екатерина II в 1781 году
Заезжали мы в Свердловск. Ходили смотреть, где был расстрелян царь с царицей и семьёй.  Жутко  было видеть, теперь всё здание снесли, чтоб нечего  было  смотреть. Свердловск  расстраивается вширь за счёт  окружающего леса. Город красивый. Приехали  в Москву- стояли  в тупике Савёловской ж.д.  около Ярославского  вокзала.
Перед вокзалом был огромный рынок. Я запомнила очень вкусные картофельные  котлеты  с луковой начинкой. Мы привезли лук в связках. Я пошла продавать Один интеллигентный гражданин повёл меня на Мясницкую улицу говорил что он забыл дома деньги. По лестнице мы поднялись на третий этаж. Я несла связку лука. И как только мы вошли в квартиру, как на нас набросилась какая то женщина и стала ругать его, что у них нет денег, а он покупает лук.  И за полцены я отдала связку лука и убежала. Я боялась, что я не найду дорогу к вокзалу в таком огромном страшном  городе, где все большие дома, и  я всё спрашивала: «А здесь что?».  «Жилой дом»,-отвечали мне. И такой огромный! Это  было странно  после одноэтажных домов. Наш вагон стоял в тупике, и мы там жили, наверное, целый месяц.
Знакомство состоялось с моей первой любовью Шуркой Михайловым. Его  семья жила на первом этаже двухэтажного дома-мать, отец, две сестры и брат. Шурка физкультурник, весельчак, обаятельный. Я всё бегала к забору, подсматривала в щёлочку- не идёт ли он домой. И вечером с двумя товарищами приходил на лавочку у ворот. Что они вытворяли. Друзья Федя и Васька Рыжий (Туманов)-акробаты, прыгуны, певцы, рассказчики.
И вот однажды мы пошли в Сокольники гулять.  Я  и Шурка. Какое счастье, радость и блаженство. Мы целовались, обнимались и никак не могли расстаться. Мы шли по шпалам домой и вдруг и вдруг он вспомнил, что сегодня уходит вагон с физкультурниками в Сибирь. Мы должны домашним привезти муки, картошки, сала- и он бросает меня и бежит по шпалам «Опоздал». Он догонял поезд на разных поездах с мешками для картошки- привозили они 10-15 мешков картошки.
Через 2 недели мы уже перебрались на квартиру Ново Басманная улица в дом Стахова  - огромный особняк с залами. Там находилось какое-то  финансовое учреждение, а войдя в вестибюль, видишь два огромных зеркала, как целая стена. Я уже устроилась в пластическую студию  Веры Майя и вечерами танцевала перед этими зеркалами. Мы жили напротив в 4-х комнатной квартире двухэтажного флигеля, а туалет был  в огромном дворце с зеркалами.  Голинские жили напротив нас. Они привезли из  Сибири  молодую  девушку  Катю.  Я с ней дружила, а вечером мы ходили в сад, который принадлежал нашему саду.  Там  был грот и горка, а затем всё это отошло к общественному Баумановскому саду.
С нами  из Казани  приехал дядя Арвид  и поклонник сестры Мани. Маня его  любила, у них должен быть ребёнок, но  дядя, узнав, что у него есть где-то семья, выписал его  жену и Маня сделала аборт, а потом жалела всю жизнь.  Голинские переселились куда-то на Краснопрудную. Катя убежала от них, её преследовал Феликс.  Хорошенькая была сибирячка. Мы с ней пели модную песенку.
«СЧАСТЬЯ ВАМ, ЛИПЫ,  ИВЫ,  БЕРЁЗЫ
ВАМ ТОЛЬКО ЗИМУ ОДНУ ПЕРЕЖДАТЬ.
БУДУТ ВАМ ЛИСТЬЯ, БУДУТ ВАМ ГРЁЗЫ-
ТОЛЬКО ЛИШЬ МНЕ ВЕСЬ ВЕК ГОРЕВАТЬ

СЧАСТЬЕ, КАК ВО СНЕ УЛЫБНУЛОСЬ МНЕ И НАВЕК УШЛО.
БЕЗ ЛЮБВИ ТВОЕЙ НА  ДУШЕ МОЕЙ МРАЧНО,  ТЯЖЕЛО.
ВЕТЕР ОСЕННИЙ ВОЕТ И ЗЛИТСЯ,
СОЛНЦЕ СМЕНИЛИ ХОЛОД И МГЛА,
ЛИСТ ПОЖЕЛТЕВШИЙ С ВЕТОК ВАЛИТСЯ,
И ВСЯ ПРИРОДА СОВСЕМ ЗАМЕРЛА.
 
 А это слова Владимира Малкова, написанные им в 1914 году, на которые пели Лидия Русланова, Эдуард Хиль и другие исполнители.

Я, мама, Лёля, Нина и Маня поехали за мукой в город Сквиру за Киевом. Там у Нины жил муж. Она с Маней познакомилась с моряком. Он пел ей комплимент, бегал за кипятком.   А в Киеве была пересадка, он помогал переносить чемоданы, лазил под поездами, они за ним. Вдруг подъехал поезд, он успел перед ним перебежать, а пока они ждали, чтобы поезд прошёл, он  успел убежать с чемоданами, а там были  Нинины туалеты, а главное снимки , фото с Ниной юной, красивой, мы все очень горевали. Я жила лето у Нины и маленькой  Эле в Сквире. Я мечтала о Шурке, писала письма.
И вот осенью мы собрались ехать в Москву. Меня повёз на какую то станцию Дунаевский. Нинин поклонник меня посадил в поезд и мешок 3 пуда  втиснул на подножку поезда. Женя с дядей должны были встретить меня  в поезде. Но поезд был увешан мешочниками и никто е мог  выйти из  вагона, так я ехала сидя на мешке муки до Киева. Дорогой красивый парень всё   меня  уговаривал: «Оставайся у меня в Киеве, зачем  тебе Москва?». Приехала в Киев. Парень помог мне отнести на хранение мешок с мукой. Я пошла по вокзалу, со страхом  думала. Как мне сесть в поезд и доехать  до  Москвы,  и вдруг  радость. На огромных мешках  муки  сидит мой дядя Арвид и брат Женя.  Они приехали в том же поезде, где и я, я их не видела, потому что невозможно было  ходить по поезду, всё было  завалено   мешками  с  мукой.   
Узнали, что  стоит товарный поезд  на  Москву.  У каждой теплушки вооружённый  китаец с винтовкой. Брат  договорился, что его за плату посадят. Мы  пошли, где  хранится мой мешок, и оказалось в углу мешка  дырка, будто бы крыса прогрызла. В мешке осталась только половина. Ничего  не поделать, всюду  хаос и взятки.  Брат стал перетаскивать  мешки к вагону, я караулю где хранили, а дядя Арвид караулит на вокзале. Охранник в вагоне  за каждый мешок получал в руку медные деньги, а других желающих  охраняющий  прямо бил по голове винтовкой.  И так мужчины перекидали 10 мешков муки, почти до потолка, меня втянули в вагон и водрузили  на  самый верх мешков,  и наконец мы тронулись.  Но как  проехать ведь нет туалета, а поезд едет без  остановок.  Пассажиры висят на буферах, на крышах в вагоны  не попадают. Так мы приехали в Москву и погрузили наших 10 мешков на  телегу. Я опять забралась на  самый верх и лёжа с высока любовалась Москвой. Ехали  мимо Большого  театра, по улице Кирова, выехали на Каланчёвскую площадь.
Потом я стала учиться в частной балетной школе у Шор  на  Мясницкой улице. Мы встретились с Шуркой, он помогал нам пилить  дрова.  Затем мы долго не виделись , однажды я была рядом в библиотеке, выхожу и встречаю его, он переменился, встреча  была неожиданной, мы не договаривались. Оказывается им заинтересовалась сестра Феди, которая была замужем за Борисом  Александровичем, влюбилась в него. Они начали встречаться.
Мы переехали  на  новую  квартиру в Институтском  переулке.  Огромная многонаселённая квартира.  Дом   2 этажа, вверху жили две учительницы  детского  сада и их поклонники.