Апрельский дневник

Валентина Телепенина
Дождалась, наконец: солнце пригревает, небо уходит ввысь, поднимается трава, деревья и кусты щеголяют цветом и качеством нежнейших, едва заметных нарядов – жёлтых, розоватых, палевых. Утки сдержанны в проявлении почтения к человеку, но это явление временное, – им бы сначала отыскать свои половинки, потом и на старшего брата можно внимание обратить.

Всё идёт своим чередом, но мне чего-то не хватает. Птиц недостаёт? Перелётных не видно – так не прилетели пока, рано. А тут ещё под руку говорят: «Всё мёртвое, до 14 апреля». Заглянула в интернет, а там, и правда, сказано: «14 апреля – день пробуждения природы после долгой зимы». А если весна ранняя? Первые пятна зелени документально зарегистрированы в парке 18 февраля.

Догадываюсь: мне не хватает весеннего вдохновения. Брожу по дорожкам парка в надежде, что душа пошлёт его, и мой организм встрепенётся, помолодеет, быстрее побежит по артериям кровь, а главное – внутри расцветёт радостная жизнь, и я, как дерево, покроюсь волшебными кружевами – их никто не увидит, одна я буду знать: они есть! Весеннее вдохновение неизбежно, потому что человек, находясь в составе великой Матери Природы – Материи, живёт в её ритме и подвержен её влиянию, как и всё живое на земле.

Весна набирает силу постепенно. Природа никуда не спешит, и мне спешить некуда. Отставить ожидание и нетерпение!

*
У реки прохладно и ветрено, оттого и людей мало. Мне тепло, могу позволить себе посидеть полчаса на колодке рыбака.

Длинная сухая палочка рогоза, увенчанная мохнатой шапкой, начинает медленно оседать, как будто кто-то подрезал её и тянет вниз. Рентгеном просвечиваю заросли: никого! Выждав пару минут, подхожу ближе: тишина… Чуткие утки сразу бы выскочили из тайного убежища. Похоже, работает ондатра. Подожду, покараулю… Она, любезная! Красивая ушастая головка медленно удаляется от берега над жутко грязной поверхностью воды. Стыдно, обидно...

Серая ворона нарушает уединение. Как же без неё, вездесущей! Из соседних камышей с криком вылетают испуганные утки – ворона обнаружила их и прогнала. Мешают, видите ли… Вредина! Утки не прикасаются к хлебу, если рядом промышляет ворона. Серая терпеливо контролирует ситуацию, выжидает... Как только волной прибивает к берегу хлеб, хозяйка положения спокойно набивает им свой клюв, вытягивает шею и стоит, как звезда кино: вот она я – любуйтесь, запечатлевайте для истории!

Пара живых сценок – и во мне просыпается жадный наблюдатель. Свершилось!

*
С противоположного берега заводи прилетела крупная серая ворона и устроилась возле моего пенька. Она принесла что-то чёрное, похожее на обугленную палочку. Не у молодой ли семьи она стащила сей бесполезный предмет, пока папа возился с машиной, мама – с сумкой, а дети упражнялись на спортивных снарядах? Что же она будет делать со своей добычей? Пока я искала очки, ворона расклевала чёрную корочку до розовых внутренностей: то была сосиска! Возможно, ворону угостили штучкой за ненадобностью, но хитрая ворона и сама способна позаботиться о своём желудке. Не торопясь, кусочек за кусочком, соседка поглощала деликатес. Стали собираться голодные и просто любопытные сородичи. Они держались на расстоянии из-за человека, тем не менее ворона решила убраться подальше от завидущих глаз. Не успела она оторваться от земли, как кусок «мясного» продукта полетел вниз. Ворона не растерялась, вернулась, аккуратно захватила клювом обе половинки и возобновила полёт. Вся стая последовала за ней. Ты такая умная, ворона, а решение твоё – опрометчивое. Клевала бы себе потихоньку…

Не раз отмечала, что ворона старается собрать клювом всё, что ей предложено, при этом получается маленький спектакль. Подбросила как-то одинокой вороне четыре кусочка батона. Захватив три штучки, она застыла в позе часового над последним куском. Как тут оставишь – своё уже, жалко! Постояла птица, отрегулировала дыхание, подумала и потянулась за остатком. Наклонилась, клюв приоткрыла – «сыр выпал». Началось представление: подобрала три кусочка, подумала над четвёртым, наклонилась… Выдержке вороны можно позавидовать: не улетела, пока не осуществила задуманное. Я же надеялась, что она догадается проглотить лишнее. Упрямая, однако!

*
Жизнь в парке активизируется на глазах. Весело щебечут скворцы, появились неуловимые куцехвостые куропатки, чайки гуляют по воде, а на высоких берёзах сороки поправляют свои горки-гнёзда под замысловатыми защитными сетками. Бобры продолжают губить тонкие деревья в местах, где прохаживаются люди. Первая пара лысух облюбовала участок в заводи, скоро появится гнездо. Лысушик подзывает свою курочку особым сигналом – на повестке дня продолжение рода. Пара чомг приступила к исполнению брачного танца. Сороки тоже не дремлют. Обычно они не реагируют на зов, а сейчас хоть голыми руками бери – всё им нипочём. «Всё мёртвое»? Самое что ни на есть живое, хотя до 14 апреля есть ещё время.

Стая серых ворон оттеснила от воды маленькую грязную чайку и чинила над ней расправу. Малышку клевали, дёргали за перья, при этом воронье племя кричало и возмущалось так, будто оно само подвергалось атаке со стороны мокрой испуганной чайки. Защищаясь, несчастная птица только и делала, что взмахивала крыльями. Вороны издали поняли мой настрой и нехотя прекратили экзекуцию.

Сразу показалось, что чайка побывала в мазуте, – она не могла перемещаться ни по воздуху, ни по воде. Выход один: накрыть её платком, отнести домой и вымыть. Оказалось, что это не мазут, а болотная грязь. Чайка подпустила к себе, внимательно выслушала слова сострадания и поддержки, а от протянутой руки неловко отшатнулась. Больна? Покормить бы её для начала, а хлеба не осталось. Пошла опрашивать людей, однако ничего не нашла – всё скормлено уткам. Бабушка, с трудом передвигавшаяся из-за артрита, захотела взглянуть на чайку. Представилась по-европейски: Александра. 

Вороны воспользовались недолгим отсутствием человека и снова подняли шум. Да, что-то нужно делать, а то они не дадут житья бедной чайке. Александра определила, что птичка больна, и предложила соорудить для неё шалаш. Возраст Александры – 83 года, а душа – молодая! Пока мы собирали строительный материал, оставшийся после обрезки деревьев и кустов, она рассказала историю про голубя, с которым дружила восемь лет. По утрам он залетал в комнату через распахнутое окно и кормился с руки. Однажды он пропал на время, а когда появился, его было не узнать: большой, тяжёлый, ленивый. Александра, решив, что это её вина – раскормила сверх меры, перестала его потчевать. Голубь всё равно прилетал каждое утро и сидел у окна, а потом исчез, на сей раз навсегда. «Умер мой дружок, – в голосе Александры послышались слёзы. – Он заболел, а я не поняла. Не могу простить себе ошибку, терзаюсь…»

Переключила внимание Александры на чайку: поможем затравленной птице и реабилитируемся перед голубем. Начали осторожно строить укрытие, хотя и в стороне от птицы, но всё равно рядом. Чайка терпела, терпела наше участие, не выдержала и взлетела. Слабенькие крылья едва держали её в воздухе, казалось, что она вот-вот упадёт в воду… Удержалась, однако, увереннее заработала крыльями и поднялась выше. Неподалёку находился островок – место базара чаек, возможно, именно туда и направилась наша страдалица. Жестокие вороны там её не достанут.

Матушка Природа, это ты сжалилась над двумя не очень молодыми девушками и разрешила ситуацию? Спасибо за помощь!

*
После тесного знакомства с вяхирями, жившими у моего окна, ухо жаждет слышать их позывные. Я, как и Александра, тоскую, надеюсь на их возвращение, хотя понимаю: дважды не войти в одну и ту же реку. А как бы хотелось! Нынче в парке много вяхирей. Первое гнездо отыскала на невысоком дереве. Только молодая неопытная парочка выбирает низкорослое дерево. Самка сидела на лотке и доверчиво смотрела на меня сверху.

Второе гнездо лесных голубей строилось на высокой ели, ближе к верхушке. Несомненно, у этого семейства гораздо больше опыта. Крепенький самец собирал тонкие веточки под соседними берёзами. Хорошее место выбрала парочка: детки будут жить на берёзовом лотке и дышать фитонцидами. Появление наблюдателя никак не отразилось на работе вяхиря, он меня как бы и не замечал. На ближайшей ели сидела большая ворона и не спускала с него глаз. Осведомлённость этого существа не сулила ничего хорошего. Внимание, ворона! На счёт «три» ты забудешь то, что здесь видела: один… два… три!

Весенняя пора побуждает вяхирей подыскивать вторую половинку, вот они и воркуют, подзывают, хотя эта птица предпочитает жить без звука. Вяхирь – спокойная птица, если же дело касается самки, то самец очень даже умеет постоять за себя. Знакомство птиц протекает мирно: они слетаются, разлетаются в разные стороны, будь их двое или трое. Как только парочка состоялась, с третьим лишним не церемонятся: сначала ему вежливо позволяют выявить свои намерения, если же в голове соперника не совсем чисто, то его не только изгоняют, но и преследуют. Случается, соперничество заканчивается шумной баталией в воздухе в лучших традициях жанра – грудь на грудь. Побеждает, как правило, глава новой семьи – за ним правда. Вот и верь интернету, что вяхирь не боец.

*
Этой весной прибавилось чернети. В одной компании собрались парочки красноголовых и хохлатых нырков. Чёрное оперение самца хохлатой чернети (с белыми боками) соответствует наименованию вида, а красноголового трудно назвать чернетью, у него даже глаза красные. Красавцы!

Смелая самочка красноголовой чернети долго и охотно позировала у берега за вознаграждение. Наконец-то я выяснила, чем она отличается от таких же коричневых подруг из подвида хохлатых – наличием серого принта на крыльях.

Следуя примеру активной сестры, колония красноголовых постепенно подтянулась к берегу, хохлатые же с места не сдвинулись. Расстояние не позволило определить, есть ли хохолки у нарядных чернушек. Эта деталь важна: гладкая голова присуща другому подвиду чернети. 

*
Утро 14 апреля: солнечно, на небе ни облачка, холодный и сильный ветер, тёмно-синяя река возмущена и барашками похожа на море. Рыбаки кучно устроились в защищённом от ветра уголке. Уток не видно, вороны не галдят, нет воробьёв под ногами и вяхирей не слышно. На мой голос из зарослей выcунулась головка лысушика: стоит ли напрягаться ради кусочка снеди в непогодь? Вежливый, не смог отказать. Самка тоже выбралась из камышей, посмотрела на волны: «Обо мне не позаботится, время не пришло. Скоро кладка, вот тогда и побегает. Мне и так хорошо, без хлеба!» – и нырнула в заросли.

На полпути мой лысушик неожиданно развернулся на 90 градусов и прибавил скорости. Странно… Через минуту ситуация прояснилась: ещё один невесть откуда взявшийся самец, воинственно вытянув шею вперёд, мчался в нашу сторону для выяснения отношений. Этот самоуверенный самец решил, что ему принадлежит вся заводь. (Простим его, ведь это всего лишь водяная курица. Гораздо хуже, если люди думают так, как эта курица.) Его догоняла не менее возбуждённая подруга; объединившись, парочка нагнала страху на «злоумышленника» и успокоились. Лысухи всегда находят повод повоевать: то за надел в камышах, то за супругу, а уж что с ними творится, когда появляется потомство! Воюют и без повода, от нечего делать – чтобы не терялся древний инстинкт. Объект, который подвергается нападению, долго не думает – ноги в руки и вперёд, как в нашем случае, главное – вовремя почувствовать угрозу. Если зазевался, то можно и нырнуть, желательно поглубже.

Обычно в парке получаешь много впечатлений, а сегодня тихо, пусто, всего лишь одно маленькое приключение, а так – тишина... Условная, конечно: ветер шумит, треплет кроны деревьев, особенно красиво развеваются длинные косы ив; река беспокойно несёт свои воды; редкий велосипедист прошуршит шинами да городской гул не прекращается ни на секунду. Если бы моё внимание не обратили на этот день, он  прошёл бы незамеченным.

*
14 апреля – день Семаргла, Огнебога, сына великого бога Сварога древних славян. В этот день они прощались с зимой, сжигая чучело богини смерти, и зазывали весну. Считалось, что 14 апреля Семаргл растопляет последний снег и оживляет природу, а в сердцах людей зажигает огонь любви, способствующий продолжению рода. Семаргл даёт людям свет, тепло и огонь, а также охраняет мир от тёмной силы. Саламандры – духи стихии огня – управляют вулканами, молниями, поддерживают земной огонь. Повышение температуры в теле оповещает нас о том, что духи огня приступили к врачеванию недуга. И духовное устремление человека не обходится без участия огненных элементалов, они помогают настраиваться на более высокое сознание.

По древним сказаниям, боги сотворили мужчину и женщину из двух палочек, между которыми разгорелся огонь – первое пламя любви. Сегодня говорят по-другому: Любовь появилась в результате трения Материи и Духа.

Индусы верят, что 14 апреля богиня Ганга спускается на землю и открывает счёт дням нового солнечного года. 

Точно, после 14 (плюс 2-3 дня) начался настоящий расцвет в природе. Именно в эти дни мы отмечаем: вчера ещё ничего не было, а сегодня всё взорвалось и пустилось в рост. Весна хоть и ранняя, а с Семарглом не поспоришь: если назвал четырнадцатое число, значит, так и будет. Закон! Деревья, ещё вчера ласкавшие взор своими газовыми накидками, вдруг предстают в нарядах из добротного шёлка, гипюра и бархата. Клейкие листочки блестят на солнце и наполняют воздух специфическим запахом смолы. Раскрепостились плодовые деревья, их бутоны собраны пока в невыразительные пучки, но скоро они превратятся в белоснежные кружева и вызовут всеобщий восторг. Серёжки на деревьях позвякивают от малейшего дуновения ветерка и свободно рассеивают жёлтую пыльцу из своих пыльников.

К Пасхе 28 апреля установились особенные красота и гармония в природе. Тепло, ласково-солнечно в мире, и на душе светло – огненная стихия зажгла любовь в моём сердце. Город украшен разноцветными тюльпанами и гиацинтами, в парке расцвели плодовые деревья. Звонят колокола, поют птицы, слышны детские голоса. Горожане высыпали в парк, расстелили скатерти-самобранки с куличами и расписными пасхальными яйцами, отдыхают на свежем воздухе и наслаждаются весенним днём. Уверена, что Семаргл не обошёл вниманием и их сердца.

Навестила вяхирей, тех, что живут на ели. Самец сидел на деревце в мелких листочках и пытался сорвать гибкую веточку. Знаю, что это бесполезное занятие, не раз наблюдала процесс за окном. Он извивался и так и этак, однако ни одна веточка не поддалась ему ни на этом дереве, ни на соседнем. Долго возился... Всё из-за неё, из-за этой сныти! Выросла и затянула собой всю землю окрест. Как теперь искать берёзовые «сухарики»? Голубчик затратил много сил и времени на дереве, а прутик нашёлся всё-таки под снытью. К моему удивлению, находка улетела не на ель, а на старую иву: там на стыке ветвей, самая толстая из которых спилена, закладывалось очередное гнездо. Самка поджидала своего строителя на торчащих в разные стороны прутьях. Пока я стояла запрокинув голову, ко мне присоединилось ещё несколько любителей птиц. 
Труженик нашёл проплешину без сныти возле отдыхающего семейства и приспособился работать именно там. Дети не шевелились, чтобы не вспугнуть милого соседа. Число наблюдателей возросло. Если бы не птица, мы бы не поздравили друг друга с Великим Днём...   
*
Как же хорошо завершается трепетный апрель! Он подарил мне лёгкие крылья, и я парю над своим парком вместе с вяхирями, пью аромат белоснежных цветков, впитываю все оттенки зелёного, ищу пятна жёлтого, сиреневого, синего и твержу одно: люблю, люблю, люблю... 
Несите нас, крылья, в нежный май, и пусть любовь не покидает наши сердца!
Христос воскрес!



(утки - интернет)