Реве та стогне Днiпр широкий...

Аркадий Тищенко
    Было это не так давно.               
    Проводился один из последних республиканских фестивалей  любительских фильмов, посвященных победе над фашизмом. Участники фестиваля  и его гости собрались в Киеве во дворце «Октябрьский». Фильмы-участники конкурсных просмотров были определены  специальной комиссией  предварительно.
    Фильмов было много.
    Почти каждая область республики имела свой киноклуб, на базе которого жители области имели возможность создавать свои фильмы. Как любители пения пели в хоре, а любители танцев  -  танцевали в балетных студиях.
    Техническое оснащение киноклубов позволяло на его базе создавать фильм от начала до конца — от сценария до его озвучивания.
    Подобные фестивали служили своеобразными творческими отчетами клубов. Помимо конкурсных просмотров фильмов организаторы фестиваля предусмотрели встречи  авторов лучших фильмов с трудовыми коллективами области.
    Был отобран и наш фильм «Матери в смерть сыновей не верят...»
    Наш — это Эдуарда Шулякова и мой.
    Эдуард работал электриком на заводе,  я — инженером.
    Свое свободное время мы отдавали кинотворчеству.
    Шуляков  был оператором фильма,  все остальное в фильме: сценарий, дикторский текст, монтаж, подбор музыки, озвучивание —  мое...
    Мы встречались с трудовым коллективом колхоза-миллионера имени Ильича.
    Председатель колхоза, Герой Социалистического Труда Семен Петрович Куличенко, встретил нас приветливо. Это был огромного роста мужчина, задыхающийся от сжимавшего его шею непривычного  галстука, одетого по случаю нашего приезда.
    Прежде всего мы возложили цветы  к памятнику Воину-освободителю на братской могиле в центре села. Скульптура  скорбящего воина в человеческий рост стояла охваченая  со всех сторон  пламенем красных роз, высаженных вокруг памятника.
    Когда, после  осмотров  новых коровников, свиноферм, зернохранилища  и техники,  которые с гордостью показывал нам Семен Петрович, мы подъехали к Дому культуры его зал был уже  заполнен колхозниками.
    Нас  усадили за стол президиума.
    Председатель обратился к односельчанам, сидевшим в  зале,
    - Друзья мои, - сказал он, - в Киеве проводится сейчас республиканский фестиваль  любительского  кино, посвященного нашей победе над фашизмом. За наши высокие трудовые показатели к нам направлены лучшие авторы любительского кино со своими фильмами. Сейчас они покажут свой фильм, а потом ответят на ваши вопросы...
    Киномеханик запустил фильм.
    Все, кто уже видел наш фильм отмечали его эмоциональное воздействие на зрителя. Почти весь фильм сопровождал голос матери читавшей свое письмо, как потом оказывается, уже убитому сыну, Написал я его после прочтения нескольких материнских писем, сохраненных  сыновьями в окопах. И в написанном мною письме я постарался сохранить  материнский трепет за жизнь своего сына.
    Заканчивался фильм сценами всенародного горя и скорби у памятников погибшим в годы войны.
    Особый трагизм, боль и невосполнимость принесенных жертв придавала Моцартовская музыка. Его « Ля кремоза» усиливала воздействие на зрителя происходящего на экране многократно.
    Все просмотры фильма заканчивались плачущими  зрителями в зале.
    Этим же закончился  просмотр и на этот раз...
    Председатель сидел в кресле первого ряда согнувшись будто рассматривая, что-то под ногами. Сбоку, рядом с креслом на полу лежал его пиджак. В руке  председатель держал снятый с шеи галстук. Широкой его частью  он вытирал глаза и по-детски всхлипывал.
    Я понял, сидел он так, желая скрыть свое заплаканное лицо.
    Увидев меня, он поднял с пола пиджак и, выпрямившись, сказал:
    - И не стыдно вам, хлопцы? Довести такого дядьку как я до слез! Подумали бы о моем авторитете... Не помню когда плакал последний раз... А тут перед всем колхозом разревелся, как пацан...
    Он подошел к нам с Эдуардом и стиснув своими огромными, хлеборобскими ручищами, троекратно расцеловал нас.
    -Дякую вам дорогi друзi за моi сльози - поблагодарил он по-украински, - Батька згадав...Вiн загинув  в Польщi.*..

                X       X        X               
               
    2019 год.
    Независимая Украина.
    Несколько раз  приезжавшие молодчики хотели разбить памятник Воину-освободителю, к ногам которого мы с Эдуардом  давным-давно клали цветы. Каждый раз охранявшим памятник жителям села  удавалось его отстоять.
    Этот раз  молодчиков приехало больше чем обычно.
    Спасти памятник  не удалось — памятнпк разбили.
    Трое его защитников  ранены и находятся в городской больнице.
    Один — в реанимации.
    Думаю — это  бывший председатель колхоза-миллионера имени Ильича.

*- Благодарю вас дорогие друзья за мои слёзы, -  поблагодарил он по украински. - Отца вспомнил... Он погиб в Польше... (укр.)