Ч. 7 А вы знаете, кто такой малаколог?

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/05/06/784

Проводке телеграфной линии, разумеется, предшествовали изыскательские и подготовительные работы. От Казани до Иркутска они осуществлялись под руководством капитана Дихта и поручика Шепилова, а от Иркутска до устья Амура – под руководством подполковника Романова.

Все материалы и оборудование, необходимые для строительства Сибирского телеграфа, которые заказал Дмитрий Иванович Романов за рубежом, по решению императора освободили от таможенных пошлин, что значительно ускорило их доставку к месту работ.

Когда я читал в архивных делах о командировках офицеров за границу для приобретения оборудования, механизмов, судов, то изумлялся тому, насколько большое доверие оказывалось людям и какой широкий круг вопросов они решали самостоятельно и очень компетентно. Подобного и близко не было в советские времена.

Правда, считать, что такими были все, будет большим заблуждением, встречались иногда прохвосты и воры, вроде капитан-лейтенанта Семечкина, которого с лёгкой руки одного нашего современного военно-морского историка причислили к лику «основоположников крейсерской тактики».

Несколько забегая вперёд, замечу, что Дмитрий Иванович Романов, прошедший пешком всю линию Амурского телеграфа, был не только талантливым инженером, но и превосходным писателем.

Он оставил очень интересные очерки, помогающие лучше понять обстановку и время, в которые ему довелось жить и работать. Вот лишь несколько заголовков его статей: «Вопрос о телеграфе через Сибирь, между старым и новым светом», «Армия Соединенных Штатов», «Поездка на прииски Лазоревого камня и окрестности Байкала», «Амур», «Глубина Байкала», «С русского берега Японского моря».

После Амурского телеграфа его отправили на Кавказ для исследования маршрута строительства железной дороги Ростов – Владикавказ. Служба шла у него прекрасно, начальство ценило, получал ордена, звания. Но что мы знаем о своём будущем?

В 1873 году Романова прикомандировали к войскам туркестанского генерал-губернатора генерала Константина Петровича фон Кауфмана. Эти войска направлялись для окончательного захвата Средней Азии.

Романову предстояло обследовать устье  Аму-Дарьи. До этого он спроектировал и под его руководством солдаты построили в среднеазиатских степях укрепление Благовещенское.

Здоровье его было подорвано ещё в Сибири. Переход войск проходил в труднейших условиях. У Романова обострились все старые болячки. Несмотря на это, он написал во время похода две статьи:  «С дороги в Хиву» и «Из лагеря при колодцах Иркибай».

Их опубликовали после его смерти, потому что 19 апреля 1873 года 45-летний полковник Романов выстрелил себе в рот из револьвера. Через десять часов он в страшных муках умер. Его похоронили в урочище Каракаша.

В 1863 году акционерное общество «Western Union», наконец, пришло к соглашению с русским правительством. Договор об условиях строительства телеграфного сообщения с российской стороны подписал министр почт и телеграфов граф Иван Матвеевич Толстой, а с американской – Сибли и Коллинз.

Россия взяла на себя обязательство построить телеграф от Иркутска до устья Амура, а   «Western Union» - от западных штатов через всю Аляску, Берингов пролив и по тихоокеанскому побережью России до Приамурья.

Когда утверждался проект, Романов предлагал провести телеграфную линию от Иркутска через Якутск в Охотск, а не по западному побережью Охотского моря. Дело в том, что между Аяном и Охотском Становой хребет подходит к морю. Из-за скал там вообще нет дороги.

Пригодных портов тоже не было. Там только одна река впадает в море, Алдома, по которой поднимаются лососевые, а рыба там – главный источник питания.

Из Пенчинска американцы планировали прокладывать телеграфную линию поперёк Камчатки, но там – голая тундра, вечная мерзлота, летом к этим радостям добавляется  гнус, который жрёт всех подряд, спасения от него нет, зимой свирепствуют снежные бури.

На Крайнем Севере тогда жили племена чукчей, атагулов и катюрсов. Никакой Российской империи на земле своих предков они не признавали, поэтому для охраны телеграфной линии пришлось бы устанавливать военные посты.

Романов, в конце концов, отказался и от своего проекта, предложив соединить Николаевск с Камчаткой подводным кабелем, а оттуда тоже подводным кабелем через Алеутские острова соединить с Америкой.

Свои услуги по проводке телеграфной линии предложила Амурская компания, в которой  принял участие Геннадий Иванович Невельской. Ей отказали. Эта компания, не имея никакого опыта, бралась за всё и, в конечном счете, обанкротилась.
 
В США строительство велось очень быстро. Руководить им компания пригласила полковника Чарльза Бакли, во время Гражданской войны в США он был начальником военного телеграфа.

Правительство США поручило руководству Смитсоновского института сформировать научную экспедицию, которая должна была сопровождать строительство телеграфа, справедливо полагая, что собранные экспедицией сведения послужат на пользу общества.

Руководителем научной экспедиции назначили молодого, но опытного учёного Роберта Кенникота, который ранее участвовал в северных экспедициях на реках Маккензи и Поркупайн.

В состав экспедиции вошли ботаник, энтомолог, два зоолога, палеонтолог, художник и малаколог (это учёный, который изучает мягкотелых или моллюсков).

Я сам не знал, кто это такой, посмотрел в энциклопедии.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/05/08/1184