Встретимся под яблоней!

Ирина Минаева
        Скажу несколько слов о предыстории этой пьесы. Я прочитала 2 книги о Дине Риде на англ. языке. Автор одной - Чак Лажевски. Книга честная, объективная, видно, что автор проработал материал достаточно глубоко. А вторая - это что-то страшное)). Автор - журналистка ВВС Реджи Нейдельсон. Я не знаю, за что она его так ненавидела, но она постаралась извратить всё и вся). Ну, например. Пишет о какой-то советской дискотеке, куда Намин привёл Дина Рида. Все, понятно, его тут же обступили, общаться и т.д. Она комментирует, якобы цитируя какую-то свою знакомую Ксению: "Xenia remembered thinking as she looked at Dean that night in the disco that time had passed quickly and he had not noticed and now it was too late.
"I thought he was the saddest man I ever saw," she said. "I saw how all these fake rock and roll teenagers started smiling, as if to say: We don't have anything in common with this silly, pro-Soviet bullshit. But then it betrayed the slavery of the whole thing. They, they started massing around him. They rushed to him, not because they were sympathetic, but because there was this impact. What impressed me was he had this great big pack of photos of himself that he was distributing. And these photos that he was carrying told me a lot about him because it was the Dean Reed who is of no use to anybody. He is just lost." Ну меня просто тошнит от таких "интерпретаций" фактов. Он раздавал свои фото не ради популярности - она у него была! Он просто любил людей, а они всегда просили у него автограф. Зачем выдавать свои тупые домыслы за истину в последней инстанции? Молодёжь заулыбалась, бросилась к нему - это факт. А вот эти as if и прочие извращения - постоянно на протяжении всей книги. А ВВС проводит регулярно конкурс радиопьес. Ну, я, короче, за неделю накатала и им послала - собственно, ради одной только сцены с прототипом этой ушлой журналистки. Надеюсь, им всем понравилось))).
 
 
А потом с английского на русский перевела.




 СЦЕНА 1

Дом Дина. Спальня. ДИН раздевается, ПАТТИ ждёт его в постели.

Звучит песня Дина Рида "Ещё раз".

ДИН (с усмешкой): Патти, тебе ещё не надоело слушать мои песни?

ПАТТИ: Я люблю твой голос, Дин!

ДИН (игриво): Хм... Только это?..

ПАТТИ: Нет. Я ещё люблю... твои пальцы!

ДИН: Правда?.. Это потому, что они могут играть на гитаре, да?

ПАТТИ: (с любовью): Нет! Это потому, что они твои!

ДИН (с нежностью): Я так счастлив с тобой, Патти! Я хочу, чтобы ты была со мной до конца моей жизни...

ПАТТИ: Я тоже хочу быть с тобой всегда...

ДИН (страстно): Я раньше думал - так любить, как я тебя, просто невозможно...

ПАТТИ: Мой Дин...

Звуки тяжелого дыхания и страстных поцелуев.

СЦЕНА 2

Спальня. Ночь. ПАТТИ и ДИН спят.

Внезапные рыдания ПАТТИ.

ДИН (взволнованно): Что случилось, Патти? Страшный сон?.. Проснись, всё в порядке, я с тобой!

ПАТТИ (все ещё всхлипывая): Дин, это был такой ужасный сон... Какие-то люди гнались за тобой. Они говорили на непонятном языке... Они... они поймали и увели тебя, а потом... Ты почему-то был под водой и протягивал ко мне руки! Но я не могла помочь тебе... (снова не может удержать слёз).

ДИН (обнимая её): Ну, всё... всё... Что ты дрожишь, мой бедный котёнок? Это был просто плохой сон. Забудь его!

ПАТТИ: Это было так ужасно! Потом я увидела, что я уже старая... И там был твой призрак... Он велел мне ждать его под яблоней. И потом я снова стала молодой, и там был зелёный холм с травой и цветами, и большая яблоня у подножья... И ты стоял под ней, живой, и я помчалась к тебе и снова  заплакала...

ДИН: Ну, видишь - всё в итоге закончилось хорошо! Ничего не бойся, я всегда буду ждать тебя под яблоней! Ты мне веришь?

ПАТТИ:(серьёзно) Верю.


СЦЕНА 3


Гримуборная концертного зала. У ДИНА берут интервью.

Щелчки фотокамер.

РЕПОРТЁР: Как вы стали певцом, Дин?

ДИН: Я начал петь, когда мне было двенадцать лет. Родители подарили мне гитару на день рождения. Я начал зарабатывать пением ещё в школе, потом я сам оплачивал своё обучение в университете. Затем я поехал в Голливуд, и мне повезло заключить там контракт с "Капитолием", крупнейшей в мире компанией звукозаписи.

РЕПОРТЁР: Теперь вы превосходите Элвиса Пресли, Пола Анку и многих других звёзд в южноамериканских хит-парадах. Что вы думаете о своей популярности?

ДИН: Я очень благодарен людям, которым нравится, как я пою.
 
РЕПОРТЁР: Расскажите о самом трудном моменте вашей жизни.

ДИН: Это произошло, когда я учился в Университете Колорадо. Я был гимнастом, специализировался на кольцах. Решил сделать один из самых трудных элементов... Я должен был отпустить оба кольца, и в тот момент, когда мне снова нужно было ухватиться за них, я поймал только одно...  Чуть не сорвался, и в тот момент думал, что полечу вниз и разобьюсь. Я думаю, единственное, что меня спасло,- это желание жить и моя любовь к жизни. Слишком много нужно было ещё сделать!

РЕПОРТЁР: Ваше самое большое стремление в жизни?

ДИН: Делать добро в пределах своих возможностей. Я хочу, чтобы у меня было много друзей в каждой стране мира...  и когда я умру, чтобы каждый из них мог сказать всего лишь одно: "Дин был хорошим человеком''. Я также хочу стать хорошим певцом и актёром, но в первую очередь я должен быть хорошим человеком.

РЕПОРТЁР (слегка озадаченно): Я брал интервью у многих звёзд и много раз задавал этот вопрос. Ответы были в общем-то очень похожи, но ваш - действительно уникален...

ДИН (с усмешкой): Я думаю, я и сам уникален!

РЕПОРТЁР (вполне серьёзно): Я в это верю!


СЦЕНА 4


Дорога. ДИН ведёт машину, ПАТТИ сидит около него.

Шум дорожного движения. Музыка играет по радио в автомобиле.


ДИН (игриво): Ты такая красивая, Патти! Ты в курсе, что я тебя люблю? (Целует её).

ПАТТИ (взволнованно): Дин! Что ты делаешь?! Пожалуйста, смотри на  дорогу!

ДИН (с улыбкой): Но я хочу смотреть на тебя, Патти! И не только смотреть...

Звучит песня "Когда ты со мной".

ПАТТИ (радостно): Твоя песня по радио, Дин!

ДИН (шутливо): Да, я здесь, там и повсюду! И ты от меня никуда не скроешься!

(Поёт вместе со звучащей песней:)

Когда ты со мной, мир у моих ног!
Я могу сказать тебе, моя любовь, нет ничего слаще,
Чем ты - рядом со мной, и мир у моих ног.
Мы пройдем жизнь вместе...

Так, вот что мы сделаем! (Резко тормозит.) Выходи, скорее! Я хочу потанцевать с тобой, пойдём!

ПАТТИ (смеясь): Дин, ты сумасшедший! Танцевать здесь... на дороге?!

ДИН: Да, я схожу с ума - по тебе, Патти! (Кружит её вокруг себя.)

Они оба смеются счастливым смехом.

ПАТТИ: (внезапно взволнованно).Что это, Дин? Чёрный дым!
ДИН: Похоже на пожар... Залезай, давай посмотрим, может, нужна помощь!

(Рёв мотора, затем автомобиль останавливается.)

ДИН: В доме никого не осталось?

СТАРИК (кричит из горящего дома): Помогите! Помогите!!!

ДИН: Патти, оставайся здесь! Я вытащу его!

ПАТТИ (взволнованно): Я пойду с тобой, Дин!

ДИН (твёрдо): Жди меня здесь! (Вбегает в горящий дом)

ПАТТИ: Это ужасно! Осторожнее, Дин! (беспомощно:) Где он? Почему он не появляется?.. О, Боже... Это так высоко... (после паузы, крича отчаянно) Дин! Где ты?..

ДИН (издалека): Мы идём, Патти...

ПАТТИ (взволнованно): Быстрее, Дин!

ДИН (приближаясь, задыхаясь и кашляя): Всё в порядке...

(Ликующие голоса приветствуют их)

ПАТТИ (радостно): Дин! (Обнимает его.) С тобой всё нормально?

ДИН (кашляя, но счастливо улыбаясь): Конечно! Почему ты плачешь?..

ПАТТИ: Я... я просто испугалась. Я вспомнила тот ужасный кошмар...

ДИН: Забудь его! Ты же знаешь, что я всегда буду ждать тебя под яблоней!

ПАТТИ: Я люблю тебя...


СЦЕНА 5

Буэнос-Айрес. Один из кабинетов аргентинской тайной полиции. ДИНА допрашивают.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Вы знаете, почему вы здесь?

ДИН: Понятия не имею.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Так вы думаете, что советская пропаганда допустима в нашей стране!

ДИН: Что вы имеете в виду? Я не имею к этому никакого отношения.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Разве вы не показали интервью с советским космонавтом в вашей телевизионной программе в субботу?

ДИН: Да, показал! Но там не было ни слова о политике! Мы говорили о космосе и о музыке...

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Москва заплатила вам за это шоу?

ДИН: Конечно, нет!

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Вы должны сказать нам правду! Сколько они заплатили вам?

ДИН: Нисколько.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Вы - агент Кремля?

ДИН: Если бы я им был, я бы, наверно, не брал интервью у советских людей для своего шоу!

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Никаких рассуждений здесь! Я вижу, что ваш первый арест ничему вас не научил!

ДИН: Мне кажется странным, что вы действуете, как будто...

ПОЛИЦЕЙСКИЙ (резко прерывает его): Я сказал - никаких рассуждений здесь! Отвечайте на мои вопросы! Сколько они заплатили вам?

ДИН (бормочет с раздражением): Как заезженная пластинка, в самом деле...

ПОЛИЦЕЙСКИЙ (с негодованием): Что вы сказали?! Я вижу, вы получаете удовольствие от нашей беседы! Хорошо, продолжим. У нас много времени!


СЦЕНА 6

Дом Дина. Ночь. Дин и Патти спят.
Внезапные выстрелы и звуки разбитого оконного стекла.

ПАТТИ (испуганно): Что это, Дин?

ДИН (стаскивая её с кровати): Сюда, Патти, ляг на пол! Я вызову полицию. Алло! Какие-то ублюдки атакуют мой дом, они стреляют... (Некоторые его слова нельзя услышать из-за выстрелов). Приезжайте немедленно...  Улица Мартинес... Не задавайте мне бессмысленные вопросы, просто приезжайте!

ПАТТИ: Они едут?

ДИН: Трудно сказать. Они вели себя так, будто я звонил пригласить их на чашку чая!

ПАТТИ (нервно хихикая): Но почему?

ДИН: Хороший вопрос! Я тоже хотел бы это знать!

ПАТТИ: Жаль, что у нас нет оружия, Дин!

ДИН: Не бойся, если они ворвутся, я найду, чем их встретить!

(Рёв отъезжающих автомобилей. Стрельба прекратилась).

ПАТТИ: Я не могу поверить, что это закончилось!

ДИН: Грязные ублюдки! Я боюсь, что это не закончилось! Они не оставят нас в покое. Сначала они убили нашу собаку... потом пытались устроить пожар во дворе. Теперь они начинают стрелять в нас!

ПАТТИ: Но где полиция? Когда они приедут?

ДИН: Наверно, когда ад замёрзнет! Патти, ты не хочешь вернуться в Лос-Анджелес на некоторое время?

ПАТТИ: Я никуда не поеду без тебя.

ДИН: Я люблю Аргентину. Но тебя я люблю больше... и если ты не можешь быть в безопасности здесь... Я думаю, мы поедем в Европу. Как насчет Испании?

ПАТТИ: Хорошо, Дин, но давай подождём, пока родится наш малыш.

ДИН: Конечно, мой котёнок. И вот что я ещё сделаю! Я напишу письмо в газету, что я не коммунист! Пусть эти ублюдки немного отдохнут от своих пакостей!

ПАТТИ (с благодарностью): О, Дин, это было бы здорово!


СЦЕНА 7

Испания. Офис киностудии. У Дина берут интервью.

РЕПОРТЁР: Итак, Дин, вы приехали в Европу, чтобы завоевать её!

ДИН: Нет, я не претендую на завоевание чего-либо. Я просто хочу узнать побольше о Европе, её странах, её жизни и религиях..

РЕПОРТЁР: Вам это интересно?

ДИН: Очень; я люблю правду, и я ищу её. Я намереваюсь найти её через общение с людьми.

РЕПОРТЁР: Вы думаете, что найдёте её?

ДИН: Да, потому что я накапливаю жизненный опыт. Позднее я смогу проанализировать его. Мне нравится писать, и мне нравится быть искренним, я ненавижу лицемерие. Мне нужен этот опыт, чтобы высказать мою правду.

РЕПОРТЁР: Какую литературу вы предпочитаете?

ДИН: Мой любимый писатель - Ромен Ролан. Я также часто читаю "Нагорную проповедь" из Библии.

РЕПОРТЁР: А что вы читаете сейчас?

ДИН: Ну, я даже сказать боюсь... Видите ли, я только что вернулся из России, а я очень любопытный. Я сейчас читаю о марксизме-ленинизме. (Понизив голос, со смехом:) Это очень скучно...

РЕПОРТЁР: Замечательно! А что вы можете сказать о "железном занавесе"?

ДИН: Я даже не заметил его. У меня было впечатление, что я был в демократической стране. У меня была абсолютная свобода, я мог делать бесчисленные снимки, я говорил с людьми на улицах и делал всё, что хотел.

РЕПОРТЁР: Газеты пишут, что вы имели потрясающий успех в России... Это правда, что вам аплодировали в течение 25 минут после вашего первого концерта в Москве?

ДИН: Ну, я не знаю точно, но когда концерт закончился, зрители просто отказались уходить. И приблизительно 20 или 25 минут спустя администраторы попросили меня вернуться на сцену.


СЦЕНА 8

Рим. Парк. ДИН и ПАТТИ идут по аллее, держась за руки.

Поют птицы.

ДИН: Жизнь - странная вещь... Чем больше люди любят друг друга, тем сильнее они могут задевать самолюбие друг друга.

ПАТТИ (с сарказмом): Да, особенно когда один из них постоянно занят съёмками фильмов и путешествиями на  всевозможные конгрессы, в то время как другой просто сидит дома!

ДИН: Я думаю, что это была бы ужасная ошибка, о которой мы сожалели бы всю свою жизнь, если бы мы решили разойтись и оба вступили в повторный брак... Я уверен, в течение первых месяцев и даже лет, мы, может, были бы более счастливы, чем прежде, поскольку мы испытывали бы волнение, связанное с чем-то новым... Но что если бы после трёх лет брака мы почувствовали то же самое разочарование снова? И подумали бы - чёрт, этого просто не существует - так почему же я расстался с Патти?..

ПАТТИ: Дин, но мне правда осточертели твои сумасшедшие поклонницы, которые бегают за тобой с утра до ночи! И я не могу поверить в то, что ты всегда монументально холоден к их зовущим взглядам!

ДИН: Патти... Ты знаешь, что я всегда искренен со всеми, и с тобой тоже. Я так много раз хотел заняться любовью, когда видел твои глаза и тело, и хотел чувствовать его, но ты стала такой сдержанной со мной... Ты помнишь, как мы любили друг друга в домике на дереве? Моё тело до боли жаждет такой любви. Я не мог получить её от тебя в течение первых двух лет, и всё-таки остался верным тебе и мыслями, и телом. Но в последнее время мой ум блуждает, и я не могу контролировать его, поскольку ощущаю такой голод...

ПАТТИ: Вот, значит, как... Ты не можешь себя контролировать - я так и думала!

ДИН: Ты не поняла. Я верен тебе, Патти! Я теперь люблю тебя больше, чем  в то время, когда мы поженились. Тогда это было чисто физическим... Ты мне стала очень близкой за эти три года боли, слёз и лишь иногда - смеха... нет ни одной женщины, которой я восхищался бы больше, чем моей мамой и тобой. Мы знаем, что идеальные браки существуют только в сказках. Несмотря на это я хочу заботиться о тебе, мой любимый котёнок, и стараться делать тебя счастливой до конца своей жизни.

ПАТТИ: Я тоже люблю тебя, мой Дино... Нет, нет, не надо целовать меня здесь, в парке много народу!


СЦЕНА 9

Рим. Больница. ДИН навещает ПАТТИ.
Звуки шагов у двери.

ДИН (взволнованно): Привет, Патти. Как ты?

ПАТТИ (слабым голосом): Дин... Столько роз! Спасибо. Они чудесны.

ДИН: Патти, я - действительно самый счастливый человек в мире... и я так горжусь тобой и нашей малышкой!

ПАТТИ: Ты же хотел сына...

ДИН (смеётся счастливо): Сын может быть позже! Как же мы назовём нашу девочку? Ты бы хотела назвать её Рамоной?..

ПАТТИ: Да, это хорошее имя... но я думаю, что у неё их будет несколько! И пусть одно из них будет - Химене!

ДИН: О, тот фильм об Эль Сиде, который  мы смотрели вместе! Для меня это был незабываемый день, потому что в тот день ты согласилась стать моей женой.

ПАТТИ: И ты был точно таким же, как тот благородный рыцарь, который заплатил такую высокую цену за свою доброту и любовь к людям!

ДИН (с усмешкой): Да, в сверкающих доспехах на белом коне! Затем жизнь показала, что доспехи потускнели, а белый конь на самом деле серый...

ПАТТИ: Нет, ты по-прежнему мой доблестный рыцарь... и ты ничего не можешь поделать с этим!

ДИН (нежно целует её): Я люблю тебя, Патти. И я думаю, Химене будет хорошим именем для нашей дочки, так же как и  Рамона.


СЦЕНА 10.
Рим. Кухня квартиры семьи Рид. ДИН и ПАТТИ обедают.
Звяканье посуды.

ПАТТИ: А теперь - твои любимые спагетти!

ДИН: Спасибо... Mмм, вкусно!

ПАТТИ (игриво): Если ты будешь хорошим мальчиком, то я сделаю тебе пиццу в субботу!

ДИН (после паузы, серьёзно): Патти, я должен что-то сказать тебе.

ПАТТИ (обеспокоенно): О, нет! Опять! Ты только что вернулся из Швеции... с этой конференции по Вьетнаму! Куда теперь?! Я надеюсь, что это не Южная Америка, по крайней мере!

ДИН: Это - Чили, Патти... Сальвадор Альенде, кандидат "Народного единства", баллотируется на пост президента. Он - социалист, и он собирается сделать что-то для народа, если победит. Я думаю, что могу помочь...

ПАТТИ: О, Боже... опять та же самая история!

ДИН: Патти... Как ты не можешь понять? Это будет событие самого большого значения, если он победит! Ты же знаешь, как я люблю эту страну...

ПАТТИ (с сарказмом): Мне хотелось бы знать, какую страну ты не любишь! И к сожалению, ни одна из них не может обойтись без тебя!!!

ДИН (серьёзно): Они, конечно, могут, но, понимаешь....  Я нахлебался досыта, поступая всегда по совести, но я действительно хочу помочь... сделать так, чтобы люди жили, испытывая чуть меньше боли, голода и несправедливости!

ПАТТИ: Сколько времени ты собираешься там пробыть?

ДИН: Я не знаю. Может быть, два или три месяца.

ПАТТИ (вне себя): Что?! Два или три месяца?.. Ты шутишь?! (Она разбивает тарелку об пол). Ну вот что! С меня хватит! Ты можешь отправляться, куда хочешь! И развлекаться как угодно!!!

ДИН (поднимаясь, мрачно): Спасибо за прекрасный обед!


СЦЕНА 11.

Чили. Сантьяго. Ночная улица. ДИН и его чилийские друзья собираются писать лозунги на стенах зданий.
Звук приближающегося грузовика.

ЛУИС (соскакивая на тротуар): Погнали, ребята, работаем быстро! Дин, ты постоишь на страже, хорошо? Если кто-то появится здесь, сразу свисти!

ДИН: Хорошо, Луис. (Он ходит туда-сюда смотря по сторонам, затем останавливается и читает лозунги на стене дома). "Если Алессандри победит, у бедных детей будут ботинки!" - "Если победит Альенде, бедных детей не будет!" Ха, наш лозунг, конечно, круче!

(Несколько мужчин появляются из темноты. Один из них бьёт Дина по голове бейсбольной битой. Тот падает на тротуар. Его товарищи возвращаются и начинают драться со сторонниками Алессандри, которые быстро убегают).
 Звуки борьбы и бегущих ног.

ЛУИС (с беспокойством): Дин, как ты?

ДИН (слабым голосом): Извините, не успел свистнуть... Это было так неожиданно. Спасибо за помощь!

ЛУИС: Тебе повезло, приятель! Если бы мы рисовали лозунг минутой дольше, они, возможно, тебя бы прикончили!

ДИН: Я знаю. В следующий раз буду осторожнее!

ЛУИС (смеётся): Ты крутой парень, Дин! Только посмотрите на него, ребята! Едва на ногах держится, но уже говорит про "следующий раз"!


СЦЕНА 12.

Чили. Сантьяго. Студия звукозаписи. ДИН поёт.

Звучит песня "Вы". Когда она заканчивается, звучат аплодисменты и восторженные крики персонала.

РЕПОРТЁР: Здравствуйте, Дин. Надеюсь, я не опоздал. Вы готовы сказать несколько слов для наших читателей?

ДИН: Здравствуйте. Да, с большим удовольствием.

РЕПОРТЁР: Хорошо... Что заставило Дина Рида, которого мы знали девять лет назад, так сильно измениться?

ДИН: Да нет такой уж большой разницы! Когда я приехал в Чили впервые, у меня уже были эти идеи. В те годы я участвовал в пацифистском движении... То, что происходит теперь, -  у меня более твёрдые убеждения, и я работаю больше.

РЕПОРТЁР: Что заставило Вас участвовать в политике?

ДИН: Прежде всего это потому, что я понял, что имею некоторую власть из-за своего положения "идола"... У каждого человека есть оружие: винтовка, кино, гитара, ручка, и т.д. Моё оружие - искусство, и через него я пытаюсь донести до людей идеи мира и понимания.

 РЕПОРТЁР: Вы принадлежите к какой-либо политической партии?

 ДИН: Я не принадлежу ни к какой политической партии или организации, хотя я могу помогать им. Мне нравится быть независимым, а принадлежность к какой-либо партии ограничивает меня. В каждой стране прогрессивные силы различны, мне нужны свобода и широта взглядов, чтобы быть с ними.

РЕПОРТЁР: Некоторые говорят, что Альенде победил благодаря тому, что вы выстирали флаг Соединённых Штатов у здания их консульства непосредственно перед днём выборов.

ДИН: Да, Альенде выиграл с разницей меньше чем 1% голосов... но он победил благодаря правильному политическому курсу и желанию помочь своему народу.

РЕПОРТЁР: Вы провели долгое время в нашей стране...

ДИН: Да, я путешествовал всюду по Чили, снимая километры фильмов, чтобы показать в Европе. Я говорил со многими людьми и повсюду видел большой энтузиазм. Никакая страна в мире не свободна так, как Чили. Здесь можно свободно распускать лживые слухи об Альенде. Можно свободно думать: здесь каждый человек думает, обсуждает проблемы на высоком политическом уровне. Они все работают с энтузиазмом, думая, что они создают своего рода уникальный чилийский социализм, который обратится к главным потребностям людей; это революция в рамках закона, без насилия. Теперь вы понимаете, почему я так надолго остался в Чили?

СЦЕНА 13.

Дом Дина в Риме.

ДИН: Патти, мне действительно жаль, что я не был с тобой и Рамоной так долго, но я надеюсь, что это было не зря! Мы ездили из города в город вместе с Альенде. Он говорил, а я пел. И Виктор Хара тоже...

ПАТТИ: Виктор Хара? Тот исполнитель народных песен с великолепным голосом, о котором ты мне писал?

ДИН: Да. Он такой классный парень! Очень дружелюбный и заботливый...

ПАТТИ: Его жена - балерина из Великобритании?

ДИН: Теперь она преподает хореографию. И у них две очаровательных дочки. Если мы когда-нибудь поедем в Чили все вместе, я уверен,  Рамона с ними подружится!
 
ПАТТИ: Ты только что вернулся домой, Дин! Почему ты снова говоришь о поездке в Чили?!

ДИН: Конечно, я рад вернуться к тебе и Рамоне, но я никогда не забуду Чили! Я там встретил много замечательных людей, шахтеров Эль Теньенте, рабочих Сантьяго, Арики и Вальпараисо, фермеров Консепсьона и многих, многих других... Я видел их реальную жизнь, и я действительно не могу понять - почему?.. Почему большинство людей должно жить в голоде и лишениях, в то время как меньшинство живет с огромным богатством и привилегиями?

ПАТТИ: Конечно, это неправильно... но я боюсь, что не может быть идеального общественного устройства...

ДИН: Идеального? Пусть оно не будет идеальным, но должно быть больше справедливости и меньше боли. Я думаю, что все люди - одна большая семья, почему они не могут жить, заботясь друг о друге?

ПАТТИ (обнимая его): Мой Дино... Ты неисправимый романтик!

ДИН: Может, и так, но я действительно не могу не думать о других людях... Кстати, Патти, я должен сказать тебе...

ПАТТИ (прерывая его): Дин, пожалуйста... Я надеюсь, ты не собираешься сказать мне, что снова куда-то уезжаешь!

ДИН: На сей раз это будет недолго, Патти... всего несколько дней... Все диктаторы боятся гласности. Мои аргентинские друзья попросили, чтобы я сказал несколько слов о ситуации в стране на пресс-конференции...

ПАТТИ: Но ты не можешь поехать в Аргентину! Тебе запрещён въезд туда!
 
ДИН: Я решу эту проблему.


 СЦЕНА 14.

Аэропорт в Риме.

 Звучат объявления, шаги и голоса людей.

ПАТТИ: (радостно) Дин! Я здесь! (Её весёлый голос внезапно меняется, в нём появляется страх) Боже мой... что они с тобой сделали?..

ДИН: (счастливо) Патти! Наконец-то! Как я скучал по тебе... тебе и Рамоне... с ней всё в порядке?

ПАТТИ: Да, она... (все ещё потрясена) Дин, ты так ужасно выглядишь! Как будто тебя год не кормили...

ДИН: Со мной всё нормально, Патти. (С усмешкой): Ну, или будет через несколько дней!

ПАТТИ: (с любовью) Мой Дино... (обнимает его и тихо плачет)

ДИН: Ладно, ладно, пожалуйста, перестань плакать... Три недели в тюрьме - не прогулка в парке, но это и не трагедия. Ты же видишь - я жив...

ПАТТИ: (улыбается сквозь слёзы) Да, но это - единственное, чему мы сейчас можем радоваться!


СЦЕНА 15.

Ванная. Дин лежит в ванне, Патти приносит чистую одежду для него.

Плеск воды.

ДИН (с наслаждением): Не могу поверить, что нахожусь дома... в теплой ванне...

ПАТТИ: (игриво) Хочешь, чтобы я помогла тебе, мой бесстрашный рыцарь?..

ДИН: (напряжённо) Хм... спасибо, но...

ПАТТИ (начинает тереть его мочалкой и внезапно останавливается в ужасе): О! Что это? Дин! Они тебя... пытали?!

ДИН (после паузы, твёрдо): Давай не будем говорить об этом, Пэтти. Чем раньше мы это забудем, тем лучше.

ПАТТИ(почти кричит в отчаяние): Забудем?.. Ты хочешь, чтобы я это забыла?! Тебя арестовывали несколько раз, Дин, но я никогда не видела тебя таким бледным и измождённым! И эти ужасные раны на твоём теле - нет, это для меня слишком!..

ДИН: Патти... Ты всегда была на моей стороне. Я надеялся, что ты понимаешь меня...

ПАТТИ: Нет, я не могу понять, почему ты должен платить такую цену за эти... глупые, да, глупые политические игры, которые ничего не могут изменить!

ДИН: Они могут, Патти! И это не игры... Может быть для кого-то, но не для меня. Друзья попросили меня помочь. Я не мог отказаться.

ПАТТИ (с сарказмом): Конечно, ты не мог! И провёл после этого почти месяц в тюрьме! А я сходила здесь с ума, вися на телефоне и умоляя всех влиятельных знакомых вытащить тебя оттуда!.. Теперь ты дома, но ты можешь гарантировать, что завтра твои друзья в Чили или Вьетнаме... или дьявол знает, где... не попросят, чтобы ты помог снова?!

ДИН (серьёзно): Патти, я - популярный актер и певец, и я должен использовать свою известность, чтобы помочь людям бороться против несправедливости везде, где могу...

ПАТТИ (с иронией): Да, да, мой бесстрашный герой, ты думаешь о том, как спасти мир, даже лёжа в ванне!..
(Они смеются, но не так счастливо, как это было раньше).


СЦЕНА 16.

Дом Патти в Риме. Она читает письмо Дина.
Звучит песня "Поиск".

ПАТТИ (тихо): Я уверена, что наш развод был правильным решением. Мы слишком разные... Но я не могу понять, почему я без конца слушаю его песни, и время от времени меня тянет почитать его письма... даже последнее, такое короткое...

ГОЛОС ДИНА (как будто издалека): "Итак, мы начинаем новую главу в жизни. Надеюсь, ты знаешь, что, если тебе что-нибудь потребуется, и это будет в моих силах - я, конечно, всё для тебя сделаю. Поцелуй за меня Рамону. Береги себя. С любовью, Дин".

СЦЕНА 17.

Дом Патти в Лос-Анджелесе. Она слушает музыку.
Звучит песня "El Cantor". Телефонный звонок.

ПАТТИ: Алло!

Дин: Привет, Патти. Это я. Как вы?

ПАТТИ: У нас всё нормально, Дино. Как у тебя?

ДИН: После сентября 1973-го у меня никогда не будет всё нормально.Многие мои друзья были убиты в Чили в первые дни диктатуры Пиночета. Это - самая большая трагедия моей жизни. Это произошло много лет назад, но я все ещё не могу спать... снятся кошмары, в которых я ощущаю, что должен был тогда быть с ними - с Сальвадором, Виктором Харой и многими, многими другими...

 ПАТТИ: Дин, ты много сделал для чилийцев. Твой фильм о Викторе Хара действительно потрясающий! А концерты солидарности собирают много денег для борьбы чилийского  народа...

ДИН: Этого слишком мало. А Рамона  дома?
 
ПАТТИ: Нет, она пошла в кино с друзьями.

ДИН: Я просто хотел сказать, что я рад, что она существует в этом мире. Мне жаль, что я иногда не мог сделать её жизнь легче...

ПАТТИ (взволнованно): Дин, почему ты говоришь так, будто не уверен, что увидишься с ней снова?!

ДИН: Извини, Патти. Не говори ничего Рамоне, я напишу ей... Просто передай, что я люблю её.

СЦЕНА 18.

Дом Патти в Лос-Анджелесе. Она говорит с Биллом.

ПАТТИ: Я так благодарна  вам, Билл. Было здорово посмотреть ваш фильм о Дине. Я была взволнована многими эпизодами, особенно тем концертом  в Ранкагуа...

БИЛЛ: Я сам был взволнован. Не фильмом, а храбростью Дина. Мы знали, что незадолго до нашего прибытия в Чили много людей было убито и арестовано во время демонстрации против Пиночета в Сантьяго. И Дин собирался спеть "Венсеремос" на том концерте. Я не был уверен, что он осмелится... Но он сделал это! Здание, где он пел, было окружено полицией. Он в самом деле рисковал жизнью...

ПАТТИ: Он делал это не раз. Например, в Аргентине, Ливане, Никарагуа...

БИЛЛ: Дин совершенно особенный. Мне повезло встретить его в жизни.

ПАТТИ: Я думаю, ему тоже повезло быть вашим другом. Он рассказал мне о дереве из Колорадо, которое вы привезли для него в Берлин, и он действительно был глубоко тронут этим. Я тоже. Вы замечательный друг, Билл!

БИЛЛ: Спасибо, Патти. Я рад, что теперь у Дина есть маленький кусочек его родины там в Берлине.

СЦЕНА 19.

Дом Патти в Лос-Анжелесе. ПАТТИ слушает музыку.

Звучит песня "Ещё раз". Внезапно звонит телефон.

ПАТТИ (оживлённо): Рамона, это, должно быть, твой отец! Он собирался прилететь в Лос-Анджелес, чтобы поздравить тебя с окончанием школы, так что он, наверно, хочет сказать нам, когда его рейс! Здравствуйте! Да, это я... (Её голос внезапно изменяется.) Нет, этого не может быть! Это, должно быть, какая-то ошибка!.. Утонул? В озере? Но он плавает как рыба... он был чемпионом по плаванию!

РАМОНА: Что произошло, мама?

ПАТТИ (безжизненным голосом): Дин погиб несколько дней назад. Сегодня они нашли тело в озере около его дома в Берлине.

РАМОНА (со слезами): Мама! Нет!..

ПАТТИ: Не плачь, моя дорогая... (И она не может сдержать рыданий сама) Почему я видела его под водой в том кошмаре? Почему?.. И там были люди, говорящие на языке, который я не понимала! (В отчаянии:) Я видела этот ужасный сон много лет назад...  как я могла знать?!


СЦЕНА 20.

Радиостанция.

ПЕГГИ: Здравствуйте, Билл! Рада видеть вас!

БИЛЛ (вполне официально, холодным голосом): Здравствуйте.

ПЕГГИ: (удивлённо): В чём дело, Билл? Встали не с той ноги?..

БИЛЛ (по-прежнему холодно): Нет, Пегги. Дело в том, что я прочитал вашу новую книгу несколько дней назад.

ПЕГГИ: О, правда? И как она вам?

БИЛЛ: Есть только одна вещь, которую я не могу понять.

ПЕГГИ: Что же это?

БИЛЛ: Зачем вы её написали.

ПЕГГИ: Но это действительно очень интересная история! Впервые я увидела Дина по телевизору, это было в апреле. Он был чрезвычайно красив! Великолепные густые светлые волосы, невероятно пленительная улыбка, и...

БИЛЛ (прерывая её): Не трудитесь описывать его мне! Он был моим другом, и мы провели много времени вместе. Я хотел бы знать, с какой целью вы решили написать эту ужасную книгу о нём!

ПЕГГИ: Ужасную?.. Но почему?

БИЛЛ: Нет никакого смысла притворяться наивной, Пегги! Вы знаете, почему. И знаете это отлично!

ПЕГГИ: Ну... Конечно, я не наивна, Билл! И если вы имеете в виду мои описания его многочисленных любовных похождений или его фотографий с голой...

БИЛЛ (снова её прерывает): Пегги, прекратите!

ПЕГГИ: Что касается того концерта в Москве, я абсолютно уверена, что собравшиеся бросились к нему не потому, что они  действительно любили его, а просто потому что так полагалось!

БИЛЛ (после паузы, серьёзно). Я  вижу, вы опытный Потрошитель, Пегги.

ПЕГГИ: Потрошитель? Почему?..

БИЛЛ (с горечью): Разве это непонятно? Джек Потрошитель потрошил своих жертв, а вы  выворачиваете наизнанку факты. Процесс весьма схожий! Как и результат...

ПЕГГИ (ошеломлённо): Билл, о чём вы говорите?

БИЛЛ: Хватит. Давайте прекратим этот бесполезный разговор!

ПЕГГИ: Хорошо, Билл, увидимся позже!

БИЛЛ (твёрдо): "Позже" не будет. (Уходит)

ПЕГГИ (с раздражением): Интересно, кто его укусил!



СЦЕНА 21.

Кладбище. ПАТТИ стоит  у могилы Дина.
Воет ветер.

ПАТТИ (тихо): Это я, Дин. На твоей могиле свежие цветы, они такие же красивые,  как мои... Ты любил цветы, деревья, животных... и конечно, людей. Знаешь, когда я прочитала то письмо, я ему совершенно не поверила... Да, почерк был похож на твой, но я знаю, что ты слишком любил жизнь, чтобы оставить этот мир вот так. Ты теперь далеко от меня, мой бесстрашный рыцарь... но я уверена, что тебе хорошо там... (голос её срывается.) Увидимся под яблоней, мой Дино... Начинается дождь, но мне кажется,я вижу твои глаза, и, знаешь, это греет, как солнце.И слышу твой тёплый голос...


Тихо, потом всё громче звучит песня "Наша любовь будет всегда":

Наша любовь так же высока, как горы,
Наша любовь так же глубока, как море,
Наша любовь тёплая, как летний день,
Наша любовь будет всегда.
Я попрощался с нашей долиной
из-за своей мечты увидеть мир.
Когда ты заплакала, я взял тебя за руку -
пожалуйста, не забывай меня.
Я вернусь, я вернусь,
и никогда больше не буду тосковать.
Радуга долины будет сиять,
И моя долина будет моей.
И твои губы, они коснутся моих,
когда я вернусь, когда я вернусь
к моей любви.