Храм в Ессентуках

Ларина Айрапетян
В первый раз, когда я зашла в церковь в Ессентуках, я почувствовала… Я почувствовала, что зашла в церковь. Не смейтесь, ведь это дорогого стоит именно почувствовать, что ты находишься в месте особого присутствия Бога, а не понять этот факт мозгом. Раньше, при входе в подобное здание, разум сразу проводил границу: там был мир, здесь – церковь. Удивительно, но именно в Ессентуках такого не произошло. «Словно домой зашел» - эта мысль до сих пор вызывает в душе тихий восторженный трепет.
Это был храм во имя святителя Николая Чудотворца. Признаться, это был не спланированный визит, как и, впрочем, многие последующие мои посещения церквей и храмов. Мы с семьей просто гуляли по городу и завернули на незнакомую улицу. Вокруг стояли многоэтажки и их низкорослые соплеменники, были припаркованы автомобили и детские велосипеды, а чуть поодаль стояло ярко-синее здание, издалека притягивающее взгляд. Первой мыслью от такого насыщенного цвета, лично у меня, было: «Как из тех старых русских сказок». Вы помните, цвета створок, из которых выглядывала старушка-рассказчица из «В гостях у сказки», были, кажется, такого же оттенка. У всех возникло желание войти внутрь. Причем очень стойкое, которое перебороло наш страх по поводу отсутствия у меня и моей мамы платков и длинных юбок (кажется, мы в тот день предпочли брюки). Вход в храм представлял из себя три бело-синих арки, а сразу за ним был дворик. Вот так, простой дворик без претензий. Как завороженные мы смотрели на этот храм, впитывая его синеву, однако, сомнения насчет нашего вида так и остались, поэтому, когда во дворике появилась женщина (очевидно, служащая храма) мы поинтересовались у нее, можно ли войти в храм в обычной одежде. Как бы вам описать лицо той женщины… Видно, ей впервые задали такой вопрос. В ответ на этот взгляд мы начали оправдываться, что не планировали поход в храм, что сами приезжие, и даже не знали о его существовании. Не помню, что она ответила, в памяти остался лишь смысл: конечно, вы ведь пришли к Богу. Наверное, с этого момента мне полюбились церкви Ессентуков.
Прямо над входом в храм висит изображение Николая Чудотворца, который как бы по-отечески смотрит на прихожан. Внутреннее содержание храма нельзя назвать очень простым: там множество искусно написанных икон, росписи на стенах и, конечно, иконостас. Это обилие желтого, золотого и коричневого на фоне тех же ярко-синих стен, наверно, создавало бы не такой эффект, если бы не было перевито белым кружевом разнообразных салфеток и полотенец. Было в этом что-то схожее с теми маленькими комнатками бабушек, куда они собирают дорогие сердцу вещи и бережно укрывают их домоткаными кружевными салфеточками, не столько для какой-то практической цели, сколько для красоты, уюта и осознания, что среди множества прекрасных вещей они все равно находятся не в музее, а дома.
Не трепет, не тяжесть где-то под ребрами, которая часто появлялась при входе в церковь, а странное любопытство посетило меня тогда: захотелось рассмотреть каждую деталь каждой иконы. Каюсь, сначала у меня был только художественный интерес, но по мере рассматривания изображений святых, в душе разливалось тепло и необыкновенное спокойствие. Мысли замедляли свой ход, и уже текли в сторону известных фактов об изображенных. Все это действие сопровождалось негромким чтением священника. В храме проходило венчание: мужчина и женщина стояли, чуть склонив головы. И опять, на них не было пышных праздничных одежд: мужчина был одет в простой костюм, а женщина – в черную юбку ниже колен и кофту с длинным рукавом. Единственным ярким пятном на ней был ослепительно белый платок, укрывший голову. Я бы так долго, кажется, могла стоять, изучая уже не столько иконы, сколько что-то внутри себя под мерный голос, чуть усиленный эхом, но кто-то из членов семьи позвал меня. Уже направляясь к выходу, я почему-то подняла голову наверх, а за мной и остальные родственники это сделали. Там был изображен Иисус Христос, не взирающий, а со спокойствием и радостью смотрящий на нас.
Удивительно, но умиротворение и тихое счастье, которое я испытала только подняв голову, наполняло душу и в других церквях и храмах Ессентуков. Еще много улыбок вызывали спланированные и спонтанные визиты в такие места. Конечно, можно это списать на веру или что-то еще. Но почему именно здесь, в Ессентуках, а не на своей малой родине, где прошла все мое детство и юность, церковь у меня неосознанно связалась с домом, наверное, так не смогу ответить или как-то объяснить. Безусловно, у Вас есть право не слушать моих советов, поэтому прошу, если Вы будете в Ессентуках, зайдите в храм во имя святителя Николая Чудотворца.