12 июля 1942. Красная Левада. Память земли

Виктор Лицуков
История  сёл Красненского района Белгородской области.


Перебирая личный архив , обнаружил лист с записями воспоминаний бывшей жительницы хутора Красной Левады Ушаковой Анастасии Дмитриевны . Строчки воспоминаний писались с телефонного разговора совершённого в 2012 году в  Крым .  Большая часть воспоминаний легла в основу статьи , опубликованной в газете «Заря» в январе того же года.  Один эпизод о событиях предшествующих кровавым событиям 14 июля 1942 года мной был пропущен, скорее всего из-за отсутствия подтверждающих фактов .

Тогда в телефонном разговоре Анастасия Дмитриевна поведала мне, что за два дня до трагедии , разыгравшейся в хуторе , на улицы Левады буквально влетел немецкий бронетранспортёр. Поднимая клубы пыли и распугивая население он свернул на улочку , расположенную на берегу  пруда . Фашисты заметили двух бойцов Красной армии пытавшихся по оврагу пробиться к своим , на восток .  Красноармейцы побежали вверх, по склону оврага через старое Левадовское кладбище , и уже было достигли  пшеничного поля , но пулемётные очереди достигли их .  Вечером её отец Дмитрий Фёдорович Шатов  запряг лошадь  и привёз их тела в хутор , где и захоронили их у начала яра . Через два дня Дмитрий Фёдорович был расстрелян фашистами в числе 14 –ти своих односельчан.
Вот я в Красной Леваде , со мной фотоаппарат и почти вне законный металлоискатель. Лопаты нет , значит и нарушения культурного слоя не будет , обезопасил я свои поисковые намерения. Вдоль пруда в то время было две улочки , по обоим его берегам . Первая , что расположена ближе к саду отпала сразу , так=как  из-за огромных дубов произраставших по обоим берегам пруда , яр по которому передвигались красноармейцы был практически не виден . Вторая улочка была расположена так , что после последнего дома открывался отличный обзор оврага  с пшеничным полем у его вершины.

Несколько раз передвинувшись вдоль воображаемой улицы , я выбрал лишь одно место откуда хорошо видна местность передвижения наших бойцов . Определив , где была дорога , я включил металлодетектор . Через несколько минут поиска , после обнаруженных нескольких алюминиевых пробок от бутылок , прибор показал крупный предмет из цветного металла . Поддев носком ботинка грунт, наружу вышла находка , которую я и предполагал .  Сплющенная гильза  от 13-ти миллиметрового немецкого крупнокалиберного пулемёта МГ-131. Именно такими пулемётами оснащались немецкие бронетранспортёры . Дальнейшие поиски в радиусе нескольких метров ничего не дали . Смирившись , и приняв решение , что это могла быть и случайная находка, я уже засобирался восвояси . Влево от предполагаемой дороги , буквально в трёх метрах от моей первой находки,  крутой склон оврага , поросший вековыми дубами и подлеском более позднего времени . Последняя попытка и знакомый сигнал прибора выдаёт около 20-ти предметов на глубине до 20-ти сантиметров , четыре из которых находятся почти наружи и легко извлекаются носком обуви . Это всё те же стреляные гильзы -случайность отпадает . У меня в руках остатки боеприпасов унесшие жизнь наших солдат, и я стою на том месте от куда фашисты огнём мощного оружия оборвали их жизни.

Перед глазами явно встала картина , свершившаяся 12 июля 1942 года , через два дня она повториться ещё в большей , кровавой степени .
 Хранит земля , как и наша память те события 75-ти летней давности . Лишь порой мы забываем некоторые детали . В гранитных плитах Краснолевадовского мемориала не указано , что вместе с хуторянами были расстреляны 10-ть красноармейцев , а это факт документальный , имеется архивное подтверждение. И скорее всего к воспоминаниям старожилов необходимо относиться более серьёзней, ведь почти все они называют цифру погибших в хуторе жителей и красноармейцев 28 . Для меня она уже 26 . Поиск продолжается.
Р/S  После освобождения Красной Левады от фашистов на могиле двух красноармейцев был установлен деревянный обелиск . В 1957 году их прах был перенесен в братскую могилу в село Красное.