Из жизни Б. Пастернака

Нежник
Родился Борис Пастернак – писатель, поэт, переводчик,  лауреат Нобелевской премии в Москве, в еврейской семье; отец -  известный художник, Леонид Пастернак, был дружен с Л.Толстым. Он  иллюстрировал  его книги, в т.ч. и последний роман Толстого «Воскресение». Мать – пианистка. С детства Борис серьёзно занимался музыкой, пытался сочинять – оставил нам несколько своих произведений, но со слов друга семьи,  великого Скрябина, не обладал абсолютным слухом. Это и стало веской причиной для его ухода из мира музыки и поиска себя в других сферах.

 Окунулся с головой в философию, и тут захватила сердечная драма – безответная любовь. На этой душевной волне оставил философию и с 1910 года серьёзно увлёкся поэзией. Начинал Пастернак как футурист. Но, спокойный, взвешенный, не склонный к эпатажу, не чувствовал себя среди них «своим». 
Футуристы-авангардисты стремились создать искусство будущего,  придумывая новые слова, не стесняясь употреблять в текстах ненорматив, проскальзывали нотки нигилизма и откровенного экстремизма. Были попытки сдвинуть с пьедестала почёта Золотой век. Там познакомился и сблизился с Маяковским. Но и музыка, и философия сыграли особенную, яркую роль в его творчестве, — в каждом тексте своё виденье, мудрость даже в ранних стихах, индивидуальность, красота рифм. Удачно использовал ассонанс, диссонанс.


Литературно-художественных групп футуристов было много, объединялись в основном вокруг каких-либо журналов. Движение продлилось с 1910 по 1921 гг. Но ещё до этого Пастернак встал на свой собственный, не зависимый от литобъединений путь в литературе. В 30-х годах его творчество признала власть – он считался лучшим поэтом того времени. А буквально через 6 лет попал в немилость – власть имущие не могли простить ему гражданское мужество -заступничество за семью Ахматовой, за Мандельштама – огульно обвинили в ошибочном мировоззрении и перестали печатать, переиздавать. Настали тяжёлые, нищенские времена. Чтобы содержать свою семью, на даче в Переделкине стал работать над переводами. Переводил много, переводил качественно, скрупулёзно. Его переводы Гёте, Шекспира, Байрона, Тагора и многих других до сих пор считаются классикой. Одни поэты старались придерживаться перевода, близкого к тексту, но Пастернак предпочитал всё же художественную выразительность.

Во время войны в действующей армии не мог находиться по причине хромоты, полученной в результате детской травмы. Был военным корреспондентом и после увиденного, пережитого,  в течение 10 лет писал книгу «Доктор Живаго», как считается во многом автобиографическую. Живёт насыщенной жизнью - принимает  участие в литературных вечерах, общается с друзьями. Английские литераторы выдвигают лирику Пастернака на премию и на родине начинаются гонения: уничтожались произведения, писались разгромные статьи. Вот тут и случился инфаркт.

Спустя некоторое время, за роман «Доктор Живаго» в 1958 году присудили  Нобелевскую премию. В СССР роман не признали, печатать отказывались. Тут началась ещё одна волна жестокой травли, не только властью, но и своими коллегами по перу. Что стояло за этим? Внутриполитический раздрай или противостояние Западу, который столь высоко оценил творчество Пастернака? Элементарная зависть литераторов, желавших выслужиться перед властью? Или несогласие с его оппозиционными взглядами? Везде, где можно, проводили обличительные митинги, исключили из Союза писателей. Многие  поэты предлагали выслать его из страны. Сергей Михалков на присуждение премии тут же не преминул  откликнуться уничижительной басней про «некий злак, который звался Пастернак». И от премии пришлось отказаться. Чем он мог ответить? Стихом, напечатанным в лондонской газете? После этого была реальная угроза  обвинения в измене Родине и наложен полный запрет на контакты с иностранцами.

Я пропал, как зверь в загоне. 
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
1959

С этой верой и ушёл в мир иной – 30 мая 1960 года от тяжелой формы онкологического заболевания в возрасте 70 лет.
Вся его жизнь – драма. Это и разрыв на две семьи, и унижения от коллег по перу, и то, что загнан в угол властью. Чего не могла простить власть? Его противоречивой  позиции  в отношении  Октябрьской революции и последующим за ней изменениям, что явно прослеживалось в его романе? Но ведь любая власть будет отстаивать своё воззрение, свою идеологию, от этого зависит единение, сплочение общества. В этой ситуации, думаю, никогда не будет однозначного мнения: кто виноват и как надо было поступить, какие найти точки соприкосновения? Вопрос о трагизме его ухода так и останется, думаю,  открытым ….
Был ли поэт счастлив?! Конечно, был. Он истово влюблялся в женщин, женщины боготворили его. А разве не счастье, когда садишься творить очередной шедевр?!

Портрет Пастернака выполнен автором.