Об аварии самолета в Шереметьево

Александр Щербаков 5
Все средства массовой информации обсуждают трагедию, которая произошла в Шереметьево. Я не знаток авиации, хотя за свою жизнь налетал немало, но с учетом выслушанных комментарием и соображений экспертов хочу поделиться ими. С частью из высказанных соображений я полностью согласен.

Прежде чем  говорить о так называемом человеческим фактором,  который, скорее всего, и будет фигурировать как основной, поговорим о других вещах.  Как известно, самолетостроение в наше время очень сложная и высокотехнологичная отрасль.  Лишь несколько стран выпускают как военные (чуть больше) и гражданские самолеты больших размеров. В годы существования Советского Союза почти все страны так называемого социалистического лагеря летали на наших самолетах – Ту-104, Ту-114, Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-86, И-96, Ан-24,  Як-40 и Як-42. Я говорю только о пассажирских самолетах, были и специальные грузовые, военно-транспортные самолеты, в том числе Ил-76, Ан-124,  Ан-26.  А вот в капиталистическом мире основная масса пассажиров перевозилась на самолетах фирм Боинг и Аэрбас, производящихся в США и Европе.  И хотя это не нравилось капиталистам, но в условиях двуполярного мира ничего поделать с этим они не могли.

А развалом СССР были предприняты колоссальные меры, чтобы развалить российское гражданское авиастроение. Колонии, в какую превратилась наша страна после утраты суверенитета, достаточно добывать ресурсы для западных стран и довольствоваться подачками с барского стола. Постепенно приходили в упадок наши авиазаводы, выпускали лишь единицы самолетов или старых конструкций, или немного усовершенствованные – Ил-204, Ил-214.  Лишь фирмы, выпускающие военные самолеты, более-менее удерживались на плаву, торгую своей продукцией с Китаем и Индией. И тогдашний президент России Борис Ельцин был согласен с таким положением вещей, хотя в правительстве поднимался вопрос о самолетостроении, но дальше разговоров дело не двигалось.

Но пришедший к власти в результате «тихого» государственного переворота (считаю, что Ельцина вынудили уйти в отставку силовики) Владимир Путин в первые годы своего правления пытался войти в круг равных среди равных, но это ему не удалось.  Считают, что это обидело  его, и он резко изменил свою политику. Россия от политики постоянного «одобрамс» перешла к политике возвращения своего суверенитета.  В этом жестоком мире уважают только сильных, и началась реорганизация  в армии под шум скандалов с министром обороны Сердюковым.

Тогда же начались работы по созданию самолетов международного уровня «Суперджет-100» и МС-21.  Но в те годы мы не могли отказаться от сотрудничества с рядом зарубежных компаний, ибо некоторые отрасли производства у нас были в ужасном состоянии.  Пришлось закупать за рубежом всю современную авионику, электронику,  электрооборудование, даже делать в кооперации с американцами композитные крылья для самолета МС-21. Да и некоторые специалисты из-за рубежа консультировали наших конструкторов этих самолетов, тем более что их создавали военные авиаконструкторы.

Но такая позиция была невыгодна производителям самолетов в США и в Европе, у них появились конкуренты. Вернее, могут появиться. И даже если наши самолеты стали летать только внутри России, Боинг и Аэрбас лишились многих заказов. Уже в конце 90-х годов был предпринят ряд шагов, чтобы не пускать за рубеж еще летающие Ту и Илы, ведь век самолетов долог, вернее, долго эксплуатируются планеры самолетов, у которых меняют лишь двигатели, чтобы продлить ресурс.  Тогда были введены жесткие требования к шуму самолетов, и для наших «старичков» путь в Европу и США был закрыт, очень уж шумят в полете, особенно на взлете.  А это одни из самых выгодных в экономическом плане маршрутов. Стали наши компании закупать или брать в лизинг самолеты известных компаний, и на них летать за границу.

А вот самолеты «Суперджет-100» и МС-21 были современные, к тому же выпускались на наших заводах и имели меньшую стоимость, чем зарубежные аналоги.  И конкуренты подсуетились. Было организована авария с «Суперджет-100» в одной из стран Юго-Восточной Азии, когда самолет врезался в гору при показательном полете. Официальная причина происшествия была очень невразумительная, но эксперты, близко вникшие в детали, говорят следующее.  Во время полета вдруг ни с того, ни с сего отказала электроника, и самолет мог управляться только в ручном режиме. Выключились все системы навигации самолета, оповещения об опасности, и другие системы от дураков, какие есть  в современных самолетах. С этого же начались проблемы и с самолетом, разбившемся в Шереметьево.  Якобы молния попала в самолет и отключила. А электронику поставляют зарубежные фирмы. 

Но вернемся к аварии 2012 года. Начались сбои и в связи с диспетчером, который должен был руководить полетом в условиях плохой видимости и низкой облачности. А тот, по злому умыслу или по ошибке, направил самолет в гору. Когда опытные летчики, испытатели этого самолета, увидели, куда летят, было поздно реагировать, и самолет врезался в гору.  Нашей стране и авиастроению в ней был нанесен огромный имиджевый урон, ряд потенциальных заказчиков купили самолеты наших конкурентов.

А вот в случае с аварией в Шереметьево летчики были не такие уж опытные и обученные.  «Аэрофлот», кому принадлежал самолет, полгода назад отказался от тренировок пилотов управлять самолетом в ручном режиме. И поэтому в условиях выключения электронных систем, помогающих пилоту управлять самолетом, было принято правильное решение вернуться в Шереметьево. Но далее был допущен целый ряд ошибок. Самолет был заправлен для двухчасового полета топливом, т.е. имел больший вес, чем должен иметь при посадке.  Обычно самолет летает над аэропортом и сжигает керосин для тех пор, пока вес не будет достаточным для посадки. Ранее в таких случаях просто сливали керосин из топливных баков.  Сейчас по экологическим требованиям это запрещено.

Как уже известно, пилот, а именно командир воздушного судна принимает все важные решения, стал снижаться, руководствуясь указания диспетчера. И хотя его посадочная скорость была в пределах обычной, но вот вертикальная, т.е. снижение, была высокой, и это привело к тому, что самолет с большим весом и высокой скоростью с силой ударился в бетонку ВПП и несколько раз подпрыгнул. В результате сломалось шасси, и пропороло топливный бак. Керосин стал выливаться наружу, на полосу. Трение самолета о бетон вызвало искрение,  вспыхнул пожар,  вначале снаружи, а потом в задней части самолета.  Пассажиры в этой части салона получили повреждения при жесткой посадке, и не могли сами покинуть горящий салон. К тому же летчики не выключили двигатели, а так же в кабине пилотов было открыта створка окна, что создавало дополнительную тягу, и раздувало пожар в самолете. Таковы предварительные результаты следствия, которые стали известны корреспондентам.

Корреспондент «Познавательного ТВ», сообщивший об этих совпадениях, не делает своих выводов, просто констатирует факт, что эти аварии со схожими сюжетами случились или на 9 мая 2012 года, в день Победы, или накануне этого знаменательного для нашего народа праздника. А доказать, что иностранцы сделали какие-то «мульки» в свою электронику, и та по команде с земли или в расчетное время, отключает оборудование, невозможно. Но думать об этом есть основания, согласитесь.  Как и о том, что нанесен еще удар по отечественному самолетостроению.

А теперь давайте вспомним резонансные происшествия с нашими отечественными самолетами. Первая из них произошла много лет назад, когда погибла хоккейная команда «Локомотив» из Ярославля, одна из сильнейших в стране.  Они летели на очередную игру на чартерном рейсе на самолете Як-42.  Самолет при взлете не смог набрать высоту и разбился. Следствие пришло к выводу, что в этой аварии виноваты пилоты самолета. Оба они уже давно не занимались на тренажерах, а один из них никогда не летал на самолете Як-42, только на Як-40.  А там якобы несколько отличаются действия экипажа при взлете.  Не знаю, я не знаток, это мнение экспертов и следствия.  Результат – погибли отличные хоккеисты, молодые люди, которым еще играть и играть, радовать болельщиков. Виноват человеческий фактор.

Вторая резонансная авария случилась над Черным морем, когда при взлете разбился военный Ту-154, вылетавший из аэропорта в районе Сочи в Сирию с ансамблем имени Александрова и грузом подарков для военнослужащих. Следствие тоже нашло вину экипажа, который в условиях темноты неправильно сориентировался с положением самолета в воздухе и задел воду.  И хотя летчик имел большой стаж службы, но не так часто поднимал самолет в воздух.  Опять человеческий фактор.

Не такой резонанс получила авария с иностранным самолетом А-320 в Забайкалье в 90-е годы. Тогда огромный аэробус просто рухнул на землю. Расшифровка «черных ящиков» в самолете показала, что в момент аварии в кабине находился сын командира воздушного судна, т.е. первого пилота. Именно он дал порулить сыну, отключив некоторые системы электронного управления самолетом.  И огромный самолет свалился в пике.

В нашей стране после развала СССР широко внедрились «рыночные» отношения. Все продается и покупается. Чиновники, следователи, судьи запросто продаются, разве что у каждого своя такса. Так же можно купить диплом врача и работать, не имея ни знаний, ни опыта. Покупают водительские права и носятся по дорогам, нарушая правила дорожного движения. Количество ДТП с участием водителей, купивших права, зашкаливает, как число погибших в них людей.

Тоже самое и в авиации. Уже было немало случаев, выявленных в результате следствия, что пилоты, имея минимальный летный стаж, получают лицензии и летают вторыми пилотами.  И если автомобиль – это средство повышенной опасности, что я знаю на собственном опыте, то чем же является огромный самолет, в котором намного больше пассажиров, чем в любом автобусе, и он может упасть сверху на ничего не подозревающих людей? И такие самолеты доверяют мало обученным людям.

В начале 90-х я летел на рейсе из Харбина в Хабаровск на самолете Ту-154, где пассажиров взяли больше, чем есть мест в самолете. Они просто стояли в самолете, как в автобусе. А багаж летел на грузовом Ан-26 следом. Вот такие были времена в авиации.

К сожалению, сейчас идут деградация кадров на всех уровнях. Члены правительства назначены по принципу личной преданности, все либерального толка. Демонстрируют свою полную некомпетентность даже перед президентом, как министр экономики и другие чиновники самого высокого уровня. Такая же ситуация и в губернаторском корпусе. И это можно проследить на всех ступеньках социального лифта. Некомпетентные руководители,  малоквалифицированные рабочие, ленивые крестьяне, для которых никто не авторитет, очень распространены во всей стране. Они же видят в СМИ продажных чиновников, следователей и других представителей властных структур, и берут с них пример.

Зашкаливает и безответственность многих начальников или простых работяг. Видел, как врезался в мост через бухту наш сухогруз в Южной Корее. Даже невооруженным глазом видно, что мачта сухогруза выше пролета моста.  Или водитель крана хотел проехать под виадуком, чуть ли не на метр ниже высокого крана. И таких примеров можно увидеть чуть ли не каждый день. Тем более что наше ТВ старается показывать лишь подобные факты, оставляя вне поля своего и зрителей достижения нашей страны.