Ч. 6 Широка страна моя родная...

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/05/04/1927

На проведение телеграфной линии выделили 3 миллиона долларов, по нынешнему курсу – это 49, 1 миллиона долларов США. «Western Union Telegraph Company» планировала завершить эту работу в 1865 – 1867 годах.

Российский посланник в Вашингтоне доложил в министерство иностранных дел, что, по его мнению, следует принять участие в исследовании местностей, по которым должна пройти будущая телеграфная линия.

Он считал, что оказывая «своё покровительство этому грандиозному предприятию, мы усилим наше естественное влияние на обширных прибрежьях Тихого океана, которые призваны к столь великой будущности».

Из министерства иностранных дел выписку из доклада Стёкля переслали в морское министерство. Из морского министерства сразу ответили, что готовы «отделить одно, а в случае настоятельной необходимости и два судна из эскадры Восточного океана» в распоряжение исследовательской экспедиции.

Позиция морского министерства была определённой: телеграфная связь нужна, и как можно скорее. Статью подполковника Романова «Американские телеграфы» опубликовали в «Морском сборнике»,  и отклики на неё были самые доброжелательные.

Для содействия американцам с высочайшего разрешения  назначили корвет «Варяг». Между тем продолжались работы по проведению телеграфной связи  от Николаевска к Хабаровке и вверх по Уссури до южных портов и ответвлением в Де-Кастри.

В поисках денег морское министерство отложило плавание на Дальний Восток фрегата «Ослябя», направив его в Средиземное море, а деньги, выделенные на содержание этого фрегата в плавании для исследования берегов Японии и других стран, передали для строительства телеграфа.

Все материалы для строительства телеграфной линии, которые заказал за границей подполковник Романов, должен был доставить на Дальний Восток строившийся в Гамбурге парусный транспорт «Гиляк».

С осени 1861 года началось строительство линии от Николаевска через Софийск до залива Де- Кастри. Строили солдаты линейных батальонов. Первый участок был не такой уж и большой, 138 вёрст, но нужно было прорубать просеку в глухой тайге, делать дорогу, мосты, укладывать гати через топкие болота.
 
А всего солдатам 4-го и 5-го линейных батальонов предстояло проложить путь длиной 1780 вёрст через сопки, скалы, реки, болота, постоянно атакуемые таёжным гнусом, от которого не было никакой защиты.

Из инструментов имелся только шанцевый отвратительного российского качества, топоры и пилы, которые моментально тупились. Не зря во время Крымской войны захваченный во время ночных вылазок шанцевый инструмент противника ценился больше трофейного оружия.

Не позавидуешь и офицерам, которые командовали солдатами. Но невзирая на эти ужасные условия, наши ко всему привычные люди неуклонно продвигались к цели.
На Дальнем Востоке не было ничего, поэтому из Европы и США морским путём доставлялось всё необходимое: строительные материалы, мебель… Перечисление займёт не одну страницу.

Для телеграфных станций строили кирпичные двухэтажные дома, хорошо оборудованные внутри и с достойными фасадами. Михаил Семёнович Корсаков, сменивший на посту генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьёва, совершенно разумно считал, что строительство амурского телеграфа и связь его с южными портами не следует ставить в зависимость от грандиозного американского проекта.

Ещё школьником я читал в «Огоньке», который выписывали мои родители, большую статью о строительстве телеграфной линии и железной дороги в Сибири. Инициаторами строительства были американцы, которые успешно осуществили подобные проекты на огромных пространствах своей страны.

В статье утверждалось, что американцы предлагали это не для того, чтобы заработать, а для грабежа России, что они и не собирались ничего строить, а занимались только разведкой и шпионажем.
 
Удивительно, но эти глупости повторяют иногда и в наше время.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/05/07/1491