Ещё раз по поводу... - 1

Алексей Козис
(Обычно стараюсь не помещать здесь чисто учебных, методических материалов. До сих пор содержанием этой странички были либо художественных работы, либо (реже) философские размышления, публицистика, описание моих собственных жизненных впечатлений. Между тем всё это время занимался церковным образованием, и, как следствие - постоянно писал статьи о его целях, методах, формах организации. Но это всё - не для этого сайта. Однако, в последнее время родилась статья на совершенно особую тему - о приходских евангельских беседах. С темой этой близко познакомился ещё в 2007 году. Впоследствии проявлял к ней живой интерес, сам участвовал в подобных группах, потом пробовал организовать свою. С 2013 г., когда плотно этим занялся, каждый год писал что-нибудь на эту тему - но, скорее, просто в виде размышления, "для себя". Здесь - некоторый итог всей этой работы. Попытка взглянуть на тему "в общем", "без деталей". Осмыслить всё это явление в целом. Из-за этого, собственно, эту работу здесь и помещаю. В ней почти незаметен конкретный, "методический" элемент. В то же время сама тема позволяет коснуться многого - и самих вопросов изучения Евангелия, и вопросов организации приходской жизни, и вопросов группового общения, и некоторых исторических тем. Потому это сочинение может оказаться интересным, и может быть здесь помещено. Основная часть была написана летом прошлого, 2018 года. Сейчас, перед публикацией текст снова был переработан. Как всегда, сочинение состоит из нескольких частей и публикуется "с продолжением". Основная ценность его, как мне кажется - что оно имеет практическое содержание, основано на конкретной, живой реальности.) 



ЕЩЁ РАЗ ПО ПОВОДУ ЕВАНГЕЛЬСКИХ БЕСЕД
1.

Если уж писать на церковную тему, то хочется писать о чём-то действительно важном. На этот раз поведу речь об изучении Евангелия в группах. Почему? Да потому что нет в нашей современной церковной жизни формы работы более яркой, и в то же время более открытой и доступной для большинства прихожан.  Любые другие события приходской жизни или нуждаются в серьёзной, долговременной подготовке, или оказываются не столь увлекательны, или носят "специальный" характер, оказываются "далеко не для всех". Возьмите, к примеру, паломнические поездки. Конечно, приятно съездить в какое-нибудь интересное место в окружении духовно близких людей - но этим не наполнишь всю жизнь. Это - единичные события, которые обычно долго и с большим трудом нужно готовить. К тому же в такие поездки ездят лишь люди определённого склада, и всем остальным людям, не склонным к далёким путешествиям, путь в них практически закрыт.
То же касается и некоторых других приходских событий. Вот, к примеру, детская воскресная школа. Здесь собираются дети определённого возраста и их родители. Если вы сами не ребёнок, или у вас нет детей, то делать вам здесь совершенно нечего. Все интереснейшие события этой школы пройдут мимо вас. На долю остальных прихожан останется только смотреть со стороны и радоваться, что у них есть такая замечательная детская воскресная школа.
Различные события миссионерской, молодёжной и социальной деятельности,  конечно, касаются более широкого круга людей - и всё же и они обладают определённой спецификой. В них тоже обычно принимают участие люди определённого возраста или склада. Так, например, в первом случае непременно нужно стремление распространять веру, проповедовать, а во втором - явная склонность к тому, чтобы заботиться о людях, помогать людям. Человек, пусть и глубоко верующий, но не имеющий этих склонностей и навыков, вряд ли найдёт в этих областях церковной жизни своё место. Он может сочувствовать этой деятельности, радоваться за её участников - но вынужден будет, скорее всего, довольствоваться ролью стороннего наблюдателя.
Некоторых  привлекают различные лекции и просветительские беседы, которые проходят при храмах, в церковных учебных заведениях, в различных церковных просветительских центрах. Но и здесь своя специфика. На таких лекциях или беседах, как правило, "работает" только один человек - а все остальные сидят и просто на него смотрят. Некоторых, правда, это вполне устраивает - хочется иногда сходить в такое место, "где нам расскажут что-нибудь интересненькое" - но, честно говоря, то ли это, что нам хотелось бы видеть в Церкви? Церковь - это место общения и единения людей, обмена между ними внутренним духовным опытом - и, честно говоря, немного печально, когда всё сводится к тому, что один человек всё время говорит, а все другие только понуро сидят и пассивно его слушают. Это, если уж полностью правду сказать,такая болезнь есть в современном обществе - пассивность и потребительство.  Но неужели в точности то же самое мы хотели бы видеть и в Церкви?..
Итак, самые разные стороны нашей церковной жизни, по-своему важные и полезные, по-своему наполняющие её, оказываются, тем не менее, в каком-то смысле неполными, частными, не удовлетворяющими какой-то очень существенной нашей потребности, не отвечающими на какие-то очень важные для нас вопросы. Как нам общаться в Церкви? Как устанавливать между собой прочные, долговременные отношения? Как сделать так, чтобы такая возможность касалась не узкого круга людей, обладающих определёнными склонностями или навыками, а была бы свойством всей Церкви, чтобы люди самых разных возрастов, социальных положений, склонностей и умений имели бы возможность принять участие в этом общении и этих отношениях? Эти вопросы, очевидно, не пустые для нас. Если человек, пусть даже глубоко верующий, молящийся, участвующий в Таинствах, даже получивший духовное образование, не обрёл в Церкви такой постоянный и долговременный круг общения и отношений - то можно назвать его церковную жизнь не состоявшейся. Мы все невольно меряем успехи своей церковной жизни (за исключением людей особо созерцательного склада - но таких людей довольно мало, да и то эта особая созерцательность свойственна им лишь в некоторые периоды их жизни, а в другое время они имеют более обычные интересы, как и у всех обычных людей) по тому, насколько широкий круг ответственных и надёжных верующих друзей мы сумели приобрести. Но как приобретается, складывается и расширяется этот круг? Оставим сейчас размышления о том, что это вопрос воли Божьей, молитвы, каких-то особых жизненных обстоятельств, в которые попадают время от времени верующие люди - и подумаем о том, а что же мы можем сделать реально, что в этом вопросе действительно зависит от нас? Ответ прост - это групповые приходские беседы. Именно в такой обстановке, где люди видят друг друга, общаются, обмениваются духовным и жизненным опытом, куда может прийти человек любого возраста, любой степени воцерковлённости, любого положения в приходе, и возможно установление прочных духовных отношений. Богослужение не может играть в этом центральную роль. Напротив, для того, чтобы попасть на богослужение, человек должен почему-либо захотеть туда прийти. Он должен уже ощутить заботу и внимание верующих людей, получить некоторое представление о церковных отношениях, чтобы в нём проснулся интерес к Церкви. Где же он получит такое представление - если, конечно, не говорить о непредвиденных случаях неожиданных встреч в неожиданных местах с незнакомыми верующими людьми? Снова на групповых беседах! Именно здесь, участвуя в общении ответственных глубоко верующих людей на темы их веры, он получит первое представление о церковной жизни, и станет после этого тянуться к Церкви.
Не менее важны такие беседы и для давних, опытных прихожан. Именно благодаря им сплачивается, объединяется приход. Они являются, по существу, показателем наличия в приходе церковной жизни. Рождаются из них и конкретные дела. Так, прихожане, которые таким вот образом познакомились и начали понимать друг друга на беседах, могут впоследствии заняться и миссионерской, и социальной деятельностью, могут создать воскресную школу, чтобы воспитывать в вере своих детей. Таким образом, групповые приходские беседы являются основой нормальной, развитой, полноценной приходской жизни. Они, по существу, и создают приход. Мы можем с уверенностью сказать, что только там мы и имеем подлинное Православие, где мы встречаем такие беседы, т.е. людей, собравшихся вокруг стола и обсуждающих вопросы веры.
Но как же должны быть организованы такие беседы? Каким темам их посвящать? Ввиду особой важности этого вопроса здесь должны быть даны конкретные рекомендации. Существует особая форма бесед для людей, только приобщающихся к Церкви (так называемых "новоначальных"), на которых менее опытные члены Церкви задают вопросы, а более опытные отвечают. Это так называемые "катехизические" беседы. Такие беседы - совершенно естественная форма передачи церковного опыта, и без них, строго говоря, не может быть нормального воцерковления. Такие беседы должны быть в каждом приходе, и они сами по себе являются показателем наличия в приходе нормальной, полноценной церковной жизни.
Но вот несколько месяцев подобных бесед подходят к концу (такие беседы обычно продолжаются несколько месяцев - около полугода, максимум год-полтора, во всяком случае, не больше 2-х лет). Прежние новоначальные приобретают опыт, достаточно ясные понятия о вере, постепенно включаются в церковную жизнь. Что же дальше? Какие формы общения могут быть свойствены верующим людям не на этапе их наставления, а в более поздний период, в течение их нормальной, регулярной церковной жизни?
И здесь нам на помощь приходит Евангелие.  Вот уж действительно Вечная Книга, которую необходимо читать и знать каждому! Собственно, таким чтением и занимались наши новоначальные всё предыдущее время, наряду с молитвой, посещением храма, внутренней работой над собой, посещением катехизических бесед. Но теперь настало время сделать Евангелие предметом общения и обсуждения. Ведь оно не просто должно восприниматься сознанием и жить в душе отдельного верующего человека - оно должно жить среди верующих людей!
В самом деле, представим себе обстановку, в которой первый раз прозвучало Евангелие. Как люди расходились после проповеди Спасителя потрясённые, вспоминали Его слова, действия, чудеса, обсуждали их, пытались понять, что они значат для них самих и для их взаимных отношений. Собственно, именно так, посредством живого отклика на всё, что делал и говорил Спаситель, и рождалась Церковь. И впоследствии, когда ученики пересказывали новым уверовавшим всё, что делал и говорил Спаситель, те тоже откликались на это, обсуждали, старались применить это к своей жизни. 
Итак, перед нами стоит совершенно естественная и необходимая задача - сделать Евангелие предметом совместного чтения и обсуждения. Конечно, мы не можем теперь непосредственно видеть дела Спасителя, слышать слова Его и Его учеников - но у нас есть текст Евангелия, который доносит до нас всё, что нам нужно знать о Нём и о первых шагах Христианской Церкви. Опыт показывает, что этого оказывается достаточно. Читая Евангелие, мы действительно ощущаем себя живыми свидетелями описанных в нём событий. Мы ощущаем живое присутствие Христа. Если эпизод Евангелия становится предметом обсуждения, то происходит то же, что и с любым событием реальной жизни - он может быть увиден с разных сторон, в нём разными участниками беседы могут быть замечены разные детали, и в результате его понимание лишь углубляется. Люди ощущают живое присутствие Христа среди них.  Они уходят с беседы с живым, непосредственным чувством, что Христос нечто сказал лично каждому из них, что Он побуждает его что-то сделать, как-то изменить свою жизнь. И при этом в таких беседах может участвовать каждый прихожанин, любого возраста, любых интересов и склонностей, если он ходит в храм уже довольно давно и прошёл уже период начального наставления. Может на них заглянуть и новоначальный, чтобы получить свои первые представления о церковной жизни. И при этом, что очень важно, такие беседы могут проходить достаточно часто и в течение долгого времени, быть реальной основой жизни прихода. Они не требуют серьёзной и долговременной подготовки, как это бывает с беседами, посвящёнными большим конкретным церковным темам. Достаточно той подготовки, которую осуществляют ведущий и все участники, читая дома Евангелие, размышляя над ним, знакомясь по силам с некоторой дополнительной литературой. Успех беседы зависит, скорее, не от наличия каких-то особых знаний, а от внимания, собранности, молитвенной сосредоточенности всех участников. В удачном положении находится здесь и ведущий беседы - он лишён необходимости быть наставником для других людей, всё время что-то им говорить, и потому может получать духовную пользу наравне с другими участниками беседы.
Итак, мы нашли ответ на вопрос, чем же наполнить приходскую жизнь, и что сделать основой для регулярного общения прихожан. Могут быть, конечно, и другие формы такого общения. Могут быть беседы, посвящённые конкретным важным церковным темам. Но такие беседы, как уже было сказано, нужно серьёзно готовить, и потому они не могут проходить часто. Могут быть беседы, посвящённые вопросам человеческих отношений. Такие беседы чрезвычайно важны в современной церковной жизни - но для их проведения нужны хорошие специалисты. Могут быть деловые встречи-обсуждения, посвященные различным  вопросам приходской жизни - хотя бы той же миссионерской, или молодёжной, или социальной деятельности. Но понятно, что это будут уже "специальные" встречи, которые вовлекут в себя лишь узкий круг "специалистов". И ещё может быть много вариантов такого общения - собраться вместе и петь песни под гитару; вместе поиграть в настольные игры; заняться вышиванием или ещё какими-то поделками; устроить на природе праздник с весёлыми играми. Но если честно подумать об этих последних вариантах - то при чём же здесь вера?.. Чем эти вполне обычные и естественные занятия приближают нас к Богу?.. И не лучше ли было бы вместо этого просто честно собраться и почитать Евангелие?..
Так евангельские беседы, пусть и не везде понятые и востребованные, остаются главным средством организации нашей приходской жизни.  Отгремели жаркие споры по их поводу, главным вопросом которых было вполне обычное для нас: "Можно или нельзя?" Страшное "19-е постановление" Трулльского собора оказалось относящимся к совсем другому времени и написанным совсем по другому поводу. Евангельские беседы совершают своё тихое и незаметное шествие по нашим приходам. Теперь уже, если мы придём в какой-то храм и увидим, что там нет евангельских бесед, мы вполне естественно сможем сделать вывод, что в этом храме "что-то не так" - не потому, чтобы такие беседы были в приходской жизни самым главным, но потому, что там, где их нет, скорее всего, нет и этого самого главного.  Такие беседы, если они есть, собирают вокруг себя самых неравнодушных и активных прихожан. Именно на них рождаются самые яркие и живые идеи - по той простой причине, что здесь людей собирает для служения Себе Сам Христос. Многие общецерковные документы говорят о важности введения в приходскую жизнь подобных бесед. Не раз приходилось слышать, что подобные беседы - пусть не средство решения всех проблем, но зато прекрасное средство организации приходской жизни.
И потому я не буду здесь писать об этой форме приходского общения только лишь теоретически, абстрактно.  Прошли уже те времена, когда  эту форму нужно было обосновывать, предлагать к использованию в приходах, вновь и вновь описывать её идеальные методики и правила. Теперь уже давно пора обмениваться реальным опытом, говорить как о достоинствах, так и о недостатках, о трудностях, которые возникают в ходе организации таких бесед. И при этом я совершенно ясно сознаю, что не удастся изложить эту тему в какой-то единой стройной и целостной системе. Это будут лишь мои наблюдения, те особенности и детали, которые мне удалось заметить. У кого-то другой опыт, кто-то обратит в этой теме на другие моменты. Таково естественное свойство реального, живого дела, реального, живого опыта. Именно с этой точки зрения я к этой теме и подойду. Попробую рассмотреть разные вопросы, связанные с ходом и организацией таких бесед - поскольку тема для подобных размышлений оказывается очень плодотворной.
____
Начать всё же придётся с некоторого "идеала". Пускаясь в такие размышления,  нужно всё же иметь некоторые ориентиры. Их я почерпнул в воспоминаниях одного московского молодого священника. Рассказывая о своём детстве (а он рос тоже в доме священника, это было в конце прошлого века, в 80-х годах), он вспоминает такой эпизод. Как-то, в возрасте лет шести, он зашёл в комнату, где сидели взрослые - его отец, другие члены семьи, быть может, некоторые прихожане - все вокруг стола, и чем-то занимались. Что-то в этом поразило мальчика, он взглянул на них и вдруг воскликнул: "Знаете, вы все - как один человек!" В этот момент за столом как раз шла евангельская беседа. Ребёнок каким-то непостижимым чувством, не зная ничего об этом, уловил то внутреннее единство, которое бывает между людьми, когда они вместе, внимательно и вдумчиво читают Евангелие. Вот это я считаю самым лучшим выражением смысла и "идеала" таких бесед. (использован эпизод из воспоминаний московского свящ. Григория Геронимуса о своём отце прот. Александре Геронимусе)
И действительно, Евангелие обладает удивительной объединяющей силой. Выше уже говорилось, что во время его чтения у участников таких бесед возникает несомненное внутреннее чувство, что среди них присутствует Сам Христос. И Он Сам говорит с ними, и наставляет, и указывает им путь жизни, и исцеляет, и объединяет вокруг Себя. Это не просто субъективное чувство - за ним, несомненно, стоит что-то большее - как и многое, что происходит в Церкви, непостижимо и таинственно. "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них." (Мф 18:20)
По своей практике я тоже могу свидетельствовать, что это действительно так. Не раз во время серьёзной, сосредоточенной беседы о Евангелии возникало чувство, что Он здесь, среди нас, что Он Сам открывает нам нечто новое, побуждает задуматься о своей жизни, пересмотреть в ней что-то, изменить себя. Такова сила и действенность евангельского слова. В том-то и дело, что здесь речь идёт не просто о "знании" Евангелия, а о реальном воздействии его на твою жизнь. Для этого-то и существует Церковь, для этого люди и приходят к вере, для этого и читают Евангелие и собираются на такие беседы.
Но может случиться так, что вроде бы и Евангелие читается, и обсуждение вроде бы происходит - и в то же время беседа складывается "как-то не так". Нет, конечно, она никогда, ни при каких обстоятельствах не может пройти неудачно! Само свойство Евангелия и таких бесед таково, что если человек серьёзно настроен, и если на беседе есть возможность внимательно читать Евангелие, высказываться самому и слушать высказывания других, то он обязательно что-то для себя из такой беседы извлечёт. Но общая атмосфера беседы, некоторые "акценты", сделанные на ней могут быть таковы, что у некоторых участников может возникнуть впечатление, что беседа прошла как бы "не в полную силу".
Вот о таких случаях я здесь для начала и поговорю. Мне кажется, я знаю, по крайней мере, в некоторых случаях, почему это так бывает. Конечно, в этом вопросе может быть много субъективного, поскольку можно сказать, что этот чувствует так, а тот - иначе. И всё же могут быть, несомненно, случаи, когда после окончания беседы все участники останутся потрясёнными тем, как много нового и неожиданного они поняли, и как много им ещё предстоит об этом размышлять. Вот это я считаю удачным проведением беседы. А может быть и не так. Вот в этих случаях, хотя бы некоторых, хотелось бы разобраться, понять их причины. Так, рассмотрев "отклонения", можно приблизиться и к некоторому, хотя бы предполагаемому "идеалу".
При этом мы не будем говорить об отклонениях от хорошо известных и давно сформулированных "правил" бесед. Этот момент кажется достаточно очевидным. Понятно, что если люди собрались для столь важного дела, как разговор о Евангелии, то у них просто ничего не получится, если они будут не слушать и перебивать друг друга, или оценивать другого выступающего, или кто-то из участников решит, что его, родившееся здесь и сейчас мнение является исчерпывающим и окончательным - а ведь именно об этом и говорят, в первую очередь, правила бесед. Соблюдение их является совершенно естественным и необходимым, и без этого, как я думаю, вообще не могут собираться и общаться люди, верующие во Христа. Но есть и другие "отклонения", быть может, не столь очевидные, связанные вообще с отношением к Евангелию, к Церкви, к её прошлому и настоящему, к осознанию своего места в ней, которые особенно ярко и "выпукло" проявляются именно в ходе таких бесед. Внешне всё может быть нормально, и даже правила соблюдаются - а при этом в сознании людей, в их внутренних ориентирах может присутствовать нечто, что мешает им полноценно воспринимать и осмысливать Евангелие. Обычно осознание этих мометнов и их "корректировка" лежит в сфере забот ведущего. Но что, если и ведущий "болен" какой-нибудь из этих болезней, и, следовательно, не может её правильно "диагностировать", назначить правильное лечение? Тогда, кажется, единственное, хотя бы в какой-то степени действенное средство - это обсуждение подобных вопросов в кругу заинтересованных в этой теме людей. И о таких вопросах - по крайней мере, некоторых из них - я тоже попробую здесь написать.
___   
Итак, некоторые нежелательные моменты, которые могут возникнуть в ходе таких беседах.
1. Беседа как бы "поверх" Евангелия. Это бывает, если некоторые из участников сочтут себя слишком "опытными", слишком "знающими", решат, что им в Евангелии уже "всё ясно". В этом случае они не станут вчитываться в Евангельский текст, вглядываться в его отдельные детали и смыслы - а сразу перейдут к обсуждению "общего смысла". Такое может быть у людей, уже довольно давно читающих Евангелие, и потому решивших, что все детали им, в общем-то, уже ясны. Может быть и у людей, ещё не имеющих "вкуса" к таким беседам, не знающих, какое богатство смыслов открывается именно при внимательном "вчитывании" в Евангелие, при внимательном размышлении над ним. Может это быть и следствием нашей общей сосредоточенности на Предании - на том, что мы будто бы многое уже читали в книгах, слышали в лекциях, проповедях - и потому внимательное чтение Евангелия, казалось бы, вовсе и не обязательно.
Всё это сильно ограничивает наше понимание Евангелия, и, в частности, обедняет ход таких бесед. Беседы получаются поверхностными, неглубокими. Нет, если мы хотим хорошо понимать Евангелие, то нужно именно внимательно вчитываться в него. Этому и служит правило - всё время во время беседы вновь и вновь перечитывать  текст, ставить к нему всё новые вопросы, замечать всё новые детали. При этом, как правило, появляются новые, неожиданные мысли, достигается новое, более глубокое его понимание. Беседа постоянно развивается, достигает всё большей глубины. Первоначальное ощущение, что "в этом отрывке всё ясно", оказывается ошибочным, в ходе беседы рождаются вопросы и идеи, которых участники первоначально не могли себе даже и представить. Но для этого нужно с самого начала отнестись к Евангелию честно - признать, что мы никогда заранее не знаем, "о чём оно", и искренне стремиться проникнуть в его смысл путём внимательного чтения, молитвы и размышления.
2. Следующий нежелательный момент - отношение к Евангельской беседе только лишь как к средству общения. Конечно, это имеет под собой некоторое основание, поскольку, действительно, роль общения в такой беседе чрезвычайно велика. Но при этом не нужно забывать, что это общение именно вокруг Евангелия, и иначе бы оно было невозможно, просто бы не состоялось. Забвение этого приводит к тому, что люди начинают говорить о чём угодно, переключаться на самые разные темы, кроме Евангелия. Это может просходить с теми, кто первый раз пришёл на беседу, увидел здесь людей, с которыми можно пообщаться, и, соответственно прежней мирской привычке, сразу вступил с ними в непринуждённое общение. Конечно, это хорошо - найти в Церкви знакомых - но всё же не нужно забывать, что мы собрались здесь именно для того, чтобы беседовать о Христе! Может это случиться и с давним, более опытным членом Церкви, опять же в силу того чувства, что в Евангелии уже "всё ясно" - и потому можно поговорить на самые разные темы, или, что ещё лучше, о себе самом!  Такие моменты, конечно, должен "корректировать" ведущий - но что же делать, если и он тоже поддался этим настроениям?.. Мне как-то пришлось участвовать в беседе, в которой, как только прочитали отрывок из Евангелия, так ведущий сразу же начал рассуждать перед участниками на самые разные темы, так что к Евангелию в течение всей дальнейшей беседы почти даже не возвращались! Правда, нужно отдать ему должное - это был священник. Священники в качестве ведущих групповых бесед для мирян, и, в частности, евангельских бесед - это отдельная тема. Как бы то ни было, в некоторых случаях подобные беседы имеют тенденцию "вырождаться" - или в монолог ведущего, или в самое обычное мирское общение. Что делать, это характерно для нашего времени - люди любят, или чтобы кто-нибудь им "всё рассказал", или просто собраться, чтобы "других посмотреть, себя показать", им трудно настроиться на серьёзный разговор на серьёзные темы. Даже если в этом случае показать им на их ошибку, они всё равно не поймут - покажут на раскрытые перед ними Библии и скажут: "В чём дело - вот, мы здесь собрались, чтобы читать Евангелие!"
Такое настроение в людях может приводить и к пренебрежению правилами бесед.  Им кажется, что совершенно спонтанная и ничем не сдерживаемая беседа способствует их большему взаимопониманию и большей близости. Люди начинают перебивать друг друга, ярко и эмоционально выражать свои чувства, спорить друг с другом, разбиваться в беседе на маленькие группы. В действительности, это не способствует ни лучшему пониманию Евангелия, ни большей близости и взаимопониманию между людьми. От такого общения обычно остаются только усталость и головная боль, и обычное чувство, которое бывает после общения между мирскими людьми - что вот мол, поговорили, а ничего не решили, и всё без толку. Всё это сводит глубокую и осмысленную беседу о Священном Писании до уровня обычного мирского разговора.
В действительности, при всей важности для людей естественного, непринуждённого общения, евангельская беседа должна быть именно разговором о Христе. Даже отвлекаясь на какое-то время от этой темы, к ней нужно всё время возвращаться - и это должно быть предметом заботы как ведущего, так и всех участников бесед. И, говоря о столь серьёзной теме, нужно, конечно же, придерживаться определённых правил, которые, по существу, являются просто правилами порядочного, культурного общения. Если бы все участники с самого начала были настроены определённым образом, то, возможно, и не понадобилось бы никаких правил. Но в действительности это далеко не всегда бывает так, и, кроме того, в группе в любой момент могут появиться новые участники, которых тоже нужно "ввести в тему". Вот для этого-то и служат правила и ограничения, которые помогут сделать из беседы не просто непринуждённый и увлекательный разговор, но именно серьёзное общение на темы Евангелия  .
3. Следующие наблюдения связаны с, пожалуй, самой серьёзной проблемой, которая может возникнуть на таких беседах - когда кто-нибудь из участников (включая ведущего) проникается самой тяжёлой и неодолимой потребностью верующего (да, пожалуй, и не только верующего) человека - "учить".
Я знал человека, который обычно в течение всей беседы молчал, для того, чтобы ближе к концу беседы сказать: "Всё очень просто. Святые отцы по этому поводу  говорят так,"  - и далее шло не очень вразумительное изложение чьих-то мыслей, действительно ли почерпутых из сочинений святых отцов или нет - очень трудно было установить. За столом при этом повисало неловкое молчание. Людям, наверное, было странно, что этот человек только таким образом умеет выражать свои мысли. Действительно, очень странно было то, что он в течение всей беседы  почти не читал Евангелие, не размышлял, не пытался выразить своё понимание жизни - а только наблюдал за другими участниками и готовил свою "заключительное слово". Получалось, что он в беседе, по существу, не участвовал. Люди же, слушая его невразумительные "откровения", были, конечно, смущены - но, с другой стороны ему и не возражали, потому что думали, наверно, так: "Вот, этот человек всё время беседы молчал, потому что не умеет думать и говорить - но зато вот, хотя бы к концу беседы что-то сказал!" Или, может быть, они были слегка подавлены тем "пьедесталом", на который поставил себя говорящий, и поэтому думали что-то в этом роде: "Да, конечно, этот человек почти не участвовал в беседе, и это очень жалко,  да и сейчас он, честно говоря, лучше бы помолчал, но ведь всё-таки - святые отцы!.." И ведущий никак его не прерывал, думая, наверное, что-то подобное. Так и получалось, что в группе в течение многих месяцев присутствовал, по существу, посторонний человек, который не извлекал для себя из этих бесед никакой пользы - а только стремился с их помощью подняться на некоторый "пьедестал" над присутствующими,  пользуясь при этом, однако, не собственным умом, а всё тем же, по существу, не знакомым ему и, в действительности, не любимым им  "святоотеческим наследием".
Здесь я должен объяснить, почему я в данном случае это выражение взял в кавычки. Да потому, что такое использование этого наследия, как я только что описал, ничего общего не имеет с действительным изучением древних авторов. Такой человек, как правило, вовсе их и не читал. У него нет личного отношения к этим авторам - он не может, например, сказать, каких авторов и какие их сочинения он действительно, по-настоящему любит. Всё это, в действительности, лишь некоторое недоразумение - он просто использует этот древний церковный опыт для того, чтобы завоевать некоторое положение среди верующих людей. Дело в том, что в современной Православной Церкви есть определённый "штамп", или "клише" - для того, чтобы быть подлинно  православным, нужно "читать святых отцов". Но правда состоит в том, что в действительности их почти никто не читает. Настоящее чтение и изучение этих древних авторов - это совершенно особая и непростая задача. Она требует увлечённости, заинтересованности, глубоко личного и неравнодушного к ним отношения. Далеко не все к этому сейчас готовы.  В результате получила распространение особая практика изучения святоотеческого наследия "для отвода глаз". Раз уж распространено такое мнение, что приобщённость к святым отцам - это показатель "православности", то что ж, можно с успехом изобразить эту приобщённость, чтобы выглядеть "подлинно православным"! На практике это выглядит как постоянное обращение к цитатам святых отцов (но ведь, как мы уже сказали, их сейчас почти никто не читает - значит, к простому повторению этого словосочетания: "святые отцы"). Стоит несколько раз повторить это "волшебное слово" в беседе - и всё, победа в любом споре, или же просто "православный имидж" у собеседников обеспечены!
Надо ли говорить, как это далеко от того, что действительно полезно душе! Человек может таким образом, по существу, "закрыть" перед собой всё церковное учение, всё Предание! В Церкви столько таинственного, непостижимого, того, во что надо вникать, над чем надо размышлять - а у него "на всё уже готов ответ"! Не меньший вред это может нанести и при изучении Евангелия. Человек будет думать, что он так-таки и не поймёт ничего в Евангелии, если рядом на столе у него не будет выситься высокая стопка книг "святых отцов". Но ведь Евангелие было написано для всех! Оно было произнесено, а затем записано самым доступным и простым языком! И после проповеди Христа люди расходились вовсе не затем, чтобы скорей бежать  и искать "толкователей" - а каждый понимал её в меру своих возможностей, и этого было достаточно!
Так Евангелие обращено к душе каждого человека, и может быть им вполне, в меру его духовного развития, понято. Комментарии древних авторов лишь дополняют это понимание, эти авторы становятся вместе с нами участниками в беседе. Но, к сожалению, в наше время распространился другой подход к этому вопросу. Цитаты древних авторов сейчас используются не для того, чтобы помочь в обсуждении, а для того, чтобы "закрыть" любое обсуждение. При этом мы, современные люди, выглядим как "недоумки", по-настоящему не способные ничего понять, а древние авторитетные писатели - как некие высшие арбитры или "эксперты", знающие на всё окончательный ответ. Человек же, немножко более других начитанный в этих древних авторах (а часто даже просто время от времени произносящий это словосочетание - "святые отцы")становится как бы "представителем" этой культуры и их авторитета, и, в свою очередь, начинает пользоваться мнимым авторитетом у своих ещё более невежественных в этом отношении современников. Желание пользоваться повышенным авторитетом и уважением - обычная черта многих людей, и это может оказаться одной из причин подобного современного интереса некоторых к "святоотеческому наследию".
Стоит задуматься о причинах такой ситуации. Ведь сам по себе принцип пользования древними, надёжными, проверенными комментариями вовсе не так плох! Он даёт прочную опору, уверенность в том, что наши мысли соответствуют мыслям лучших людей прошлого, пользующихся в Церкви заслуженным авторитетом. Но вдумаемся в то, как непросто складывался и возникал этот принцип. Должны были родиться эти люди, должны были прожить свою жизнь, должны были быть признаны в Церкви праведными и святыми. Кроме того, некоторые из них должны были углублённо и вдумчиво читать Св. Писание, размышлять над ним, записывать и высказывать совершенно свободно, на основании их собственного духовного опыта рождающиеся в них по этому поводу мысли. Должны были пройти века, некоторые из этих книг должны были пройти проверку временем, по-прежнему, несмотря на протекшие столетия, выживать живой и искренний интерес  читателей. Должен был сформироваться круг книг самых разных авторов, живших в самых разных странах, в самые разные века, который мы теперь называем "святоотеческим наследием". Но самое главное - должна была наступить уже новая эпоха, в людях иссякнуть в определённой степени внутренняя свобода и творческая мысль, так чтобы они "залюбовались" собственной традицией, сочли бы её окончательной и самодовлеющей, так чтобы и Священное Писание - Книгу жизни, обращённую к каждому человеку - стали бы изучать не иначе, как в свете этого множества разнородных, написанных в самое разное время и в разном тоне, но сохранившихся в Предании и потому получивших значение авторитета книг. Должна была наступить новая, нетворческая эпоха подведения итогов, пользования прошлыми достижениями, утверждения собственной сложившейся традиции, чтобы сформировался сам принцип чтения Св. Писания в свете святоотеческих толкований, рождавшихся в своё время как живая часть церковной жизни, очень непросто, в творческом напряжении, в течение долгого времени. Но мы знаем, что эта эпоха прошла. Чем же ещё были события начала XX века в России, как не завершением этой эпохи в истории Русской Церкви - уже нетворческой, обращённой в прошлое, подводящей итоги, чрезмерно уверенной в своей прочности и незыблемости, но уже почти неспособной увлекать и приводить к вере новых людей? Та эпоха прошла, и мы теперь стоим в начале уже новой эпохи. И нам теперь нужно снова во всём разбираться, ставить новые вопросы, снова знакомиться с Евангелием, и, конечно же, с творениями Святых Отцов - но уже на основе реальных потребностей нашего времени, чтобы жить с верой именно в этих, реальных, современных условиях. Сфомировавшиеся совсем в другие эпохи и исходя из совсем других потребностей принципы здесь вряд ли помогут. Так, в отношении изучения Евангелия современный принцип таков - просто открыть и читать Евангелие. Изучение творений Святых Отцов, в т.ч. и связанных с Евангелием - это отдельная непростая задача.
Вот какие непростые вопросы, связанные с нашей церковной историей и нашим теперешним положением нам пришлось затронуть! Впрочем, вряд ли кто-нибудь в нашей современности сможет осветить их в исчерпывающей полноте.  Уж лучше жить современной реальностью, делать то, чего Бог ждёт от нас в наше время - но при этом, конечно, имет в виду эту особенность нашего современного положения. 
Те люди, которые используют творения святых отцов описанным выше способом (т.е. для того, чтобы остановить любое движение творческой мысли, убедить нас, что в вопросах спасения "уже всё известно",  и т.п.), на самом деле в наше время почти никогда не "попадают в цель".  Действуя из стремления к надёжности, фундаментальности, они берут за основу принципы уже завершившейся эпохи,  которая в своё время уже пришла к кризису и упадку. То же в скором времени ждёт и их самих. На фоне современной реальной церковной жизни они выглядят "заблудившимися во времени", некими "гостями из прошлого" - отсюда их внутренняя несостоятельность и неубедительность всего, что они говорят. Нам же следует  жить современной реальностью, быть свободными, ставить новые вопросы и искать на них ответы, заново познавать всё, что нам нужно для спасения - в том числе и Евангелие, и творения Святых Отцов. Нужно избегать своеобразного "духовного потребительства", которое заключается в том, чтобы только лишь нетворчески пользоваться духовными достижениями прошлых эпох.
Впрочем, мы действительно заговорили здесь о непростых темах. Уж лучше вернёмся к реальным, конкретным ситуациям, возникающим на групповых евангельских беседах.
4. Самое печальное, когда описанная здесь тяжёлая страсть к "учительству" овладевает не рядовым членом группы, а её ведущим. Если рядовой участник в этом случае вредит только себе, то ведущий может нанести вред всей группе. Конечно же, при этом он "учит" не от себя, а от лица всё той же "древней традиции". Я знал одного ведущего, который, готовясь к беседе, старательно читал и Евангелие, и подходящие к данному случаю сочинения древних авторов  - но в результате совершенно терял живое восприятие Евангелия. К началу беседы он уже совершенно точно знал, что же именно означает читаемый сегодня отрывок. На беседе он задавал людям заранее подготовленные вопросы, и старался навести их на заранее подготовленные ответы. В результате вся беседа получалась ужасно скучной. Он всеми силами старался внести в неё что-то живое - но после такой подготовки это было уже невозможно. Посетив несколько бесед, я вдруг почувствовал, что мне больше не хочется читать Евангелие. У меня было ощущение, что эти беседы вовсе не "раскрывают" передо мной Евангелие, а, наоборот, его от меня "закрывают". При этом внешне всё было, вроде бы, нормально - и внимательно чтение отрывка, и размышление, и некоторые признаки живого обсуждения, и прозвучавшие в конце (что, конечно же, вполне нормально) святоотеческие толкования. Вот к чему приводит излишняя "заорганизованность" беседы, её изначальная "заданность", стремление ведущего "заранее знать", что же  именно говорит нам сегодняшнее Евангелие.
В действительности, к этому вовсе не стоит стремиться. Человек, стремящийся этого достигнуть, обычно не понимает, что эти цели недостижимы. Он хочет опираться в этом на древнюю традицию - но при этом забывает, что этой-то древней традиции он в действительности и не знает! Отрывки из святоотеческих творений, которые он при этом использует - это не сами святоотеческие творения, а лишь отрывочные цитаты из них. В древности, когда жили сами эти авторы, всё могло быть совсем по-другому - люди не знали всех этих авторов, а лишь тех, которые жили с ними в одной местности,  книг тогда было мало, в первую очередь старались распространять именно Евангелие - так что, может быть, именно тогда-то каждый и должен был размышлять о Евангелии сам. Мысли, которые высказывали в своих сочинениях эти древние авторы, могли быть вполне понятны их современникам - но не вполне понятны нам. Когда современный человек сидит над древними книгами и выбирает из них подходящие цитаты, он, в конце концов, делает это на свой вкус. Может быть, тогда, в древности современники этих авторов обратили бы внимание на другие моменты. Вот и получается, что когда мы открываем толстые книги и торопливо ищем в них "подходящую цитату" к Евангелию, мы вовсе ещё не приобщаемся к древней традиции - мы только лишь создаём собственное представление о ней. Уж лучше быть честными с самими собой, жить собственной реальной жизнью, читать Евангелие, искать его приложения к собственной жизни - но при этом, конечно, читать и других уважаемых авторов, как это, видимо, и делали люди в то далёкое время. Таким образом мы, по-видимому, и приобщимся наилучшим образом к этой традиции.
Как пример, как мне кажется, несколько странного, неестественного использования в нашей современной церковной практике древних церковных авторов мне хотелось бы привести известного всем интересующимся вопросами изучения Евангелия блаженного Феофилакта Болгарского. Несомненно, этот автор не случайно пользуется такой известностью - в его сочинениях есть яркие необычные мысли, способные заинтересовать и увлечь читающего, по-новому, с неожиданной стороны заставить его взглянуть на Евангелие. Есть в них и несомненный познавательный момент - в своих сочинениях автор, мы знаем, использовал мысли лучших писателей предшествовавшей ему эпохи. Но в остальном в этих сочинениях сказывается ограниченность того времени. Если современный человек, не слишком знакомый с Евангелием, откроет их и попытается использовать их как "руководство", то он, вполне возможно, ничего для себя в них не найдёт. Он увидит просто комментарий на Евангелие, написанный совсем в другой стране, совсем в другую эпоху, для людей с совсем другим менталитетом, практически ничего не сообщающий ему самому и его современникам. Я сам не раз замечал во время подготовки к беседам, что именно комментарии блаж. Феофилакта практически ничего нового и существенного не сообщают о Евангелии, не могут способствовать живому и интересному обсуждению, способны сделать любую беседу сухой, формальной и скучной. Приходилось обращаться к другим, более современным авторам - свт. Феофану Затворнику, А.П.Лопухину, свт. Луке Войно-Ясенецкому, митр. Антонию Сурожскому, прот. Александру Шмеману - и здесь обстановка оказывалась гораздо более благоприятной. Что ж, мы должны признать, что сочинения блаж. Феофилакта в каком-то смысле неудачны? Нет, они удачны - для своей местности, для своего времени, для тех людей, к которым блаж. Феофилакт в своё время обращался. Он, несомненно, внёс свой достойный вклад в церковное Предание. Но приходится признать, что различные эпохи действительно различны, что люди разных эпох, пусть и имеющие одну веру, могут иметь разное сознание, и то, что подходит для небольшого болгарского городка XI века, может совершенно не подходить для Москвы XXI века.
Обратим внимание на одну особенность сочинений блаженного Феофилакта,  о которой мы уже упоминали. Все они, по существу, вторичны, компилятивны. В них используются и обобщаются труды прежних, наиболее  ярких и уважаемых авторов. Нет, конечно, перечитать столько книг и сделать из них выписки - это тоже большой труд. Но всё же это ли мы называем подлинным творчеством? Вспомним времена зарождения христианства. Тогда люди, потрясённые тем новым, что им открылось, пытались как-то выразить это в слове, и в результате рождались книги - яркие, неожиданные, необычные, которые так же потрясали их современников (тех, кто способен был откликнуться). Примерно то же самое было, возможно, в IV веке, когда Христианство стало широко распространяться, многие люди приходили к вере, появились новые яркие проповедники и авторы. И вот теперь мы видим совсем другую эпоху. Вера уже давно распространилась, стала привычной, уже много столетий государственной. Перед проповедниками этой эпохи уже не стоит задача приведения новых людей к вере, их заботит, скорее, отступление от веры тех, кто родился в вере. Блаж. Феофилакт часто жалуется в письмах на низкий духовный и культурный уровень своих прихожан. Но он не обращается к ним с ярким и живым словом, способным потрясти их, пробудить, вновь зажечь в них веру. Он только лишь сидит над древними книгами и делает из них выписки, чтобы проповедь его была более надёжной и прочной, более утверждённой в традиции. Это - гений уже не творчества, а усидчивости и компиляции. И вот - вслед за этим движется уже другая эпоха. Византийская империя постепенно близится к своему упадку. Рано или поздно от этой культуры вовсе ничего не останется - и только лишь вот такие "фундаментальные" труды сохранятся как некоторый памятник этой уже закончившейся, ушедшей эпохе.
Вот так блаженный Феофилакт, по-своему талантливый и серьёзный, по-своему внёсший свой вклад в церковное Предание, на все последующие века стал "символом" всех вторичных, компилятивных авторов, только лишь обобщающих прошлое, только лишь "подводящих итоги" своей эпохе. Он ничего не хочет нам сообщить - он только свидетельствует, что так думали и понимали Евангелие жившие прежде него авторы. Есть у него аналоги и в наше (т.е. недавнее) время - это, прежде всего, известный толкователь Евангелия архиеп. Аверкий Таушев, который тоже обобщает мысли прежних авторов и методично даёт толкование "на всё Евангелие" - но последний ближе к нам по времени, мыслит для нас более понятно, и потому пользоваться его трудами предпочтительнее. Но действительными "героями нашего времени" стали совсем другие авторы - такие, например, как Александр Шмеман и Антоний Сурожский, которые не "подводили итоги" прежних эпох, а, по существу, открывают собой новую эпоху. В условиях массового отступления от веры в современном мире они нашли новые слова, новые образы, новые мысли для того, чтобы обратиться к современным людям и обратить многих из них к вере. Они не столько свидетельствовали о древнем предании, сколько делились с людьми своим собственным внутренним опытом. Из этого опыта они обращались к нам по вопросам, которые действительно волнуют современных людей. И вот, именно эти авторы и оказались по-настоящему востребованы в наше время. Они и представляют собой наше реальное, живое, актуальное для современности Предание. Это и определяет место в нашей реальной современной жизни таких авторов, как блаженный Феофилакт. Он, по существу, являются для нас "гостем из другого времени". Он свидетельствует о дважды завершившихся эпохах нашей прежней церковной жизни: первый раз - истории Византии, и второй раз - истории прежней России, в какой-то степени всё же опиравшейся на византийское прошлое. Те, кто хотят по-прежнему жить в этих уже завершившихся эпохах, пожалуй, будут опираться на подобных авторов. Но те, кто хотят жить современной реальной церковной жизнью, иметь некоторое настоящее и вытекающее из него будущее - пожалуй, решат этот вопрос несколько иначе. Так наша реальность, произошедшие в течение XX века непростые события поставили перед нами новые ориентиры.
Вот на такие непростые мысли навели нас размышления об использовании при чтении и обсуждении Евангелия сочинений блаженного Феофилакта. Нет, я, конечно, вовсе не веду к тому, что нужно вовсе отказаться при таком чтении и обсуждении от использования святоотеческих толкований. Часто они действительно очень помогают в обсуждении, будят мысль. Но излишняя опора на них, как на нечто последнее и окончательное, может серьёзно подвести верующего человека. Это, как уже было сказано, может привести к тому, что Евангелие так и останется от него "закрыто". Лучше при таких беседах пользоваться книгами более современных авторов, которые отвечают на живые вопросы современников - а если всё-таки брать авторов древних, то желательно не одного, а многих. Таким образом будет достинута некоторая "разноголосица мнений", некоторое разнообразие в толкованиях. Авторы разных веков будут как бы участвовать в беседе, как бы сядут с нами за одним столом. И, конечно, лучше, если эти комментарии будет готовить и зачитывать не один ведущий, а сразу несколько участников беседы. Это, по крайней мере, убережёт ведущего от опасности почувствовать себя "учителем" среди собравшихся людей за счёт творений древних святых Отцов.
5. Вновь вернёмся к одному уже использованному нами образу. Представим себя современниками и свидетелями земной жизни Христа. Вот мы стоим рядом с Ним на берегу Галилейского озера, слушаем Его проповедь, видим Его чудеса. Всё это рождает в нас глубокие впечатления, живой внутренний отклик. Мы делимся друг с другом этими впечатлениями. Это неизбежно - любое переживание, которое действительно нас затронуло, мы стремимся разделить с другими. Это, в свою очередь, побуждает нас по-новому взглянуть на события, углубляет наше восприятие. То, что было только личным впечатлением каждого, становится фактом нашей общей жизни, объединяет нас.
Нечто подобное и происходит на евангельских беседах. То, что на них звучит подлинный рассказ о жизни и делах Спасителя, создаёт, в определённой степени, "эффект присутствия". Но в ещё большей степени способствует этому само обещание Спасителя, которое Он дал Своим ученикам: "Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них" (Мф 18:20). Это рождает вещь непостижимую, таинственную, которую до конца невозможно выразить словами - там, где люди собрались ради Христа, чтобы молиться Ему, думать и говорить о Нём, действительно незримо таинственно присутствует Он Сам.
И вот, в результате этой беседы, присутствие Его становится всё более явным, оно уже не является только внутренним чувством каждого из участников, но объединяет нас. Только ли нас, здесь собравшихся? Нет, но, если посмотреть глубже, всех людей, которые веруют или когда-либо веровали во Христа. И потому совершенно естественно, если на этих беседах прозвучат мысли современных, или кого-нибудь из древних авторов, которые тоже размышляли над Евангелием. Они тоже станут участниками в нашей беседе. Вернёмся к прежнему образу "живого присутствия". Предположим, что после проповеди Спасителя что-то в Его словах нам осталось непонятно. И тогда мы, конечно, пойдём к более опытному и мудрому человеку, или к тем, кто чаще общается со Спасителем и более близко Его знает - к Его ближайшим ученикам. Может быть, мы откроем Ветхий Завет и возобновим в памяти некоторые его места - поскольку проповедь Спасителя, несомненно, во многом основана на Законе и Пророках. Возможно, то и другое что-то нам прояснит. Но в любом случае надо разумно выбирать и собеседника, и места из древних книг, которые читать. Человек может быть разумным и опытным, но совсем по-другому относящимся к данному вопросу. Он может иметь совсем другие понятия, говорить, образно говоря, "на совсем другом языке". Это может оказаться книжник или фарисей, хорошо во всём разбирающийся, но имеющий своё специфическое отношение ко Спасителю. В древних книгах мы можем найти совсем не то место, отвечающее, в действительности, на совсем другой вопрос. В любом случае - идёт ли речь о беседе с живым человеком, или о чтении книг - мы должны очень хорошо представлять, ответ на какой же именно вопрос мы хотим найти, хорошо его сформулировать, уметь вступить с человеком в беседу, найти с ним взаимопонимание, общий язык, подобрать подходящую книгу, созвучную, понятную нам. Всё это во многом зависит от нас.
Нечто подобное (конечно, с некоторыми поправками, поскольку мы привели здесь образное сравнение) происходит и при использовании древних толкований для лучшего понимания Евангелия. Книги эти, конечно, существуют независимо от нас - но с ними нужно "вступить в контакт", "найти с ними общий язык". Это - отдельная непростая задача, которая существует независимо от задачи чтения Евангелия. Творения древних Отцов нужно точно так же, как и Евангелие, "раскрыть для себя". И уж лучше начинать именно с чтения Евангелия! Пусть у нас уже появятся собственные впечатления от такого чтения, собственный отклик, собственные размышления, собственные вопросы! Тогда и постепенное освоение сочинений древних авторов, связанных с этой темой, тоже пойдёт успешнее.
Но вернёмся к более практическим вопросам, которые могут возникать в ходе  бесед.
6. Совершенно естественный вопрос - какой длины отрывок читать? Здесь возможны две крайности - от слишком короткого отрывка, когда читается и обсуждается буквально 3-4 стиха, до слишком длинного, когда предметом обсуждения становится сразу чуть ли не целая глава. И то, о другое нежелательно. Если фрагмент слишком маленький, у людей просто не будет достаточно материала для размышления и обсуждения. Если слишком большой - то внимание рассеется на разнообразные детали, и люди не вынесут из такого чтения ничего определённого. Правда, в Евангелии есть исключения из этого правила - так, например, молитва "Отче наш" (Мф 6:9-13) при сравнительно небольшом объёме полна глубочайшего смысла, и потому может долго и содержательно разбираться чуть ли не "по частям". Притча же о блудном сыне (Лк 15:11-32), занимающуая чуть ли не целую главу, обладает несомненной внутренней целостностью, и ппотому может разбираться только целиком. Нечто подобное можно сказать об эпизоде воскрешения Лазаря (Ин 11:1-46), беседе с самарянкой (Ин 4:5-42), эпизоде исцеления слепорождённого (Ин 9:1-38). Их невозможно разбивать на части, с целью избежать "слишком длинного" отрывка. Но в обычном случае удаётся подобрать отрывок некоторой средней величины, который и даёт достаточно материала для размышлений участникам, и в то же время не перегружает их сознания обилием смыслов и деталей. Какая же это величина? Опыт показывает, что для серьёзной, содержательной беседы обычно бывает достаточно отрывка длиной в 10-15 стихов. Конечно, это может быть отрывок и несколько меньше 10 стихов. Некоторые достаточно связные и законченные эпизоды Евангелия, действительно, имеют небольшую длину. Но в целом ориентир должен быть именно таков - около 10, и, желательно, не больше 15 стихов. Это как раз и позволяет сделать обсуждение достаточно интересным и содержательным, и в то же время не слишком утомить участников.
В целом хорошим ориентиром могут служить богослужебные "зачала". Всё Евангелие разбито на короткие смысловые отрывки, которые используются для чтения на богослужении. Некоторые группы по изучению Евангелия и пользуются этими богослужебными чтениями, изучая, например, то, что будет читаться на богослужении в ближайший воскресный день. Другие читают какое-нибудь одно из евангелий подряд, эпизод за эпизодом. В этом случае как раз и подойдёт названное правило - каждый раз выбирать следующий достаточно связный по смыслу отрывок длиной ок. 10-15 стихов. Евангельский текст чрезвычайно "плотный" по смыслу, буквально каждая деталь при внимательном чтении может побуждать к серьёзному размышлению, и поэтому более длинный отрывок может привести участников к внутренней перегрузке. Впрочем, назвать какое-то совершенно точное, годное для всех случаев правило, касающееся длины обсуждаемого отрывка, наверное, трудно.
  Ну хорошо, допустим мы выбрали подходящий отрывок для чтения и обсуждения. Но как же именно мы будем его читать? Некоторые читают его буквально "по стихам", разбирая буквально каждую фразу, и при этом сразу же используют комментарии, как бы пытаясь сразу и в точности установить, "что же именно значит" этот отрывок.  Следует сразу сказать, что такой подход нужно  признать неудачным. При таком чтении подлинной встречи с Евангелием, как правило, не происходит. Люди читают текст, и в их сознании остаются отдельные слова и фразы, но не возникает целостной картины. Дело в том, что любо й эпизод Евангелия является связным, целостным. Его нужно воспринимать именно целиком, в нём важны внутренняя связь, последовательность событий.  Поэтому именно так и нужно читать Евангелие - одновременно воспринимая любой эпизод и в целом, и в деталях. Нужно вновь и вновь его перечитывать целиком, забегать вперёд, возвращаться назад, снова, новым взглядом всматриваться в то, что, казалось бы, уже обсуждено. Именно так и достигается более глубокое его понимание. Если же разбирать его только последовательно, "по стихам", то восприятие Евангелия сильно обедняется.
Что же касается традиционных комментариев и толкований, то их, конечно же, лучше зачитывать ближе к концу беседы. Нужно, чтобы определённая внутренняя работа была людьми уже совершена - тогда достигается и более глубокое восприятие этих толкований.
Вообще, все названные здесь "отклонения" при групповом чтении Евангелия - выбор слишком большого, или слишком маленького отрывка, последовательное чтение Евангелия "по стихам" - являются, скорее всего, следствием "учебного" подхода к изучению Евангелия. В первом случае мы стремимся поскорее "пройти" всё Евангелие, и поэтому берём слишком большие отрывки. Во втором случае стремимся совершенно точно и досконально узнать, "что же именно" говорит нам Евангелие, и потому слишком долго "сидим" над небольшими отрывками, желая достигнуть в нашем понимании абсолютной точности и глубины. Но Евангелие говорит с нами, в основном, целостными эпизодами, которые надо не "пройти", а внимательно и свободно прочитать, и найти на них в себе некоторый внутренний отклик, применить их к нашему времени и к собственной жизни. Именно к этому и надо стремиться.
Иногда люди хотят заранее "совершенно точно знать", что именно говорит им Евангелие, стремятся "подчинить Евангелие себе", чтобы оно говорило им именно то, чего они хотят. Но Евангелие - такая удивительная книга, оно почти всегда говорит нам то, чего мы не ждём и не хотим. Нужно просто вчитываться и вслушиваться в него, и стараться услышать, что оно нам говорит. Итак, заранее выберем небольшой отрывок - не слишком длинный, но и не слишком короткий, желательно целостный, связный эпизод. Внимательно прочитаем его дома и поразмышляем над ним. Затем соберёмся вместе и снова перечитаем его. Будем высказывать свои мысли - любые, которые придут, касающиеся и отдельных деталей, и эпизода в целом, и самих евангельских событий, и нашей современной жизни. Будем внимательны к высказываниям других говорящих. Постараемся внутренне каждый для себя понять, что же именно этот отрывок каждому из нас говорит. В конце прочитаем небольшие отрывки из традиционных комментариев и толкований. И тогда Евангелие действительно с нами заговорит. Оно скажет каждому из нас именно то, что действительно имеет отношение к его жизни. Мы откроем для себя, и в дальнейшем будем всё дальше и дальше открывать для себя Евангелие. Но для этого нужно изучать его разумно, нужно не столько "ждать" от него, что оно что-то скажет нам, сколько дать ему самому говорить.
    7.  Вообще, самое губительное на этих беседах - это поиск "окончательных" ответов. Их здесь никогда не удастся найти. Евангелие неисчерпаемо, оно всегда ставит загадки и не даёт ответов, кроме, конечно, самых главных - что Христос открывает нам путь Спасения, что нужно веровать в Него и быть Его учеником. На таких беседах человек не ищет готовых и окончательных решений, а только лишь живой встречи со Христом. Особенность таких бесед - в их незавершённости, "открытости". На них никогда не делается окончательных выводов. Правда, в конце каждый участник подводит некоторые итоги - но это, скорее, итоги "для себя", продолжение размышлений, которые побуждают человека к дальнейшей внутренней работе. Никакая мысль, высказанная на беседах, не может являться исчерпывающей,  окончательной. Выйдя с беседы, участники продолжают думать, искать. Важно сохранить живое чувство встречи со Спасителем, который и впоследствии будет открывать нам что-то, наставлять нас в жизни. Беседы эти не завершены, "открыты в будущее". В этом главная их ценность, это и делает их лучшим средством изучения вечно неожиданного, вечно поражающего нас и ставящего перед нами новые вопросы Евангелия. "Да, мы поговорили сегодня о Евангелии - но только лишь прикоснулись к нему, и многое еще нам предстоит понять." Видимо, это единственный разумный подход не только к изучению Евангелия, но и вообще а к подлинному познанию чего-либо. К сожалению, мы, испытав на себе воздействие системы образования времён общественного упадка, так и ждём, что нам всё в мире "объяснят", "разложат по полочкам", "уложат в готовые схемы", дадут на всё "окончательные ответы", и т.д. Так в своей жизни мы прошли мимо множества важных и глубоких вещей. Неужели так же пройдём и мимо Евангелия?..
8.  И, конечно же, важное условие таких бесед - это их полная искренность! Люди собрались вместе, чтобы общаться друг с другом и со Христом. Они высказывают подча свои самые глубокие мысли, делятся своими самыми глубокими переживаниями. И вот вдруг  кто-то из присутствующих использует это мирное собрание для того, чтобы "показать себя", похвастаться своими знаниями! Или же он практически не участвует в беседе, смотрит на всё со стороны, берёт на себя роль "стороннего наблюдателя"! Или, может быть, он, так вот исподтишка наблюдая за участниками, готовится в конце сказать свою "коронную фразу", сплошь состоящую из цитат святых отцов! Разве не ясно, что такой человек разрушает искренность беседы! Разве не ясно, что он уничтожает самое главное, для чего люди здесь и собрались - присутствие Божие среди людей! Честное слово, лучше было бы этому человеку "повесить на шею мельничный жернов и потопить его в глубине морской", как это прямо и советует нам Христос (Мф 18:6)! Неужели он сам не чувствует, какое недоброе дело он делает?.. Ведь нужно учитывать ещё и то, что мысли, которые высказывают здесь люди, часто им самим ещё не до конца ясны, что они чувствуют себя не вполне уверенно - каково же будет им в присутствии такого "всезнайки" или "наблюдателя"?.. Но, к сожалению, такое часто бывает с людьми, которые приходят на такие беседы не ради вдумчивого чтения Евангелия, а с какими-то другими, своими целями. В их случае подходит классический образ "собаки на сене" - сама не ест, и другим не даёт!..
Но мы всё же не будем торопиться искать мельничный жернов и скорее везти такого человека к морю - а лучше будем просто молиться о нём, в надежде, что Бог откроется ему и посетит Его. Если же этого по-прежнему не происходит, тогда мы поступим по другому совету Спасителя - по-дружески обличим его в глубокой тишине, наедине (Мф !8:15). Если же и это не помогает, то возьмём двух или трёх свидетелей, и снова все вместе обличим его, более основательно (Мф 18:16). Если же и это не приносит результата, то скажем Церкви (Мф 18:17). И вот, только лишь после этого мы сделаем с этим нераскаянным человеком то, что с самого начала собирались сделать! Пусть неповадно будет ему затемнять собою Евангелие, и этим смущать покой Церкви! Во всяком случае, рабочая обстановка в евангельской группе и возможность с пользой изучать Евангелие будут спасены.    
Но если говорить серьёзно, то эта обстановка достигается усилиями не только ведущего, но и всех членов группы. Ведущий только лишь задаёт направление беседы, её общий тон. От каждого участника, от его молитвы, внимательного чтения Евангелия,  умения выслушивать других участников, умения применять Евангелие к своей собственной жизни зависит, пройдёт ли сегодняшнее чтение и обсуждение Евангелия с пользой. И среди этих условий одно из главных - искренность. У нас нет другой цели, как глубже вчитаться в Евангелии и понять, что оно значит для нас. И в этой обстановке сосредоточенности, молитвы, взаимного доверия неловко почувствует себя человек, который пришёл на беседу с какими-то другими целями - например, "пощеголять" перед собравшимися своими знаниями. Вернее, если в нём ещё осталось что-то живое и подлинное, то эта обстановка подействует на него, он невольно подчинится ей, и "вольётся" в общее серьёзное обсуждение. Если же нет - то мы теперь уже знаем, как с ним поступить. Но важно, что речь идёт об общей атмосфере, и что ответственен за неё каждый участник группы, в чём и заключается огромная воспитательная роль таких бесед.
Ту ситуацию, когда ведущий сам глубоко неискренен, и только и ждёт случая, как бы "щегольнуть" перед собравшимися наспех подобранными цитатами, мы здесь не будем даже и рассматривать. Здесь уместна уже другая цитата из Евангелия - "Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят!" (Лк 23:34) Но будем надеяться на лучшее, и верить, что общими усилиями участников и других членов прихода такие проблемы могут быть всё же разрешены.
__________________
На этом закончим этот краткий и далеко не полный обзор ситуаций, возникающих во время бесед. В чём же их общий смысл? Давайте посмотрим на них с точки зрения человека, недавно пришедшего к вере и посещающего такие беседы. Сравнительно недавно его жизнь изменилась. Он обрёл Бога, перед ним открылись новые жизненные возможности. Он выбрал своим учителем Христа, своим жизненным ориентиром - Евангелие. Перед ним теперь стоит задача освоиться в этой новой области, действительно переменить свои прежние взгляды и понятия. Это он и делает, посещая богослужения, дома читая Священное Писание и общаясь с Богом в молитве, стремясь постепенно и с Божьей помощью действительно изменить свою жизнь. Не последнюю роль играет в этом общение с другими прихожанами, и, в частности, посещение таких бесед.
И вот, здесь его вдруг  встретят люди, которые могут "погасить" этот таинственный и удивительный процесс, начавшийся в его душе. Они в два счёта объяснят ему, что думать и искать не надо, что святые отцы "уже всё сказали", что нужно лишь пользоваться в своей духовной жизни достижениями прошлых эпох. Они совершенно точно и досконально растолкуют ему, что именно значит, и к чему именно побуждает его таинственное и непостижимое Евангелие. Самое печальное, что, благодаря какому-то странному недоразумению, они именно себя считают "наследниками" древней традиции, пытаются от её лица учить других людей, утверждают, что именно они представляют настоящее Православие.
Закрыть доступ таким людям в наши храмы и к различным событиям приходской жизни нельзя. Они - тоже члены нашей Церкви, наши современники, пришедшие к вере - но только выбравшие вместо живого общения с Богом, поиска, познания, творчества простое потребительство, пользование тем духовным опытом, который накопили в совсем других ситуациях и в совсем другие эпохи другие верующие люди. Почему именно человек может в своей духовной жизни сделать такой выбор - это отдельный вопрос, и мы его не будем здесь обсуждать - но, несомненно, эта тенденция в нашей современной церковной жизни есть, и от неё не закрыты наши приходы.
Как же уберечь нового приходящего к вере человека от, прямо скажем, не слишком благотворного влияния таких людей? Какие-либо границы, как уже было сказано, поставить здесь нельзя - всё это единое церковное пространство, нас всех объединяет здесь Христос. Эти люди, которые на всё ищут готовые ответы, которые при всяком удобном случае готовы ввернуть цитату из "святых отцов", которые бесконечно всё только накапливают и накапливают знания о том, как жили церковной жизнью в прежние века совсем другие люди, а сами до настоящей современной церковной жизни не хотят дотронуться даже и перстом - они здесь, среди нас. Приходские беседы, и особенно те, в центре которых стоит Евангелие, лишь в какой-то степени ослабляют их влияние - но вот, как мы видим, они могут в какой-то степени воздействовать на людей и через них. Как же всё-таки уберечь нового приходящего к вере человека, а заодно и всех нас, от, прямо скажем, тлетворного, разлагающего влияния таких людей? Будем надеяться, что Бог убережёт - если, конечно, мы будем молиться Ему, вступим в глубокие личные отношения с Ним, будем действительно стремиться исполнять Его волю. Но, помимо этого, мне кажется, нужно и осмысливать эту пробему, и её обсуждать - в том числе, может быть, и так, как это сделано на этих страницах. Здесь в свободной форме, без всякой определённой системы были приведены некоторые ситуации, с которыми можно столкнуться на приходских евангельских беседах - и, как оказалось, многие из них касаются именно этой темы, т.е. поиска "готовых ответов", мнимой "фундаментальности", мнимой "опоры на предание", стремления только лишь накапливать знания о прошлом церковной жизни, но по-настоящему не жить ей.
Современный опыт показывает, что для нас центральным является вопрос не "как всё на самом деле было", и не как приобрести наиболее надёжные и точные знания о прошлом - а как решить наши настоящие теперешние вопросы, как наиболее полноценно жить с обретённой христианской верой здесь и сейчас. Из этого вытекают и те необходимые знания, которые мы постепенно, по мере сил приобретаем (поскольку, несомненно, и такие объективные знания тоже нужны). Из этой последней мысли вытекает совершенно естественная и здравая мысль - что дело, может быть, вовсе не в том, что в нашей современной церковной жизни существуют два разных типа людей, одни из которых по-настоящему живут церковной жизнью, а другие только пользуются достижениями прошлых эпох. Оба эти свойства, или качества должны присутствовать в жизни каждого верующего человека, и действительно в разных сочетаниях присутствуют в жизни всех современных верующих людей. И вопрос только в том, как добиться наиболее гармоничного их сочетания, как выстроить свою внутреннюю жизнь наиболее стройно и полноценно - на основе, конечно, приоритета реальных современных задач.
В этом нам поможет сама реальная современная церковная жизнь, которая складывается и развивается в наших приходах. И, не в последнюю очередь - реальное живое общение прихожан, в том числе и складывающееся "над Евангелием", или "вокруг Евангелия". Мы здесь показали, что такие беседы, имеющие целью более глубокое познание Евангелия, и естественны, и необходимы в современной церковной жизни. Что успех их и польза во многом зависят от глубины собственной молитвенной жизни, умения непредвзято и честно вчитываться в Евангелие, не искать готовых ответов, стремления применять Евангелие к нашей собственной реальной современной жизни. В форме свободного размышления мы обсудили интересную тенденцию современной церковной жизни - стремление некоторых людей вовсе и не жить реальной церковной жизнью, не накапливать собственный духовный опыт, а только лишь пользоваться поверхностно воспринятым из книг опытом древних отцов. Такая тенденция в церковной жизни, без сомнения, представляет собой некоторую проблему. 
В целом евангельские групповые беседы оказались и востребованной, и полезной формой современной приходской жизни. Они сосредотачивают наше внимание на самой главной книге нашей веры - Евангелии, и одновременно помогают наладить приходское общение. Такие беседы несут в себе огромный духовный, воспитательный потенциал. К обсуждению некоторых более частных моментов, связанных с их организацией, мы теперь и перейдём.
______