Воскрешение смердякова

Валерий Протасов
    Далеко ли за спиной время, когда несчастный припадочный из романа Достоевского "Братья Карамазовы" был одиноким выродком, уродом в русской семье, пусть и не безупречной, но далёкой от  идеи предательства грешной и святой Руси? Твердилы Новгородские были и во времена Александра Невского, благоверного, но тоже, увы, не святого князя. Были они и раньше, по-видимому, во все времена. Что делать? Слаб человек, порочен в сердце своём, крив в уме. Да ещё и тёмен душой. И в наше время, чем больше тьмы в голове, тем больше склонности к сомнительным мыслям и поступкам. Простой человек был некогда чуть ли не примером скромности и преданности родной земле. «Простые люди» Льва Толстого - где они? И если есть, то уже совсем не так просты и смиренны. Кто не имел этих чувств, считался повреждённым душой и становился изгоем в глазах ближних, да и дальних. Предателей не любили везде как людей лукавых, почти лишённых души. Преданность родной земле, органическая связь с ней была необсуждаемой нормой. Жизнь была прочнее, устойчивее. А в дни волнений она начинает шататься. Дети погибших за родную землю, за жизнь потомков с лёгкостью отказываются от родных преданий, веры, даже от языка. За то ли воевали и погибали их отцы и деды, чтобы увидеть перевёртышей, без всяких сомнений предающих родную кровь, память о родных полях, песнях, преданиях, самый дух рода? Не могу представить, что испытывают души усопших (если они вообще что-то чувствуют) при виде того, что происходит дома, на оставленной земле. Говорят, виноваты во всём либералы, бросающие вызов всякой догме, поклоняющиеся безраздельной, ничем не ограниченной свободе. Но фанатично исповедующие любой принцип, не замечают, как он превращается в догму. И уж тут не свобода, а плен, полный и досады, и злобы. Ну, ладно. Либералы либералами. У них от большого ума ум за разум зашёл. Бог им судья. Но вот странно: чем проще, необразованнее обыватель, тем легче поддаётся он на соблазн предательства. Непросвещённый человек – лёгкая добыча ненависти к родной земле, её истории, её святыням. Иногда думается, что и нет у того человека души вообще. Так, один только дымок с дурным запахом.«Плевать я хотела на такую родину! - сказала одна моя знакомая. Как будто у неё есть другая. И вообще, как можно плевать в колодец, из которого родичи твои черпали некогда воду? Эта вода в твоей крови. Ты плюёшь себе в душу.
Пятая колона растёт в числе. Куда ни ткни пальцем, везде попадёшь в коллаборациониста. Ещё вчера он горло драл на митингах во «славу родной партии». Сегодня повернулся на все 180 против своей оси.  Плохо у нас, «там» лучше. Но любовь к родному - чувство иррациональное, бессознательное.

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу.

 Какая родина ни будь, она остаётся матерью, родившей тебя на свет. Можно не любить её, но  выкинуть из души невозможно, если она есть, конечно.
Были когда-то твердилы и смердяковы  существами презренными, вызывавшими гадливость. Теперь же они воскресли в качестве вождей и исполнителей идеи ненависти к родине. Да, времена перевернулись - и смердяков из  выродка превратился в вождя тех, у кого нет в душе ни любви, ни совести. Только и слышишь: один уехал в Америку (где его никто не ждал), другой сиганул куда-то ещё, вон из страны, родившей его, вскормившей материнским молоком, научившей говорить, читать и писать, сделавшей его человеком. Чего он ищет? Он того и сам не знает. Чаще всего ничего, кроме ожидания, что в чужой стране пряники сами будут падать ему в рот. А там и своих любителей халявы довольно. И честным людям везде: и там, и здесь это не нравится. Вот, говорят, в Америке хорошо. А чем хорошо? «Хорошо там, где нас нет». Чем сложнее цивилизация, тем напряжённее жизнь. Америка живёт по законам, не свойственным русской душе. Если это мечта о дальних странах, то она увела этих людей не в ту сторону. Поездить, повидать свет – одно, но бросить родные погосты - другое. Мало того, ещё и обругать и обгадить и ложе, на котором родился, и колыбель, в которой услышал звук родной речи, и вкусил живительное молоко. В чужом доме никто не рад пришельцу. Привиться к чужому дереву - зачем? Даже если и привьёшься, помни, что ты дичок, чужой на этом стволе. Свобода? Да. Есть свобода делать правильный выбор, и есть свобода выбирать ложный. Вместо того чтобы  делать жизнь лучше дома,  «перекати-поле» влезает в чужой дом, ютится с краю на постоялом дворе и даже, достигнув успеха, остаётся в другой стране чужаком. И мало того. «Пятая колона» подрывает землю под фундаментом дома, грызёт и точит дерево и ждёт-не дождётся часа, когда дом рухнет.