Загадочный мир букв и странные взрослые

Книги Ёлочка любила всегда. Её поражало волшебство рождения историй и сказок при перелистывании страниц. А картинки из них часто жили своей отдельной от книжки жизнью и становились её друзьями, к которым она часто заглядывала.

Нравилось ей и само действо чтения. Ёлочка, конечно, не могла не примерить на себя роль чтеца. Оставалось найти себе свободного от дел слушателя. Самым подходящим для этого объектом, конечно, была Нана – соседка, учительница на пенсии, у которой всегда находилось время для Ёлочки. Она читала и рассказывала Ёлочке множество интереснейших историй. Не долго думая, Ёлочка со своей любимой книжкой про Конька-Горбунка отправилась в соседскую квартиру.

- Нана, можно сегодня я тебе буду читать сказку?
- С удовольствием послушаю…
Книжку эту Ёлочка давно знала наизусть. Вскарабкавшись на своё любимое старое кресло, она открыла книгу и бойко стала рассказывать сказку, время от времени важно переворачивая страницы…

- Молодец, Ёлочка, у тебя отличная память! Но чтение, это совсем другое. Для этого надо знать буквы. Давай-ка я тебе начну их показывать?

Для Ёлочки это было новой увлекательной игрой. Выучены все буквы были быстро. Но Нана, как обычно осенью, уехала в свой «Батум». И читать Ёлочка не научилась.
***
В это время, к ним приехала из Ленинграда её тётя, работавшая там в газете. Ёлочка знала от родителей, что раньше она была учительницей.
Вечером тётя сидела у письменного стола с книгой. И Ёлочка решила у неё выяснить, как же всё-таки люди читают.

- Лида! Я тоже хочу сама читать! Покажи мне как это делать.
-Буквы выучи сначала!
- Я уже выучила!
 - Не фантазируй! Я знаю, что тебе только недавно азбуку купли.
- Проверь меня!
Тётя, после недолгой проверки убедилась и удивилась. Потом, с сожалением оторвавшись от книги, взяла две буквы из кармашков Ёлочкиной азбуки.
- Это что за буква?

- А эта?
-Эм
- А вместе что будет?
- Не знаю!
- Ты их слитно, разом произноси, вот слово и получится…
- Уэм???
-Ну, вспомни, что у тебя в голове, Ёлочка?
- Мозги! - гордо ответила Ёлочка.
- Нет там у тебя никаких мозгов! Две буквы сложить не можешь! Всё, не мешай мне…
Так окончился первый урок чтения.
***
Вскоре, на день рождения, Ёлочке подарили большие кубики с буквами и картинками. Играя с папой в эти кубики, она каким-то волшебным образом быстро научилась объединять буквы в слоги и слова. Вскоре Ёлочка уже читала сама.

А приехавшей с Юга Нане осталось только удивиться и порадоваться за Ёлочку, угощая её вкуснейшей хурмой.
***
Книг у Наны было много. И все они были полны интереснейших историй, которые Нана читала или рассказывала Ёлочке. Больше всего Ёлочке нравилось слушать про девочку Козеттту, которую обижали злая трактирщица и её вредные дочки, а потом добрый Вальжан подарил ей самую красивую куклу с витрины магазина.
***
- Нравятся тебе мои книги, Ёлочка?
-Очень, Нана…
- Вот, когда я умру, они тебе останутся…
- Нана, а когда ты умрешь?
***
Комичны и жестоки бывают дети в своей непосредственности и счастливом неведении о реалиях жизни ...
Давно нет моей любимой Наны, познакомившей Ёлочку с мировой классикой, с неизвестной тогда советским детям Чарской и со своей собственной жизнью в пансионе и учёбой в гимназии.
***
Прошло много лет.
Елочкиной дочке Басе 1 год и 8 месяце и она уже знает все буквы. А лучшее для неё занятие - когда мама ей читает книжки.
***
Басе 4 года. Её снимают на камеру. Бася сидит в кресле с большой книгой сказок Чуковского в руках и бойко рассказывает сказку о проглоченном крокодилом солнце, переворачивая временами, страницы…
Дежа вю… Когда-то это уже было...
***
На дворе 90-е…
Басин папа моряк, он ходит в длинные рейсы, чтобы им всем было, на что жить. Когда он дома, Басе достаётся меньше привычного маминого внимания.А сказки вечерней хочется...

- Мама, ну почитай же мне!
- Давай, Басечка, я тебе почитаю! - предлагает папа.
- А ты что ли читать умеешь? – с сомнением в голосе произносит Бася.
- Конечно!- удивляется вопросу папа.
- Себе что ли попробовать? – ещё больше смущает его внутренне убежденная в их общем уровне относительно авторитета мамы Бася.
***
Буквы-буквами, но Баськино чтение «пошло» лишь после покупки ей (по совету учительницы) книжек-малышек. Эти маленькие книжечки сказок с чудесными картинками на удивление быстро объединили её давнишнее знание букв с умением их складывать в слова. И очень быстро она стала уверенно читать.
***
Басе 5 лет.
В их маленькой школе новый директор.
- Давайте дети знакомиться:
- Кто покажет, как вы умеете читать? - протягивает он им принесённую книжку-раскладушку с большими рисунками и  парой слов-слогов на каждой странице.
Лес рук.
- Ну, давай ты, малышка,-  выбирает он саму маленькую - Басю.
Бася берёт со стола учительницы книгу сказок, которую та им только что читала  и бойко читает.

Как потом рассказала мне учительница, реакция директора была похожа на  «Немую сцену» из «Ревизора».
***
А любовь к книге у Баси сохранилась. Что, к сожалению, становится редкостью в нынешнее компьютерное время.

***
Другие истории про Ёлочку тут:

http://www.proza.ru/2019/04/23/1268
http://www.proza.ru/2019/04/10/1131
http://www.proza.ru/2019/04/09/1432
http://www.proza.ru/2019/04/25/425
http://www.proza.ru/2019/05/15/324


Рецензии
Читаю про Басеньку и молодею лет на 20! Ко мне домой приводили маленькую девочку, чтобы я научила её читать. Малышке было всего 3 года. Сама непосредственность! Нашли мы с ней общий язык и через недельку она уже читала. Мама сидела на диване и слушала все наши уроки. А потом брала у меня детские книжки и дома читали их с девчушкой. Мама была очень довольна научению дочки!
Припомнилось...
Спасибо, Леночка за рассказ о Басеньке! Очень понравился!

Галина Калинина   17.05.2019 11:41     Заявить о нарушении
вам спасибо за тёплые слова и прочтение.

Елена Ромашова   17.05.2019 11:43   Заявить о нарушении