Белорусское эхо войны

Александр Прохладный
Случается порой – завидев меня, иные знакомые восклицают : - О ! Ты-то мне и нужен … Последующие слова почти у всех одинаковы : - Скоро у нас – юбилей, исполняется … лет, надо бы … стих написать или поэму … Так было – к юбилею Михаила Девятаева*, к столетию комсомола, нашего микрорайона, тридцатилетию Совета ветеранов города и ещё немало достойных событий, о которых доводилось мне слагать стихи, а впоследствии зачитывать их на людях. Совсем недавно – вышел я из подъезда, где проживают мои «наследники» и встретил давнюю знакомую Ирину, она поприветствовав меня - сходу произнесла : - Тема есть – надо бы её развить ! За пару минут была изложена суть вопроса, я ответил как обычно – мол, обещать не буду, но подумаю. Отказывать людям для меня крайне сложно, а тема та – простиралась от нашего мемориала в честь земляков, участников Великой Отечественной войны, до незнакомой мне деревеньки в Белоруссии. Дома я впал в глубокое раздумье, затем "подтащил" себя к ноутбуку и в содружестве с Яндексом, стал изучать неизвестные мне события из далёкого прошлого.

Давным – давно, в приволжском посёлке проживала семья Булюхиных, у Алексея и Пелагеи было пятеро сыновей – парни ладные, работящие, жить бы да радоваться, но тут нежданно грянула война. Двое из них, Василий и Григорий, подлежащие призыву по возрасту, отправились на фронт, всё шло по законам военного времени, родители трудом крепили оборону страны, с тревогой и надеждой в душе ожидая весточек с полей сражений. Были и ранения у сыновей, возвращение в строй – Василий после сталинградской битвы и лечения в госпитале был направлен в Белоруссию, а в декабре 1943 года погиб в бою за деревню Соломянка, о чём свидетельствует похоронка, оформленная второпях командиром на бланке товарной накладной. Было парню в тот момент всего двадцать один год, Григорий вернулся однажды к родному дому, но радость по поводу его возвращения затмевала утрата семьёй Василия, фотография которого с медалью «За отвагу» на груди, висела на стене рядом с иконой.

Деревню Соломянка – военное лихолетье стёрло с лица земли, а буквально рядом после изгнания фашистов проросла другая, с названием Печищи. Закончилась страшная война, с превеликим трудом люди обживались на новом месте, строились жилые дома, больницы и школы, в них дети войны постигали грамоту. Уже в мирное время, в обычной семье Карповых у Ивана да Марии родились трое детей – Вера, Ирина и Николай. Ирина после десятилетки отправилась в Ленинград, где поступила в ЛИИЖТ – учиться на инженера путей сообщения. По той же причине из города на Волге, в Питер прибыл и Владимир Булюхин, племянник героя войны Василия. Случилось невероятное совпадение – судьба познакомила и привела молодых  студентов к венцу незадолго до завершения учёбы. Вскоре дипломированные специалисты отправились к волжским берегам, где их ждали родители Владимира. Время шло, уже подрастали двое детей, жизнь задалась – грех обижаться, как-то незаметно и внуки зашагали по мирной земле. На досуге Ирина – в архивах родителей мужа разглядела документы военных лет и взялась за их изучение, а после длительной переписки с военными и общественными организациями выяснилось, что Василий Булюхин похоронен в братской могиле на её родине, в Печищах.

Четвёртого мая Ирина отправилась в родные края, где ждали её местные активисты – поисковики, чтобы в День Победы открыть надпись на плите мемориала – «Василий Алексеевич Булюхин». У нас, на его родине – это имя отсвечивает серебром на мраморе уже много лет...



*-М.П. Девятаев, организатор побега из плена на немецком самолёте с девятью товарищами, Герой Советского Союза.


5 мая 2019 года,    22:33.