Полезный разговор

Юрий Гладышев
- Ну что, ты всех собрал?
- Всех.
- Они не сопротивлялись?
- Нет, они тебя не боятся. Извини, но, они говорят, что это ты их боишься.
- А ты как думаешь?
- Я думаю, что это так.
- Ну что ж, спасибо за откровенность. Твоя прямолинейность иногда меня просто
  убивает.
- Прости, служба такая.
- Не извиняйся, ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь. К чему эти реверансы.
  Приведи кого-нибудь из них.
- Кого прикажешь первым?
- Любого. А впрочем, давай того, кто попроще.
- Слушаюсь.

Разум удалился. Я откинулся в кресле, расслабился. В отсутствии Разума это  сделать легко.
Сколько их там? Я их никогда не считал. А надо бы. Думаю, не меньше десятка. Ладно, посмотрим хотя бы на одного. Странно, они преследуют меня всю жизнь, преследуют в открытую, не прячась, а я ни разу не остановился, не поговорил с ними, не спросил, что им надо.

Этого я узнал сразу. Высокий, очень высокий, голубоглазый блондин. Вошел, наклонив голову, чтобы не удариться о притолоку.
- Присаживайся.
- Спасибо, я постою. Мне так удобнее.
- Зато мне неудобно. Здесь и сейчас приказываю  я. Поэтому садись.
- Хорошо, как скажешь, гражданин начальник - ухмыльнулся он. – Сейчас ты сидишь в кресле, в комнате на первом этаже. Тебе нечего боятся. Значит, сейчас ты хозяин.
 Когда он опустился на низенькую табуретку, мы оказались на одном уровне, и я мог, не поднимая головы, смотреть  прямо в его бездонные глаза. И мне не было страшно.

- Имя?
- Ты же знаешь.
- Повторяю, имя?
- Ну, хорошо, меня зовут Фобос Акро, страх высоты.
- Год рождения?
- Начальник, кончай прикалываться, мы же с тобой с одного года.

Он явно чувствовал своё превосходство. Он привык к тому, что он выше меня, во всех смыслах. Он сильнее меня. Он не раз побеждал меня. Он владел мною. Он доводил меня до головокружения,  до дрожи в коленях.

- Хочу сразу сказать, это не допрос. Я просто хочу поговорить с тобой. Мы ведь
  не чужие. Столько лет вместе.
- Валяй, говори. Только учти, я не поп, грехов не отпускаю.
- И не надо. Скажи, откуда ты? Как и когда ты появился в моей жизни.
  Он с интересом взглянул на меня.
- А ты к психологу сходи, он тебе все расскажет. Психологи думают, что они всё
  про нас знают.
- Я сейчас тебя спрашиваю.
- Хорошо, я отвечу. Как я появился, я не помню. А ты помнишь своё появление на
  свет? То-то же. Когда,  я тоже не помню. Но, моя память длиннее твоей.  Вот,
  например, ты наверняка не помнишь, как упал с кроватки. Детская такая кроватка
  с сеткой по бокам. Тебе тогда было около года. Ты стоял в кроватке и держался
  за перекладину. Эта перекладина была съемной, ну, чтобы удобней было
  укладывать  ребенка, или, брать его с кроватки. Так вот, ты как-то умудрился
  поднять эту перекладину. Она упала, а вслед за ней и упал и ты, на пол. При
  этом больно ударился.Ох, и крику было.
  Может тогда я и появился? А может и раньше. Но, ты, между прочим, тогда
  впервые перестал доверять своёму телу. 
   А  ещё, помнишь? Ты это уже должен помнить, как в восемь лет ты лез на
  старую, деревянную, метеорологическую вышку. Она скрипела и качалась под
  напором ветра. И тебе казалось, что сейчас твои руки разожмутся, и ты полетишь
  вниз. Ты не доверял своим рукам.

- Да, я помню. Ну, тогда я тебя победил. Я долез до верхней площадки.
- Да, ты долез. А потом спустился вниз. Хотя,  спускаться было ещё страшнее. Но,
  победил тогда не ты. Вернее, не совсем ты. Победил меня страх, другой страх.
  Так бывает, мы иногда боремся друг с другом. Меня победил Фобос Скопо, страх
  позора.  Ведь внизу стояли мальчишки. И что было, если бы ты не полез на
  вышку? Они –то уже лазили туда. Тебя бы объявили трусом. А ты этого ох как не
  хотел. Ты этого боялся больше чем высоты. Не так ли?
 -Так. Но, эта победа была не единственной. Помнишь, в армии, когда мы прыгали с
  вышки?
- Помню. Сначала вас заставили прыгать с высоты двух метров. Я тогда особо и
  старался, внизу- то была приличная куча песка. А потом, когда вам пришлось
  спускаться по тросу с десятиметровой высоты, ты меня заблокировал утверждением
  «Я не хуже других. Если другие могут, то и я смогу». У тебя тогда получилось.
  Но, всё-таки, признайся, что за мной побед больше. Общий счёт не в твою
  пользу. Ты боишься подходить к краю любой возвышенности, к краю крыши. Ты
  боишься подниматься по вертикальной лестнице, если её высота больше десяти
  метров. Твоё сердце замирает, когда ты просто смотришь вниз.  Ещё раз говорю,
  ты не доверяешь своему телу. У тебя подгибаются ноги, у тебя разжимаются руки.
  Ты боишься, что твоё тело потеряет равновесие…

- Хватит. Я тебя понял. Ответь мне на ещё один вопрос.
- Постой, дай угадаю. Ты хочешь спросить, почему, когда ты стоишь на краю и
  смотришь вниз, тебе иногда так и тянет сделать последний шаг. Ты это хотел
  спросить?
- Да. Неужели в этот момент страх высоты, то есть ты, сильнее страха смерти.
- Ну как тебе сказать, ты, в момент стояния на краю, хочешь любыми путями
  избавиться от меня, даже с помощью смерти. Я пугаю тебя падением, то есть,
  вероятной смертью.  А ожидание смерти страшнее самой смерти. В общем, как-то
  так.
  А ещё я тебе скажу, что есть одна особа, которая сильнее всех нас, страхов,
  вместе взятых. Её имя Паника. Её сила в том, что она умеет отключать разум.
  Если пришла Паника, всё, сливай воду. И вниз шагнешь, и в огонь и в воду. Но,
  слава богу, до этого не доходило. Мы  каждый раз оттаскивали тебя от края. Ну,
  типа, ты сам отходил.
- Кто это, мы?
- Как кто? Я и этот твой советник, Разум.
- Ну, спасибо вам.
- Не за что, работа такая. Кстати, ты его хорошо знаешь, свой Разум?
- Я к нему привык. Мы всю жизнь вместе.
- И ты ему доверяешь?
- А что мне остаётся делать, другого Разума у меня нет. А почему ты спрашиваешь?

  Страх  оглянулся на дверь, помолчал, будто решаясь на что-то.
- А ты знаешь, что это он нас подкармливает, выращивает.
  Ты думаешь, почему я такой высокий. Это он меня таким вырастил. Я ввысь 
  расту, а некоторые раздуваются как пузыри.  Знаешь, какая там сидит
  Дентофобища. Она в эту дверь  точно не пролезет.
- А кто это?
- Ты к стоматологу  давно ходил?
- Слушай, только не про это.
- Вот видишь. Но,  есть среди нас и замухрышки, маленькие, тщедушные.  А всё
  потому, что Разум им внимания не уделяет. Например, Зоофобия, или, Никтофобия,
  они малюсенькие такие, войдут, не заметишь.
- Значит это он, Разум вами командует. Кого-то лелеет, холит. А кого-то в черном
  теле держит.
- Но, ты зла на него не держи. Он по - своему старается. Ведь кто мы такие, по
  сути, страхи твои? Мы инстинкты самосохранения. То есть, твоего сохранения. Мы
  для того, чтобы ты не упал, не обжегся, не утонул,  не выехал на встречку, не
  наступил в дерьмо и  т.д и т.п. Это мы тебя храним. А твой Разум, как
  диспетчер, в нужный момент включает нас. Правда,  иногда перестраховывается. 
  Ну, с кем не бывает.

  А с другой стороны, например я,  ну, был бы я поменьше. И что? Ты бы стал
  воздушным гимнастом? Или, альпинистом, и покорил бы Эверест? Или,
  канатоходцем? А тебе это надо?
- Да нет, мне этого не надо. Ладно, ступай.
  Фобос поднялся, и направился к двери.
- Хотя постой, - спохватился я. – Слушай, а кто из вас отвечает за... это дело?
- За какое дело? – не понял он.
- Ну, за Это…
- Ах, за это, - Фобос задумался, - Не знаю. Но, точно не я. Вот если бы ты решил
  этим заняться на краю, например, ущелья, я б тогда там поучаствовал. А так,
  даже не знаю. А что бывают срывы?

Я замялся, и кажется, покраснел.
- Иногда.
  Фобос  понимающе  улыбнулся. И уже взявшись за дверную ручку, сказал:
- Я, конечно, поспрашиваю. Деликатно поспрашиваю. Но, ещё раз, мой тебе совет, 
  больше доверяй своему телу, и чуть- чуть меньше этому своему, - он кивнул
  на дверь, - диспетчеру. Кстати, знаешь, у кого срывов не бывает? У дебилов. А
  почему? Им Разум не мешает.
  Фобос вышел. Странно,  подумал я, он вышел, прямо не сгибаясь. Неужели стал
  меньше? Или, мне показалось.
  А вообще, оказывается, неплохой парень. И не такой уж страшный.  Как-нибудь
  выберу время и обязательно побеседую со всеми.