Откуда есть пошли мои предки из Крыма

Валерий Марининский
  Моим Крымским родственникам посвящается.

      Если мои Тверские родственники по линии отца, жили в Тверских местах исконно, то по линии матери, Крымские, поселились там относительно не так давно. Причиной появления родственников в Крыму предшествовали следующие события в истории Российского государства.
      История Крыма столь многогранна, богата известными событиями в Европейском, и не только, масштабе, что углубляться в древность можно бесконечно. Я попытаюсь кратко изложить события, прямо связанные с появлением моих Крымских предков на моей маленькой, но прекрасной Родине.
      Вхождение Крыма в Российскую Империю известно великими событиями и великими именами наших славных предков. Императрица Екатерина Великая, путешествуя со свитой, по новым землям Империи, обратила внимание на то, что земли Крыма заселены недостаточно. Многие татары выехали в Турцию по разным причинам, и не все добровольно.
      Следовало принять меры по образованию поселений из русских людей, возделывать пустующие земли, развивать виноградарство и садоводство. Да и охранять южные рубежи империи тоже кто-то должен.
      С этой целью стали создаваться русские поселения, в основном их числа отставных младших чинов служилого люда и крестьян, живших на казённых землях: Курской, Воронежской, Орловской, Харьковской, Сумской, Белгородской губерний и Новороссийских мест.
      Мой Крымский род образовался в двух местах, сёлах появившихся недалеко от Феодосии и Старого Крыма, от предков Головиных и Ермаковых. Это сёла основанные русскими поселенцами: Изюмовка и Владиславка.
      Как известно, Изюмовку основали отставные чины со следующей историей.
Ещё в 1651 году из казаков Слобожанщины был сформирован Изюмский слободской черкасский казачий полк. Но, по данным историков позапрошлого века, эта дата была несколько условной. Все регулярные гусарские слободские полки получили старшинство с 1651 года. Ярчайший пример — город Изюм. Он основан в 1681 году Григорием Ерофеевичем Донец-Захаржевским, полковником Харьковским.
      Позже Изюмский полк выделяется из Харьковского.  Из казачьего полка был набран личный состав Изюмского гусарского полка. После всех преобразований, до 1917 года, полк - правопреемник назывался «Изюмский 11-й гусарский полк», был распущен в 1918-м. Так что «сладкое» название села не от изюма, а в память городка Изюм и гусарского полка. Ну а название городка Изюм, стерегшего Изюмский шлях, это отдельная тема.
      По преданию, императрица повелела: «отставным солдатам Изюмского гусарского полка остаться здесь для основания поселения, выбрать себе в жёны достойных девиц, чтобы создать семьи и благоустроить селение».
      Отставные гусары (в основном нижние чины) и основали династии Ермаковых, Гнездиловых, Малышевых, Зеленских, Дерябкиных, Мозгаловых, Мазневых, Руденко, Пастуховых, Феньковых, Манушкиных, Гончаровых, Тихонько, живущих и поныне в Изюмовке.
      Вот так пошёл мой род, по линии крымской бабушки, дочери моего прадеда Ермакова Андрея Федотовича, русского, казака по своему роду. Отмечается, что жители слободы Изюмовка, как и других русских сёл Крыма, дали начало оседлой жизни земледельцев.
      А что же Владиславка? У этого села, основанного переселенцами, своя бесхитростная история.
      Владиславка была основана на месте опустевшей татарской деревни
Ойкую, первое документальное упоминание которой встречается в Камеральном Описании Крыма  1784 года, судя по которому, в последний период Крымского ханства, Ойкуи входил в Колечский кадылык Кефинского каймаканства.
       После присоединения Крыма к России (8) 19 апреля 1783 года, (8) 19 февраля 1784 года, именным указом Екатерины II сенату, на территории бывшего Крымского Ханства была образована Таврическая область и деревня была приписана к Левкопольскому, а после ликвидации в 1787 году Левкопольского — к Феодосийскому уезду.
       По «Ведомости о числе селений, названиях оных, состоящих в Феодосийском уезде от 14 октября 1805 года, в деревне Онгуй (Ойкую) числилось 14 дворов и 115 жителей». На военно-топографической карте генерал-майора Мухина 1817 года деревня Ойкую обозначена с 16 дворами. Затем, видимо,
вследствие эмиграции крымских татар в Турцию, деревня опустела и в «Ведомости о казённых волостях Таврической губернии 1829 года» среди действующих уже не значится, хотя на карте 1842 года ещё обозначена условным знаком «малая деревня», то есть, менее 5 дворов.
        В 1860-х годах, после земской реформы Александра II, в  деревню в 1861 году поселены крестьяне, образовавшие деревню Владиславку и определили центром новой Владиславской волости.
        Согласно «Списку населённых мест Таврической губернии по сведениям
1864 года», составленному по результатам VIII ревизии 1864 года, Ойгуя (она же Владиславка) — русская общинная деревня
 с 37 дворами и 241 жителем при колодцах.
        Согласно «Памятной книжке Таврической губернии за 1867 год», урочище Ойгул было покинуто жителями в 1860—1864 годах, в результате эмиграции крымских татар, особенно массовой после Крымской войны 1853—1856 годов, в Турцию и заселена государственными крестьянами из Курской Губернии.
        Вот так, из переселённых государевых крестьян Курской губернии образовался род по линии деда, Головина Василия Антоновича.
        В тех местах проживает много моих родственников Крымского колена и посей день. Ну а я родился в Феодосии в 1954 году, через сто лет после Крымской войны, в которой участвовали мои предки.
        Мой дед, Головин Василий Антонович, принял участие в Первой мировой войне (28 июля 1914 г. — 11 ноября 1918 г.) о которой много различных материалов и исследований. Я хочу изложить только то, что и мои предки Головины и Ермаковы, принимали в ней участие.
        А вот в Великой Отечественной Войне Василий Антонович не участвовал. В Первой мировой войне был тяжело ранен и попал под газовую атаку германских войск. Деду посчастливилось выжить после газового отравления. Но здоровье  после этих событий было сильно подорвано, он стал инвалидом и умер после освобождения Крыма от фашистской оккупации. Так что я его не видел, как и погибшего другого деда, Тверского.
         Воевали в Отечественную мужчины из Ермаковых, нашей родни жившей в Изюмовке. Воевали достойно, заслужили медали и ордена, как и положено потомкам 11-го гусарского Изюмского полка.
         Вот и изложил я кратко, историю моей родни, поселившейся двести пятьдесят лет назад на маленькой, прекрасной Крымской земле, ставшей жемчужиной Российской Империи благодаря мужеству и упорному труду русских людей.