Густав Климт. Nuda Veritas

Алина Алексеева-Маркезин
    Густав Климт."Nuda Veritas» («Обнаженная истина»), 1899. Национальная библиотека. Вена

    Многие произведения Густава Климта были очень скандальными из-за чрезмерных эротизма и порочности. Он был изрядным любителем женщин. Возможно, именно это и дало такой оттенок его картинам. Художник был далек от политики, никогда ею не интересовался, но он всегда боролся за то, чтобы убрать в искусстве жесткие рамки дозволенного.

    Он не был доволен традиционным и устаревшим искусством, так он стал первым австрийским художником в стиле модерн. Своим необычайным и скандальным творчеством он вывел изобразительное искусство на новый уровень.

    Новые убеждения КЛИМТА провокационно воплотились в картине Nuda Veritas (1899). Искусствовед из Фонда Климта Сандра Треттер видит в ней "сущность конфликта между Обществом художников и Сецессионом".

    На картине в полный рост была предельно натуралистично изображена полностью раздетая женщина с копной рыжих волос и одним лишь зеркалом в руке - зерцалом истины.

    В лице рыжеволосой красавицы нет ни грамма смущения или стыда.Присутствие змеи у ее ног, цветов в волосах и почти мимолётного водного фона придает фигуре опасный и тревожный вид. Бледный цвет лица, рыжие волосы, окаменелый взгляд делают эту женщину еще более недоступной.

     Элементом связи с женщиной являются два цветка, которые поднимаются своими тонкими и длинными стеблями.Они в некотором роде напоминают о мужском присутствии в форме сперматозоидов.

    В картине заложен еще один скрытый смысл. Девушка на картине держит в руках зеркало. В него художник предлагает заглянуть публике, взглянуть на самих себя, остаться с собой наедине и поразмыслить о том, какие же мы на самом деле внутри.

   Есть и другие интерпретации зеркала: женщина, поворачивая зеркало к нам, призывает нас убежать от лжи, представленной змеей. В этом увещевании убежать от лжи мы читаем замысел художника: полную свободу искусству, которое должно говорить правду.

      Ложь и зависть, которая переливается через тело змеи из рамы картины с намерением стереть надпись « Nuda Veritas» , именно для того, чтобы усилить эту борьбу лжи против истины.

   Общество, воспитанное на идеализированной наготе исторических или античных героинь, не смогло принять образ обнаженной современницы.

    Широкая рама, оформляющая и дополняющая полотно, содержит надпись — цитату немецкого поэта Фридриха Шиллера:

    «Твои дела и твое искусство не могут нравиться всем: делай то, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим — плохо».

      Здесь словно выражено мнение художника о его отношении к заинтересованной публике.