Уроки истории

Сергей Козырев 2
               

               В нашей школе было много хороших учителей, но самой замечательной, пожалуй, была учительница истории - Роза Наумовна Бух. По обычаю тех советских лет многие названия, имена и фамилии сокращались, поэтому Роза Наумовна называлась просто – РН. Это была полная, гренадёрского роста немолодая женщина с рыжими кудрявыми волосами и было видно, что в её жилах течёт еврейская кровь
       Надо сказать, что РН не была красавицей, её невыразительное плоское лицо было густо усыпано оспинами, руки и ноги были не то чтобы толстыми, а какими-то плотными и неуклюжими, мощное тело венчала высоко поднятая голова – словом, РН казалась нам великаншей.
              Урок истории состоял из двух частей. Вначале РН вызывала по журналу какого-нибудь ученика и спрашивала материал, который изучался на предыдущем уроке. Ученик вставал и пересказывал содержание определённой части учебника история. Это было скучно и неинтересно.  Иногда ответы были бойкими и точными, но иногда ученик мямлил и бормотал какую-то околесицу… Класс в это время развлекался, каждый делал это как мог: кто-то потихоньку жевал, кто-то рисовал, кое-кто дремал; находились любители таких игр, как «крестики-нолики», «морской бой», «балда» …
        Это было вполне безопасно, потому что иногда сама РН, сидя за учительским столом и слушая монотонные ответы, засыпала. Она прикрывала лицо рукой, но через толстые линзы её очков было видно, что глаза её закрыты, а иногда можно было даже услышать лёгкое посапывание. Никто, однако, не смеялся, все - ждали.
        Через некоторое время РН стряхивала дрёму, ставила оценку в журнал и вызывала следующего ученика; так продолжалось несколько раз.
         Когда первая половина урока заканчивалась, РН закрывала журнал, вставала из-за стола во весь свой богатырский рост и начинала говорить. Этой секунды ожидал весь класс, даже отъявленные бездельники, никогда и ничем не интересовавшиеся, бросали свои любимые занятия и внимательно слушали…  Не важно, какая была тема урока - восстание гуситов, столетняя война или Французская революция – РН было не узнать. Сонная скучающая учительница вдруг превращалась в трибуна, вождя восставшего народа, особу королевской крови, Жанну Дарк или в Бог знает кого ещё. Её сонные выпуклые глаза вдруг начинали искриться, лицо оживлялось, речь становилась звонкой, голос звучал молодо и задорно – РН становилась молодой красавицей.
          Она говорила и говорила, не смотря ни в какие бумаги и все мы, более тридцати подростков, заглядывали ей в рот, ловя каждое слово.   Весь класс сидел не шевелясь - такое зрелище можно видеть только в хорошем театре. РН говорила так, будто была далеко - далеко отсюда и сама видела полчища гуннов, атаковавших римские легионы, или была на площади, где на костре сжигали Орлеанскую Деву, или была на Сенатской площади и видела каре из восставших декабристов…
       
      Ах, как весело и приятно было путешествовать по всему миру, да ещё и во времени, испытывая при этом то восторг, то страх или даже ужас и эти сладостные минуты познания дарила нам наша РН…
       Мы узнавали многие интереснейшие вещи, которые нельзя было прочесть в учебниках того времени. Например, как Жанна Дарк, направляя в атаку своих воинов на многочисленное вражеское войско, кричала им: «Кто любит меня, за мной!»
       Или вот ещё – когда перед началом битвы при Азенкуре английский король Генрих Пятый выехал на коне перед строем своих воинов, все увидели, что король не одел шпоры, и все поняли, что он будет сражаться в пешем строю, а это означало, что пути для отступления нет, он будет драться до конца – полной победы или смерти. Воинам передалась отвага и решительность короля, поэтому англичане победили французскую армию, в несколько раз превосходящую по численности английскую…               
      Громко, пронзительно звенел школьный звонок, РН останавливалась, а мы ещё долго сидели молча, приходя в себя. Было очень жаль прерванного рассказа, никто не радовался, как обычно, перемене - звонок возвращал нас из восхитительного путешествия в серую будничную жизнь.
        РН прощалась и уходила. Думаю, ей тоже было жаль возвращаться -  ведь история была её жизнью и призванием.
         Мы очень любили Розу Наумовну и её уроки.
         Она была настоящим УЧИТЕЛЕМ - вечная ей память.
         Прошло почти полвека, но я, как и мои школьные товарищи, помню историю так, как её видела Роза Наумовна - ведь она сама вошла в историю…
                ………………………………………………

      Когда я вырос, я не стал историком, о чём жалею, так уж сложилась жизнь – я получил техническое образование и стал инженером.  Но я твёрдо усвоил, что история, наряду с философией – одна из важнейших наук, поскольку эта наука приводит людей к мудрости, а её, мудрости, особенно сейчас, ой как не хватает…